Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация на тему "Портфолио воспитателя" представляет собой портфолио в электронном виде. В презентации приведено педагогическое кредо, визитную карточку, рабочие материалы, повышении квалификации, профессиональной переподготовке или получении дополнительного образования.
Воспитатель должен быть тем, Кем он хочет сделать воспитанника.
(В.Даль)
Слайд 3
Содержание
1. Визитная карточка2. Рабочие материалы3. Самообразование-цель,задачи-конспект НОД4. Методическая Копилка-работа с детьми-взаимодействие с семьей5. Мне интересно
Слайд 4
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Слайд 5
Это Я
Слайд 6
Слайд 7
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
Слайд 8
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Слайд 9
Профессиональная переподготовка или получение дополнительного образования
Слайд 10
Участие в мероприятиях (заседаниях МО, конференциях, семинарах, консультациях, и т.д.)
Слайд 11
Использование современных образовательных технологий
Слайд 12
Разработка и реализация авторских концепций, программ, проектов.
Слайд 13
САМООБРАЗОВАНИЕ
Слайд 14
Тема: « Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"
Цель:
Повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ.
Задачи:
1. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей2. Формирование у родителей гендерной компетентности.3. Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.
Слайд 15
Мальчики и девочки – два разных мира. Их нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Взрослые – педагоги и родители должны раскрыть, сохранить, а далее развить задатки, заложенные в мальчиках и девочках от природы, не навредив хрупким детским душам Воспитание детей с учётом гендерных особенностей задача сложная, но посильная.
Работу по данной теме в своей группе мы осуществляем по следующим направлениям:
- «Создание предметно-развивающей среды».- «Работа с детьми».- «Работа с родителями».
Слайд 16
НОД по гендерному воспитанию в средней группе «Девочки и мальчики»
Цель:
развитие дружеских взаимоотношений между девочками и мальчиками, формирование образа «я», закрепление умения дифференцировать свою половую принадлежность, расширять представления детей об игрушках, которыми пользуются девочки и мальчики.Оборудование: колокольчик, сундучок, зеркала по количеству детей, костюм медвежонка.
Ход занятия.
Воспитатель звенит колокольчиком и произносит: «Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок». Дети встают в круг.
Давайте поздороваемся друг с другом. Девочки поздоровайтесь с мальчиками, сделав пружинку, мальчики – поклон головы. Кто – то в гости к нам идет. Отгадайте загадку и узнаете кто это.
Зверь забавный сшит из плюша:Есть и лапы, есть и уши.Меду зверю дай немногоИ устрой ему берлогу!
(медведь)
Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе…»
Игра для девочек «Уложи куклу спать»
Игра для мальчиков «Мы – шофёры»
Танец «Мишка по лесу гулял…»
Рисование солнышка детскими ладошками.
Слайд 17
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Слайд 18
Работа с детьми
Сценарий развлечения в средней группе «В гости к крокодилу Гене»
Цель: Закреплять знания детей о правилах поведения на улице, о дорожных знаках, пешеходных переходах, («Пешеходный переход».)
Наглядное пособие: Дорожные знаки.
