Содержание
-
Педагогический мониторинг в дошкольной организации:
Подготовила методист Дошкольного отделения ГБОУ Гимназии № 402 Морозова Е.А.
-
Надо ли педагогам ДОО проводить мониторинг или этого категорически делать нельзя?
Интерпретации текста ФГОС ДО управленцами даже высоких рангов прямо противоположные, а рядовому педагогу тем более сложно разобраться в словесных лабиринтах нового документа. Давайте разбираться вместе, куда следует поставить запятую во фразе «педагогический мониторинг в детском саду: запретить нельзя проводить!»
-
Первые законодательные документы, в которых упоминается о мониторинге.
Национальный стандарта РФ, дата вступления в силу с 1 июня 2007 года: обоснована необходимость построения системы мониторинга качества работы образовательного учреждения, описаны элементы этой системы: направления деятельности, подвергающиеся регулярной экспертизе, субъекты, принимающие участие в оценочных процедурах, методы, позволяющие получить наиболее полную информацию об объекте изучения. определено значение процедур мониторинга для обеспечения качества деятельности образовательного учреждения, раскрыты требования к разработке и проведению процесса мониторинга, выделены направления мониторинга.
-
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р)
при создании программы были учтены Положения Национального стандарта особо отмечена необходимость развития мониторинга состояния системы образования, важность обеспечения условий для создания и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех его уровнях обеспечение условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений.
-
Основанием разработки системы мониторинга в детском саду становятся
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В документе говорится о необходимости создания системы оценкидостижения детьми планируемых результатов, и раскрываются требования к этой системе (комплексный подход к оценке результатов освоения Программы, выявление динамики достижений детей, описание объекта, форм, методов, периодичности и содержания мониторинга).
-
Вышеназванный документ послужил основанием для разработки мониторинга образовательного процесса ДОУ, что и стали делать педагоги детских садов (поначалу с большим трудом, потому что такого опыта в практике дошкольного образования в России (и СССР тоже) не было). За три года реализации ФГТ педагогам стало немного понятнее, зачем и как проводить мониторинг. Но… был принят ФГОС ДО, и проблемы начались снова. Противоречивость текста стандарта о педагогическом мониторинге привела к разному пониманию необходимости проведения мониторинга в ДОУ.
-
ФГОС дошкольного образования:с одной стороны
в Общих положениях, п.1.7. заявлено, что «Стандарт является основой для «объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта» (подпункт 4); что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики и результаты этой диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. Вышеприведенный текст свидетельствует о возможности проведения мониторинга.
-
ФГОС дошкольного образования:с другой стороны
«Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей). Эти формулировки ориентируют на запрет осуществления мониторинга в ДОУ.
-
Таким образом, текст ФГОС ДО вызвал неоднозначное понимание использования процедуры мониторинга в детском саду: часть педагогов расценила вышеприведенный текст как запрет на проведение мониторинга, часть – как разрешение. Кто же прав?
-
ФГОС дошкольного образования:о необходимости учета индивидуального уровня развития при проектировании образовательной программы и условий ее реализации
«построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка», «… с учётом образовательных потребностей и способностей детей», «…с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития)», «учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей», «ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка, «учитывающего социальную ситуацию его развития», «построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка, оценку индивидуального развития детей»… Следовательно, без изучения динамики развития ребенка (а это обеспечивает мониторинг) реализовать ФГОС ДО станет просто невозможно!
-
Закон «Об образовании в РФ»
В тексте этого документа мониторинг упоминается неоднократно [7, c.6, 8, 28, 29, 42, 47, 89, 97] в тексте Закона дается определение понятия: «мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность»[7, c.9]. Определяются субъекты, участвующие в процедурах мониторинга; структуры, ответственные за его организацию; порядок проведения [7, c. 6, п.1.11; c. 8 п.1.13 и др.]. Из текста Закона следует, что мониторинг осуществляют как организации, созданные специально для оценки качества образования (внешний мониторинг), так и непосредственно образовательные организации, проводящие самообследование по заданным федеральными органами исполнительной власти показателям, а также обеспечивающие функционирование внутренней системы оценки качества образования [7, c. 28 п. 3.13].
