Содержание
-
Поддержка инициативы и самостоятельности через проектную деятельность дошкольников (из опыта работы)
группа № 10
-
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, одной из задач ФГОС ДО является поддержка инициативы и самостоятельности детей (п. 1.6 «побуждать детей к инициативности и самостоятельности»)
-
В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности мы применяем различные инновационные технологии. Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются проектный метод и технология индивидуализации обучения и развития «Детский совет», поскольку они позволяют реализовывать образовательную деятельность, оптимально раскрывающую потенциал участия детей, а также отводят основную роль образовательным процессам, реализуемым в повседневной деятельности, в естественных условиях.
-
Для разработки проектов, мы используем одну из форм вовлечения детей в участие - детский совет. Детский совет - это общее собрание группы детей вместе с педагогами.
-
Задачи «Детского совета»: 1.Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон». 2. Помочь выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично. 3. Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых. 4. Помочь сформулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения. 5. Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта. 6. Разработать план действий. 7. Развивать способность детей делать осознанный ответственный выбор, умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.
-
Цель проектной деятельности — развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Выделяем следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
-
Как работает «Детский совет»? «Детский совет» проходит утром – в начале образовательной деятельности и вечером – в завершении ее. К таким смысловым частям можно отнести: Ритуал. Беседа на свободную тему. Мотивирование детей на изучение темы и работу над проектом можно по-разному. 4. Выявление инициатив и образовательных запросов детей. 5. Совместное составление плана работы над проектом.
-
Так заканчивается утренний «Детский совет». В процессе работы над темой, он проходит ежедневно, с целью анализа и определения плана работы на день, подведения его итогов. Вечерний «детский совет» начинается с подведения итога дня.
-
С чего мы начинаем? На утреннем детском совете мы узнали у детей, какие профессии им интересны, в роли какого специалиста они хотели бы себя попробовать. Оказалось, что наиболее интересна профессия журналист. Определили план проекта.
-
Был реализован проект «Первые шаги в журналистику». На 1 этапе общими усилиями мы: - подобрали справочную и художественную литературу, (загадки, пословицы, поговорки, скороговорки) о труде и профессиях; - создали книгу «Словарь вежливых слов» (потому что дети посчитали важным, чтобы журналист был вежливым);
-
- подобрали наглядно-демонстрационный и дидактический материал по теме «Профессия – журналист»: Оргтехника и средства связи», иллюстративный, фотоматериал, сюжетные и предметные картинки, - разработали опорные карты для интервьюирования.
-
На 2-м этапе мы: - беседовали о журналистике; - читали стихи о правилах речевого этикета; - знакомились с иллюстративным и документальным материалом, фото- и видеоматериалом; подготовили атрибуты к игровым ситуациям (блокноты, планшеты, бейджи, командировочные листы, рисунки и надписи, эмблемы для газеты и др.), которые ребята изготавливали в совместной и самостоятельной изобразительной деятельности. На 3-м этапе мы: Подготовили и защитили проекты «Журналист должен быть, «Способы получения информации».
-
«Модель работы юных корреспондентов», «Оборудование журналиста».
-
,
На 4-м этапе мы: Пресс - конференция «Вопрос-ответ» на тему «Права сказочных героев». Я Ф.И. журналист «Веселые картинки». Мне интересно какое право нарушено в сказка «Красная Шапочка» (Право на жизнь, право на свободу). -Ф. И. журналист газета «Солнышко». Скажите, пожалуйста какое право было нарушено в сказке «Двенадцать месяцев» (дети используются в качества рабочей силы ). И т.д. Творческие командировки Здравствуйте, я главный редактор газеты «Калейдоскоп» Маша Б., представьтесь пожалуйста. Разрешите задать вам несколько вопросов? В какую группу вы посещаете в детском саду? Почему вы решили освоить эту технику? Что было трудно? И т.д. Здравствуйте, я журналист газеты «Ежата» Алина П., представьтесь пожалуйста. Скажите, пожалуйста в чем заключается ваша работа? Какие полезные блюда вы готовите? Почему вы решила выбрать эту профессию? И т.д.
-
Завершающим этапом подготовили разнообразный материал для выпуска детской газеты «Ежата».
-
Использование данной формы позволяет больше всего нашим юным журналистам понравилось выпускать газеты. И мы подумали, как использовать эту инициативу детей? Ответ мы нашли случайно. На одном из итоговых советов дети решили рассказать о своих открытиях по итогам очередного проекта в газете. Идея удалась. Так появилась новая форма подведения итогов проектной деятельности газета. Мы поддержали инициативу детей, потому что увидели в данной форме огромный потенциал. Использование данной формы позволяет: - подвести итоги, - дает возможность детям поделиться своими достижениями, открытиями, - позволяет заразить детей энтузиазмом и вселить в них чувство уверенности, что они тоже смогут, если захотят, - обеспечивает возможность для формирования сложных и очень важных навыков рефлексивности.
-
Выстраивание, проговаривание, выслушивание планов друг друга, совместное действие по плану, достижение собственных и общих целей, удовольствие от общения – вот где лежит основа всех ключевых компетентностей, содержание которых соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования. Использование метода проекта и технологию «Детского совета» в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом. В процессе у ребят формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания. и умения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.