Слайд 19
Ход РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Чебурашка: Здравствуйте, дорогие ребята! Это детский сад «Аленушка»? Именно к вам и спешил. Вы знаете, как меня зовут (Чебурашка.) Угадали. Ведь меня теперь каждый знает. А моего лучшего друга вы знаете?В зал вбегает Старуха Шапокляк.Шапокляк: Твой лучший друг, ответит всяк, одна лишь только Шапокляк!Чебурашка: Нет, все ребята знают, что моего друга зовут Крокодил Гена. У него сегодня день рождения и он приглашает всех нас в гости.Шапокляк: Гена уже и угощение приготовил. На первое - лук репчатый, протёртый с чесноком, на второе - горчица, а на третье - компот из лягушек. Вам нравятся такие угощения?Дети: Нет!Шапокляк: Вот видишь, Чебурашка, ребята говорят «нет». Они не пойдут в гости к твоему другу. Они останутся со мной.Чебурашка: Не пойдут? А как же Гена? Ему ведь очень грустно. Неужели никто не пойдёт к нему на день рождения? Он так хотел вас видеть, ребята. Пойдёмте, пожалуйста.Шапокляк: Ага, разбежались. Ничего у вас не получится. Надо же идти через город, а дети не знают правила дорожного движенияЧебурашка: Неужели вы не знаете, ребята?Шапокляк: Ничего они не знают. (Подходит к кому - либо из детей). Это мальчик честно признался, что ничего не знает. Молодец, весь в меня. А я самая честная на свете.Чебукрашка: Мой друг Гена никогда не поступает плохо. А с тем, кто учит обманывать, мы не будем дружить. Не возьмём тебя с собой.Шапокляк:Чебурашка, золотой мой, не буду больше. (Падает на олени, начинает рыдать). Возмите меня с собой. Я всё, всё знаю. Честное слово. Вот скажите мне, когда вы пойдёте к Гене, кем вы будете? Вы будете пешеходами. И я скажу, каким должен быть пешеход. Торопливый - ведь надо перебежать улицу. Грубый - а то, если народ не растолкаешь, не пройдёшь.Чебурашка: Неправильно, неправильно. Если хочешь, мы можем рассказать тебе о пешеходах.Ведущий: Ребята! Как надо переходить улицу? (Посмотреть сначала налево, потом направо). Что нельзя делать, переходя улицу? А играть на проезжей части можно? (Ответ детей)Шапокляк: Ребята хорошо знают правила. А теперь мы проверим, как ты знаешь правила дорожного движения. Можно ли перебегать улицу перед приближающимся транспортом? Цепляться за машины? Играть на проезжей части?Шапокляк отвечает неправильно, дети исправляют её ответы.Ведущий: Да, тебе ещё многому надо научится. Послушай, как дети отвечают на вопросы. Кто из вас в вагоне тесном уступает старшим место? Знает кто, что красный свет, это значит - хода нет? Кто из вас идёт вперёд только там, где переход? Знаете кто, что свет зелёный означает - путь открыт? (На каждый вопрос дети хором отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья».)Шапокляк: Всё это неправильно, ребята,Чебурашка: Не слушайте её, ребята, она так ничего и не поняла.А теперь мы можем отправиться к Гене на день рождения.Шапокляк: И меня, и меня возьмите.Ведущий: А ты, Шапокляк, иди учи правила дорожного движения.Шапокляк огорченно уходит.Чебурашка: Ребята, давайте песню споем, чтобы нас Гена услышал.Дети исполняют песню «Вместе весело шагать». Появляются крокодил Гена.Гена: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости.Ведущий: Гена! Мы поздравляем тебя с днем рождения. И чтобы этот день тебе надолго запомнился, мы приготовили концерт.Дети поют песню «От улыбки», играют в игру «Светофор», танцуют.Гена: Спасибо, Чебурашка, что привел ко мне ребята. Спасибо вам, ребята, что устроили такой веселый праздник. Я приглашаю вас на чаепитие.Дети идут в группу пить чай.
Слайд 20
Взаимодействиес семьей
Родительское собрание на тему: «Грамотный пешеход»
Цель: Ознакомление и вовлечение родителей в деятельность доу по правилам дорожного движения.Задачи: Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей по правилам дорожного движения для детей.Формировать у родителей практические навыки осознанного поведения детей на улице. Использовать правила дорожного движения в повседневной жизни.Способствовать развитию познавательных процессов, умения ориентироваться в окружающей обстановке, коммуникативных качеств личности, способности слушать других.Содержание:Приветствие.Рассказ воспитателя о статистике дорожно– транспортных происшествиях.Составление мысленно по памяти схемы своего двора, где на ваш взгляд надо заострить внимание ребенка где может подстерегать его опасность.Ситуации для анализа по обучению детей правилам дорожного движения вместе с родителями.Игры для детей и родителей: “Светофор", “Угадай, какой знак", "Поставь дорожный знак".Советы родителям:
Только ваша культура поведения, строгое выполнение правил движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье ребёнка поможет воспитать у него навыки и привычки безопасного поведения на улице.
