Содержание
-
Педагогические предпосылки индивидуализации образования
Дата: 15 октябрь 2018 год Подготовила: Воспитатель Савастьянова Т.В.
-
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот 17 октября 2013 г. № 1155 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
-
Индивидуализация дошкольного образования (пункт 1.4. ФГОС)–
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка).
-
Условия для осуществления индивидуализации (необходимые для создания социальной ситуации развития детей) :Пункт 3.2.5. ФГОС
2) Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: -создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; -создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; -недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
-
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: -создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; -развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; -развитие умения детей работать в группе сверстников;
-
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: - создание условий для овладения культурными средствами деятельности; -организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; -поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; -оценку индивидуального развития детей.
-
Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.
-
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ (ранний возраст 1-3 года)
1.предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; 2.экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), 3. общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, 4.самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), 5.восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, 6.двигательная активность.
-
В педагогической работе можно использовать следующие технологии: Развивающие игры Б.П.Никитина.
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр: игры с кубиками, кирпичиками, рамками и вкладышами Монтессори, квадратами, наборами «Угадай-ка», и т.д.
-
Логические блоки Дьенеша.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры). Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.Блоки развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также — восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму.)
-
Автор: Мария Монтессори. Развивающие игры с прищепками направлены на создание различных образов, при помощи дополнения картонной формы прищепками. Игры с прищепками является основой для развития воображения; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияют на расширение словарного запаса ребенка. Технология: «Игры с прищепками»
-
С целью развития творческого потенциала каждого ребенка необходимо активно использовать нетрадиционные техники рисования, которые позволяют максимально заинтересовать и раскрыть творческие способности ребенка. в первой младшей группе -рисование пальчиками;-рисование пальчиками по крупе;-рисование ладошкой;-оттиск печатками из картофеля;-обрывание бумаги;-скатывание бумаги;-тычок жесткой полусухой кистью;-печать пробками;-рисование ватными палочками
-
Методические разработки: 1)Упражнения для развития мелкой моторики из системы Марии Монтессори. 2)Сказкотерапия. 3) Екатерина и Сергей Железновы «Музыка с мамой». 4) Программа «Кроха». (Авторы: Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др.)
-
Важное значение при идивидуализации образования приобретает развивающая предметно-пространственная среда (РППС)
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития»
-
РППС должна быть: 1) содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможность самовыражения детей;
-
РППС должна быть: 2) трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей; 3) полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности; 4) доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; 5) безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасности их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
-
Сенсорный уголок.
-
Материалы на развитие мелкой моторики рук Шнуровка (развивает тактильные навыки)
Шнуровка Яблоко Шнуровка Грибок Шнуровка Бусы Шнуровка Ботинок
-
Развивающие стенды: защёлки-щеколды, крючки, ключи с замочками, винтики с резьбой, циферблат от телефона, звонок (доставляют радость, развивают интерес к изучению нового).
-
Ребёнок отстаёт в двигательной деятельности, рекомендуется использовать:
Мячи, флажки, платочки, султанчики, кубики, погремушки, шишки, шары, палки, ленты.
-
Сухой бассейн, мягкие лёгкие модули, туннели.
-
Условия для осуществления индивидуализации (необходимые для создания социальной ситуации развития детей) :Пункт 3.2.5. ФГОС
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Каждая семья – индивидуальна. Должна проводиться работа с родителями , не имеющими педагогического образования: обучение, просветительская работа: лекции, беседы, консультации. С родителями-педагогами – семинар-практикумы, из опыта работы, заседание круглого стола, деловая игра.
-
ФГОС учитывает интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них должны быть созданы адаптированные образовательные программы. В детских садах, где есть дети с ограниченными возможностями, должны работать ассистенты, которые будут оказывать детям необходимую помощь. Кроме того, в детском саду должны быть организованы групповые и коррекционные занятия. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Пункт 3.2.7. ФГОС
-
Список литературы1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант ) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА _ СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.2. Н.А. Карпухина. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж, 2008- 272 с.3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.1155) 4.Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазёров / М.В.Кудейко – Мозырь: Содействие, 2007 – 52 с.
-
5. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с. ISBN 6. интернет-ресурсы: http://www.rusedu.ru/subcat_40.html Образовательный портал. Архив учебных программ и презентаций. 7. http://www.doshvozrast.ru/ Сайт ориентирован на воспитателей и методических работников детского сада. Конспекты занятий, комплексы оздоровительных мероприятий, сценарии, игры и занятия. Разделы сайта: Методическая работа. Работа с родителями. Конспекты занятий. Оздоровительная работа. Правовое воспитание. Игровая деятельность. Проведение праздников.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.