-
Таким образом, анализ Федерального Закона «Об образовании» и других нормативных источников позволяет сделать вывод о необходимости организации мониторинга образовательного процесса в ДОУ! МОНИТОРИНГ ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПРОВОДИТЬ!
-
Мониторинг и диагностика это…
Понятия тождественные, означают практически одно и то же. Понятие мониторинг шире и включает в себя диагностику. Это совершенно разные понятия и сравнивать их нельзя.
-
Содержание мониторинга должно быть тесно связано:
С диагностикой образовательного процесса С нормативными документами С образовательной программой
-
Периодичность мониторинга устанавливается
Образовательным учреждением Министерством образования Департаментом образования Комитетом по вопросам образования
-
В процессе мониторинга оцениваются:
Интегративные качества Знания, умения и навыки Знания детей
-
Мониторинг и диагностика - одно и то же или это разные понятия?
Понятие «мониторинг» является производной формой от латинского monitor и означает осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения. Педагогический мониторинг - это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а также дающая возможность прогноза развития педагогической системы.
-
Образовательный мониторинг
направлен на изучение и оценку освоения детьми образовательной программы, на оценку достижения на основе целевых ориентиров планируемых результатов реализации образовательной программы, на оценку образовательных условий (в соответствии с ФГОС ДО). Общая цель мониторинга – оценка качества образовательного процесса детского сада, предметмониторинга – образовательные условия, достижения и проблемы дошкольной организации в реализации образовательных целей. Смыслпроведения мониторинга – совершенствование качества дошкольного образования, принятие верных управленческих решений и планирование по результатам мониторинга актуальных задач для развития образовательной организации в частности и системы дошкольного образования в целом.
-
Этапы мониторинга
сбор информации, анализ полученной информации и принятие решения на основе анализа. Диагностику можно считать одним из способов сбора информации, т.е диагностика - это первый этап мониторинга;а если посерьезнее выбрать слова ,то так: мониторинг – процесс слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в ДОО, в целях оптимального выбора задач, средств и путей их решения. Мониторингпозволяет отследить результативность программ, направлений деятельности педагогов за определенный период по заранее разработанным критериям, показателям, уровням. Мониторинг всегда предполагает сопоставление результатов первичной и итоговой диагностики.
-
Мониторинг осуществляется
в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними. в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май).
-
Алгоритм действия при наблюдении
Определение цели и задач Определение группы детей для изучения Определение ситуации наблюдения Способ фиксации результатов наблюдения
-
Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий
Определите цели и задачи наблюдения Определите 3 – 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня. Это необходимо сделать, так как наблюдать за всеми детьми группы практически невозможно. Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения. За две-три недели диагностики практически все дети попадут в поле зрения воспитателя. Выберите ситуации наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса. Выберите способ фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, на бланках и технологических картах, на магнитофон, видеокамеру и т.д.). При проведении наблюдения важно записывать информацию объективно, фактически, без интерпретации факта. Сравните, например, две записи : «Сережа пытался взять машинку, с которой играл в тот момент Олег» и «Сережа затеял драку с Олегом, чтобы отобрать машинку». Во втором варианте явно проглядывает оценка ребенка, причем не позитивная. Это чрезмерно эмоциональное отношение может снизить объективность выводов. Не все проявления нужно и возможно фиксировать, какие-то из наблюдаемых ситуаций просто запомнятся воспитателю. Но не жалейте времени на фиксацию фактов: записи дадут возможность выявить динамику развития ребенка, тенденции этого развития.
-
Педагогическая диагностика
Это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей воспитанников, уровня их развития в определенном направлении Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
-
Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами примерных основных образовательных программ дошкольного образования. В частности в программах: «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Вераксы Н.Е.), «ИСТОКИ» (под ред Л.А. Парамоновой)
-
-
Оценка индивидуального развития детей
Результаты используются только для: оптимизации образовательной работы с группой дошкольников для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.