Слайд 21
МНЕ ИНТЕРЕСНО
Слайд 22
Сказка на ладошке
Пальчики рассказывают сказки.
Где только ни побывали наши любознательные пальчики, что только ни повидали. Многое узнали и многому научились. Теперь все, что захотят, могут они показать. Даже показывать живые картинки к знакомым сказкам, превращая их в настоящие спектакли.
Давайте вспомним несколько хорошо всем знакомых русских народных сказок и попробуем их рассказать и показать с помощью маленьких артистов.
Колобок(пальчиковое упражнение «Шарик») .Когда Колобок поет свою песенку, ее следует сопровождать такими движениями:Я колобок, колобок! По амбару метен(пальчиковое упражнение «Веник• Колобок »,По сусекам скребен(поскрести пальцами рук по столу,На сметане мешен(выполняйте движения, как при замесе теста).В печку сажен(выполните пальчиковое упражнение «Печка»,На окошке стужен (выполните пальчиковое упражнение «Окошко» и подуйте в него).Я от дедушки ушел(изобразите дедушку)Я от бабушки ушел(изобразите бабушку,Я от зайца ушел(пальчиковое упражнение «Заяц»).
* Пальчиковое упражнение «Печка»: согните пальцы под прямым утлом к ладоням; большой палец левой руки согните и «спрячьте»; средний палец, безымянный и мизинец правой руки положите поверх пальцев левой руки, большой палец прижмите к указательному, а указательный вытяните — это «печная труба».
Пальчиковое упражнение «Окошко»: пальцы обеих ладоней округлите и сложите в виде овального окошка.
После исполнения песенки, при словах: «Покатился колобок дальше — только его и видели», можно повращать руками относительно друг друга.
Слайд 23
Психогимнастика для детей дошкольного возраста
Подборку игр и упражнений для детей дошкольного возраста. Упражнения, направленные на обучение детей психорегуляции (в основе которой лежит мышечная релаксация или расслабление мышц) ., которые помогают детям расслабиться, научиться саморегуляци и т. д.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)
Упражнение «Белоснежка и гномы».Введение в игру. УспокоениеФизминутка.«Душистые цветы» (игровое упражнение на напряжение и расслабление мышц рук) .«Шагают ножки по лесной дорожке» (игровое упражнение на напряжение-расслабление мышц ног)«Чужой» (игровое упражнение на напряжение – расслабление мышц туловища) .«Кто здесь? » (игровое упражнение на напряжение-расслабление мышц шеи) .«Встреча с Белоснежкой» (игровое упражнение на напряжение- расслабление мышц лица) .ОТДЫХ.Я рас-слаб-ля-юсь… и ус-по-каи-ва-юсь…Мои руки расслабленные. Мои ногирасслабленны. Мое туловище расслаблено.Я отдыхаю и набираюсь сил.АКТИВИЗАЦИЯ.Свежесть и бодрость наполняют меня.Я буду со всеми приветливым, бодрымНастроение радостное!Самочувствие отличное!Я буду считать про себя от 3 до 1: 3 – сонливость проходит, 2 – я потягиваюсь, 1 – я открываю глаза.Встаем! Упражнения закончены.
Слайд 24
Техника тестопластика
Лепка из соленого теста – увлекательное занятие, которое способно доставить массу удовольствия как маленьким непоседам, так и взрослым дядям и тетям. Соленое тесто – превосходный податливый материал, из которого можно изготовить массу интересных поделок, в том числе целые картины, излучающие тепло рук мастера и домашний уют. Чтобы создать настоящий шедевр придется хорошенько постараться, но освоить тестопластику под силу абсолютно каждому, тем более что эта техника не требует наличия каких-либо уникальных способностей и дорогих материалов. Если задаться целью, все необходимое можно отыскать, не выходя из дома, было бы желание. Для деток изготовление поделок из соленого теста станет не только интересным, но еще и очень полезным занятием, поскольку мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи, мышления, внимания, воображения, зрительной и двигательной активности детей
Слайд 25
Рукоделие в технике тестопластика «Домовёнок Кузя»
Цель: развитие художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства.
