Содержание
-
Подготовка ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема
-
Мы живём в быстро меняющемся обществе, и наша школа должна успевать за его развитием, а в идеале и опережать его, потому что будущее рождается сегодня. Это уже стало аксиомой. (А.Асмолов)
-
От уровня предшкольного образования зависит успешность жизни ребенка. Предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности. По мнению экспертов, из-за неразвитого дошкольного образования экономика недополучает 16-20 млрд рублей ежегодно. Актуальность проблемы
-
Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
несозревшая мотивация “шестилеток” к обучению ухудшение здоровья детей преимущество программ дошкольного образования для сохранения здоровья и эмоционального благополучия детей по сравнению с 1980-ми годами процент детей 6-летнего возраста, не готовых к систематическому обучению, увеличился в 5 раз. 18.5 % шестилеток являются “зрелыми”, более 49 % — “среднезрелыми”, а 32,2 % — незрелыми в плане функциональной готовности к обучению.
-
Исследования Института возрастной физиологии РАО
-
Ситуация в школе
В условиях вариативности дошкольного образования и отсутствия единых представлений о готовности к школьному обучению дети приходят в школу с навыками чтения и счета. - у 35−40% из них не развита мелкая моторика, - у 60% – устная речь, - у 70% первоклашек не сформировано умение организовать свою деятельность НО
-
Готовность первоклассников к школе
-
Как готовят детей к поступлению в школу(по материалам мониторинга эксперимента по обновлению содержания и структуры общего образования, 2003 г.)
-
Как готовы дети к обучению в школе(результаты анкетирования учителей)
-
Источники знаний родителей о воспитании и обучении ребенка
-
Отношение первоклассников к школе
-
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
Очень интересно 15 Скорее, интересно, чем нет 54 Трудно определить точно 24 Скорее, не интересно 6 Совершенно не интересно 1 ребенок Учиться в ОУ:
-
Отношение первоклассников к учебе в школе
-
Такой подготовки недостаточно, и умение читать и считать не ведёт автоматически к: развитию речи, мышления, памяти, пространственной ориентировки и пр.; мотивационной готовности; произвольности поведения; децентрической позиции - Подготовка к школе понимается повсеместно как обучениетем знаниям и умениям, которые дети должны получить в школе при обучении в 1 классе. но Важнейшим компонентам готовности к школьному обучению
-
Необходимо создать педагогическую среду, влияющую на разные аспекты и стороны развития личности, исследования процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др. В рамках данного подхода можно вести речь о комплексном развитии эмоционально-образной, потребностно-мотивационной, когнитивно-деятельностной сфер личности. Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь») Создать условия для приобретения учащимися средств познания и совершенствования себя, мира
-
Сопоставление результатов
-
Характеристика заболеваемости первоклассников (в %)
-
Готовность первоклассников к обучению с учетом возраста при поступлении в школу
-
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
Требования родителей 22 Требования педагога 16 Сильное влияние педагога 17 Осознание необходимости учебы 83 Чувство востребованности 19 Это интересно 31 Стремление к лидерству, авторитету 23 В классе есть, за кем тянуться 9 Просто учеба легко дается 11 Хорошей учебе способствуют:
-
Разбросанность интересов Развлечения (игры, дискотеки) Невозможность побороть лень Домашние проблемы Нереальность выполнения домашних заданий Отсутствие интереса к отдельным предметам Интересы преобладают над школьными Часто бывает плохое настроение Не хватает сил (здоровья) Неумение сосредоточиться Думает, что не все предметы нужно учить Успешной учебе мешают: 21 27 46 11 9 50 12 12 12 27 22
-
Несоответствие требование педагога и программы индивидуальным особенностям ребенка Несоответствие учебно-познавательных возможностей ребенка его психофизиологическим возможностям Нарушение основных режимных моментов: продолжительность сна, прогулок, время выполнения домашних заданий. Причины неуспешности обучения «Ленивых детей не бывает. Ребенок отказывается от деятельности либо потому, что ему не интересно, либо потому, что он не здоров (трудно).» П.М.Ивановский
-
ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ Негативное взаимоотношение в системах: «Учитель-ученик» «Ученик-ученик» Не соответствие требований возможностям ребенка Не соответствие учебно-познавательных возможностей ребенка его психофизиологическим возможностям Не знание индивидуальных особенностей ребенка Здоровье: психическое и физическое
-
ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ слухового восприятия; трудности вербально- логического мышления; речевого развития, звуко-буквенного анализа, артикуляции; недостаточная зрелость коры головного мозга зрительно-пространственного восприятия фонетико-фонематического восприятия координации движений и зрительно-моторных координаций зрительного восприятия зрительной памяти СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НЕДОСТАТОЧНАЯ СФОРМИРОВАННОСТЬ: слухового восприятия; зрительно-пространственного восприятия координации движений и зрительно-моторных координаций0 зрительного восприятия зрительной памяти
-
ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ механическое чтение быстрый темп письма отсутствие учета индивидуальных факторов: утомления; функционального напряжения; низкой неустойчивой работоспособности форсирование темпа обучения недостатки методики обучения: опора на механическое копирование (преобладание репродуктивного вида деятельности) НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НЕДОРАБОТКИ неправильное положение ручки
-
Учет индивидуальных особенностей ребенка Биологический и паспортный возраст Состояние здоровья Темп деятельности Тип восприятия
-
Паспортный возраст 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет 5 лет 5 6 7 8 9 5,5 6,5 7,5 8,5 Для ребенка важны каждые полгода Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных процессов, морфологических особенностей и зависит от индивидуального темпа роста и развития организма это уровень функционального и психического развития организма, который сравним со средними возрастными характеристиками группы и для которого поведение ребенка в социальной, познавательной и физической областях считается характерным для данного возраста может отставать от паспортного возраста на 1-1,5 года Для организации успешной образовательной деятельности необходимо знать, сколькими возрастными подгруппами представлен классный коллектив это возраст, имеющий четкую временную градацию– день, месяц, год.
-
Основы организации успешного обучения младших школьников Учет особенностей организации деятельности детей седьмого года жизни Фиксирование внимания на положительных проявлениях ученика Учет индивидуальных особенностей ребенка Предоставление детям разных по сложности учебных заданий (в соответствии с их индивидуальными особенностями) Учет структуры индивидуального интеллекта при планировании обучения
-
Положительная установка на учащихся Привлечение учащихся к принятию решений Развитие самостоятельности и активности учеников Адекватная оценка возможностей учащихся, их успехов и неудач Четкий и краткий инструктаж, предоставление алгоритмов действий Использование иронии, шутки в воспитательных целях Проявление эмоциональной отзывчивости Основы организации успешного обучения младших школьников
-
Благодарю за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.