-
СОГЛАСНО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Родители (законные представители) воспитанников ИМЕЮТ ПРАВО знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических), давать согласие или отказаться на проведение таких обследований или участие в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.
-
Диагностика и Мониторинг
(Отличаются параметрами) - Знания - Умения - Навыки Уровень освоения программы (Статические наблюдения) Процесс отслеживается в динамике Систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки
-
диагностика мониторинг контроль результата контроль процесса
-
Структура мониторинга ОБЪЕКТ СБОР ИНФОРМАЦИИ ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
-
Процедура проведения мониторинга
Определение цели Обозначение критериев Подбор методов Анализ информации Проектирование работы с детьми
-
Методы проведения мониторинга
Высокоорганизованные Тесты Стандартизированные задания Проектные методы (проводят только специалисты! В специально организованной обстановке) Низкоорганизованные Наблюдения Беседы Анализ продуктов детской деятельности (проводят воспитатели, в обычной обстановке)
-
Периодичность проведения мониторинга определяется самим образовательным учреждением и прописывается в положении о внутреннем мониторинге, там же определены цели и задачи, направления, инструментарий и методы.
-
первичная промежуточная итоговая диагностика диагностика диагностика ВЫЯВЛЕНИЕ СТАРТОВЫХ УСЛОВИЙ ОЦЕНКА ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫБРАННОЙ СТРАТЕГИИ ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ
-
Таким образом,
Мониторинг – это наблюдение со стороны, а диагностика – активное тестирование. Соответственно, первый вид изучения потенциально безопасен для объекта, а второй может навредить. Диагностика призвана выявить те недостатки, которые лежат на поверхности. Мониторинг позволяет глубже проникнуть в проблему и понять природу её появления. Диагностика проводится периодически, как правило, в начале, середине и в конце учебного года, мониторинг отличается систематичностью и непрерывностью.
-
Форма проведения мониторинга
преимущественно представляет собой: наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Мониторинг позволяет оценить организацию образовательного процесса в группе и в целом в детском саде.
-
-
Методические рекомендации педагогам при проведении педагогической диагностики
Процесс обследования должен выглядеть естественно и непринужденно для ребенка, проходить в привычной для него среде. Необходимо активно использовать игровые ситуации в организации диагностики, любые ситуации взаимодействия с ребенком в педагогическом процессе и обычные для воспитанника виды деятельности, деликатно переводя разговор на интересующее Вас содержание. Ваши дети отличаются друг от друга, а это требует индивидуального подхода к ним в организации диагностики, учета индивидуально-типологических и личностных особенностей ребенка в ходе диагностического взаимодействия. В ходе беседы педагог демонстрирует ребенку культуру общения, обращается нему по имени, с уважением, используя такие обороты, как «Маша, скажи, пожалуйста, как ты понимаешь, что значит быть здоровым?»; «Никита, подумай и ответь мне, пожалуйста, какие правила поведения на улице тебе знакомы?»; «Спасибо! Ты дал полный ответ» и т.д.
-
С опорой на наглядность ребенку легче ориентироваться в содержании беседы, понять вопрос, поэтому использование в ходе обследования наглядных средств необходимо, особенно для детей младшего и среднего дошкольного возраста Следует помнить, что если ребенок отказывается общаться с Вами в тот или иной момент, хочет побыть один или поиграть с другими детьми, отдохнуть, разрядиться после занятий, то не стоит делать поспешных выводов об его особенностях, представление о развитии ребенка складывается из множества частных оценок (наблюдение проходит в течение двух недель) оценка уровня развития исходит из личности ребенка, сравнивать результаты диагностики можно только с собственными результатами развития ребенка, в процессе диагностики идет сравнение с нормой и динамикой
-
Мониторинг детского развития
включает в себя оценку физического развития ребенка (проводит инструктор по физической культуре), состояния его здоровья (проводит медицинский работник /по согласованию/), анализ коррекции речевых нарушений (проводит учитель-логопед); развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных (проводит педагог-психолог)
-
Оценка индивидуального развития детей
-
Результаты педагогической диагностики доводятся до сведения родителей с целью выработки единой общей стратегии преодоления обнаруженных проблем
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.