Задачи:
- развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;- способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;- формировать и развивать навыки ручного труда;
Необходимый материал: солёное тесто, доска для лепки, стакан с водой, несколько кисточек, стека, зубочистка, кусочек меха, лак, клей, тонкая ленточка, гуашь, салфетки.
Слайд 26
Приступим к работе.
1. Берём готовое, хорошо вымешанное солёное тесто.
Рецепт соленого текста (для поделок):
- 2 стакана муки- 1 стакан соли- примерно 125 мл воды (количество воды зависит от вида муки)Я всегда делаю сразу две порции.Желательно добавить 1 ложку крема для рук (или растительного масла или сухого обойного клея)Для получения однородной массы используйте миксер.Лепим поделку сразу на той доске, где она будет сохнуть.
2. Раскатываем толстый валик.3. Придаём ему плоскую форму.4. Придаём ему форму подковы. Края загибаем кверху (смачиваем внутри водой, с помощью кисточки) и обычным карандашом делаем нескольно дырочек – симметрично.5. Делаем заготовки для частей туловища: шарик и четыре колбаски.6. Детали соединяем между собой водой, с помощью кисточки. Придаём форму согнутых ног. (Домовёнок должен сидеть на подкове и держаться за неё руками).7. Делаем заготовки для одежды: 4 прямоугольника.8. Прикладываем прямоугольники на домовёнка, «одеваем» его в безрукавку и штаны. Сверху повязываем пояс (не забываем все детали смачивать водой).9. Оформляем голову: нос, глазки, ушки и ротик.10. Делаем заготовки для листьев и цветов (произвольная форма). На листиках зубочисткой делаем прожилки.11. Располагаем листья, а наверх цветы по всем свободным участкам подковы, (не забываем про воду).12. Сушим поделку тщательно, т.к. она получается толстая.Как сушить изделия из соленого теста?Сушка фигурок из соленого теста осуществляется в духовке при температуре 80 градусов а течение часа и более (время сушки зависит от толщины фигурки). Другой вариант - сушить соленое тесто на батарее.13. А теперь готовую поделку оформляем, кому, как нравится: раскрашиваем гуашью, покрываем лаком, приклеиваем волосы и бородку, вдеваем в дырочки ленту.
Слайд 27
Посмотреть все слайды
Конспект
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад «Родничок»
Родственные слова. Игры и упражнения. (консультация для воспитателей)
Подготовила и провела:
учитель-логопед
Копылова Е.В.
Г. Выборг
Проблема овладения правильным русским языком – одна из многих, которую должно решать современное общество. По уровню речи можно сделать заключение об интеллекте человека, его воспитанности и образованности. Развитие речи и обучение родному языку является главнейшим условием ознакомления ребёнка с окружающим миром. Существует замкнутый круг, в котором можно проследить взаимосвязь между уровнем психического развития, речи и интеллекта. Чем лучше развиты речь и познавательные процессы, тем успешнее идёт накопление знаний ребёнка об окружающем мире, а значит, развивается его интеллект. Чем больше объём получаемых знаний, тем лучше идёт развитие психических процессов и речи.
Что значит выражение «хорошо развитая речь»? Это значит, что ребёнок должен владеть определённым запасом слов, правильно их произносить (не искажая и не заменяя звуки), уметь грамматически правильно строить предложения, владеть определённой интонацией и логично излагать свои мысли.
Овладение родным языком как средством общения идёт через познания ребёнком окружающего мира. Это активный творческий процесс совместной работы взрослого и ребёнка. Если своевременно не оказать ему помощь в овладении родным языком, то в дальнейшем научить ребёнка говорить будет очень трудно.
