Содержание
-
а
У г ч и р п а м м и с я о с т ь т н о КОУ РА «Школа им. Г.К.Жукова» Учитель-логопед Герасимцева И.В.
-
Актуальность
На сегодняшний день нарушения письма (дисграфии) являются самыми распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. 2
-
Расстройства письменной речи оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Поэтому в последнее время очень актуальна проблема коррекции дисграфии, то есть профилактика и исправление специфических нарушений письменной речи, что определяются реальными потребностями системы отечественного образования и существующими противоречиями. 3
-
Противоречия:
между ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся; между необходимостью выполнении рекомендаций логопеда педагогом и родителями и пассивным их участием в коррекционно-логопедическом процессе. 4
-
Артикуляторно-акустическаядисграфия
Это дисграфия, связанная с неразличением ряда звуков не только на слух, но и в собственном произношении ребёнка (замены в устной речи одних речевых звуков другими). Ошибки на письме не всегда соответствуют ошибкам в произношении, уровень нарушения письма не всегда соответствует степени выраженности недостатков произношения. 5
-
У детей наблюдаются стойкие, повторяющиеся ошибки, отражающие слабость дифференцирования звонкости - глухости, твёрдости - мягкости звуков. Низкая способность к проведению звукового анализа подлежащих написанию слов отражается в ошибках следующего типа: - пропуск букв и слогов, их перестановки (окно - оНКо); - добавление букв и слогов (дружно - дУружно); - искажение графического образа букв; - смешение парных согласных (замена Б на П и наоборот); - ошибочное написание гласной в ударной позиции (вАлосы вместо вОлосы); - неправильное обозначение мягкости согласных на письме («лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»). 6
-
Цель:
снижение количества детей, страдающих артикуляторно - акустической дисграфией путем коррекционно - профилактической работы в условиях школьного логопункта. 7
-
Задачи
- выявить путём ранней диагностики нарушения устной и письменной речи у младших школьников; - помочь естественному стремлению ребёнка преодолеть возрастные, а иногда и патологические недостатки речи; - разработать и систематизировать упражнения для коррекции артикуляторно-акустической дисграфии; - создать базу дидактических материалов, необходимую для занятий с детьми младшего школьного возраста; - оказать консультационную помощь педагогам, работающим с детьми в преодолении артикуляторно-акустической дисграфии 8
-
Адресная направленность
- педагоги школы, так как умение грамотно писать и читать из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися, положительно скажется на успешной школьной адаптации детей, развитии самостоятельности, коммуникативных возможностей детей; - учебное заведение, так как, улучшение результатов по контрольным письменным работам благоприятно отразится на статистических данных школы; - сами учащиеся, так как реализация этого проекта позволит им повысить культурный уровень, разовьёт самостоятельность и уверенность. 9
-
Участники проекта
Учащиеся начальных классов, учителя и воспитатели начальных классов. 10
-
Содержание
Чтобы преодолеть этот вид дисграфии, нужно работать над четкой слуховой дифференциацией звуков, которые ученик плохо различает на слух. Для дифференциации звуков [ш] и [ж] можно использовать следующие упражнения: раскладывание под буквами ш и ж картинок, в названиях которых содержаться соответствующие звуки (типа шапка, шарф, жилет, жакет, шуба, ландыш, пожар); называние ребёнком слов со звуками [ш] и [ж]; 11
-
показ буквы шили ж в ответ на произносимое взрослым слово с соответствующим звуком; называние ребёнком пропущенной в слове буквы шили ж (ко…ка, ко…а, ло…ечка, ду…, по…ар); в дальнейшем подобные упражнения проводятся и в письменной форме; запись диктуемых взрослым слов под буквой шили ж; придумать и записать слова со звуком [ш], а затем - со звуком [ж] (например: жук, жираф, кожа, нож, и школа, шагать, кошка, душ и т.п.); придумывание и запись ребёнком слов, в которых содержатся сразу оба дифференцируемых звука (положишь, жалеешь, живёшь, ждёшь) 12
-
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный. Сентябрь 2021 года. Задачи: Сформировать информационный банк данных о детях, поступающих на школьный логопункт. Подобрать и отобрать логопедический и дидактический материал, разработать планирование работы в соответствии с психическими и возрастными особенностями младших школьников. 13
-
2 этап. Реализация. Сентябрь 2021 – май 2022 года Задачи: 1. Проводить профилактическую работу с детьми; 2. Опробовать нетрадиционные приемы логопедической работы. 3. Продолжить создание базы дидактических материалов. 4. Оказать консультационную помощь педагогам, работающим с детьми. 14
-
3 этап. Контрольно-диагностический. Май 2022 года. Задачи: 1. Определить эффективность проделанной работы. 2. Разработать рекомендации для педагогов по дальнейшей коррекции письменной речи у учащихся. 15
-
Риски при реализации проекта
1. Трудность усвоения логопедического материала, обусловленная неврологическим статусом. 2. Пассивное участие педагогов в проведении логопедической работы. 3. Пассивность детей во время проведения логопедической работы. 4. Непостоянный состав детей в группе не позволит в должной мере оказать логопедическую помощь. 16
-
Ресурсное обеспечение
- канцтовары (тетради, цветные и простые карандаши, бумага, ножницы); оборудование логопедического пункта; дидактический материал для проведения коррекционных занятий, наглядные пособия; - компьютер, диски; - дидактические игры, настольно-печатные игры. 17
-
Результатыреализациипроекта
1. Отработаны механизмы использования приемов логопедической работы на занятиях и вне их. 2. Создан перспективный план работы для каждой возрастной группы. 3. Сократилось количества детей с нарушениями письменной речи. 4. Разработаны рекомендации для педагогов по применению логопедических игр и упражнений на уроках и дополнительных занятиях. 18
-
Спасибо за внимание!
19
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.