По данным М.Ф.Фомичёвой, словарный запас двухлетнего ребёнка при нормальном развитии речи достигает 200 – 300 слов, к трём годам он может составлять 800 – 1000 слов, к четырём – около 2000 слов, к пяти – уже около 3000. Эти цифры могут колебаться в ту или иную сторону.
Обогащение словарного запаса идёт двумя путями. Первый путь – чувственное познание (при участие органов зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса), т.е. дети накапливают определённый запас слов при непосредственном ознакомлении с признаками и качествами предметов и действиями с ними. Второй путь – ознакомление ребёнка со зрительными образцами предметов на картинках и запоминание их названий. Предпочтительнее, конечно, первый путь, т.к. образы предметов, воспринятые с помощью органов чувств, более эмоционально окрашены и лучше сохраняются в памяти. Но не все предметы окружающего мира можно увидеть воочию, потрогать или попробовать их на вкус. Об интересе детей к познанию предметов и явлений окружающей действительности свидетельствуют их вопросы: кто это? Что это? Почему это так называется?
Отдельные слова, не выражающие определённый смысл, ещё не является речью. Для понимания речи недостаточно знания лексического значения слов, надо ещё осознать отношения между ними. Второй важной задачей является помощь детям в овладении грамматическим строем языка. Усвоение грамматических форм языка неразрывно связано с расширением и обогащением словарного запаса детей. Это две взаимосвязанные и взаимно развивающиеся стороны одного процесса – речи.
Многообразие семантики слов и их сложность в структурно-грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам, по произношению, по нормативному ударению. Ограниченность активного словарного запаса детей, неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания, порождают многочисленные речевые ошибки. Эти упущения дошкольного возраста в дальнейшем могут вызвать сложности в овладении русским языком. Школьники, как правило, с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное) проверочное слово. Ограниченный словарный запас, приблизительное понимание семантики многих слов, отсутствие «чутья» на смысловую и языковую схожесть родственных слов приводят к тому, что многие дети школьного возраста не могут успешно применять правила грамматики ни в разговорной речи, ни при письме.
Устранить эти речевые недочеты можно только при систематической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря. Огромную роль в развитии словаря, в его обогащении, в осмыслении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами. При этом целесообразно использовать ассоциативную методику. Необходимо привлечь детей к активному участию в процессе словообразования. У ребенка должна быть мотивация его стремления понять смысл слова: узнать, как называется заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у ребенка есть мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово и затем использовать его в своей речи.
В течение последних лет мною была сделана попытка отбора и систематизации речевого материала для работы над родственными словами. Они рассчитаны на детей пятого - седьмого года жизни и рекомендуются к использованию на занятиях по определенным лексическим темам: Фрукты. Сад. Осень. Рыбы. Цветы.
Игры и упражнения по подбору родственных слов представлены «семьями», широко употребляемыми в активной лексике детей: Сад, Дождь, Гриб, Рыба, Зима, Снег, Мороз, Вода, Цветок. Важно придерживаться алгоритма работы по обучению детей понятию «родственные слова». Предлагаемые задания имеют разную степень сложности. Педагог подбирает упражнения в зависимости от уровня развития детей.
В процессе лексико-грамматических игр и упражнений с родственными словами перед детьми раскрывается богатство родного языка и его выразительных средств. Дети усваивают значительное количество новых слов, новые грамматические формы и те смысловые оттенки, которые связаны с изменением формы слов. Одновременно с этим дети учатся употреблять новые слова в своей речи, составлять с ними словосочетания и предложения.
Упражнения по подбору родственных слов не только повысят эмоциональный и интеллектуальный уровень ребенка, но и станут залогом более успешного его обучения в школе.
«Какое слово длиннее?»
Цель:развивать умение образовывать родственные слова с опорой на картинку
Ход упражнения. С помощью вопросов уточнялось значение слов (двор – дворник, гриб – грибник) изображенных на картинке, устанавливалась семантическая общность слов. Давалось задание определить, какое слово длиннее
«Запомни, повтори»
Цель: увеличивать объём слуховой линейной памяти до 5-ти единиц
Ход упражнения. Педагог предлагает детям послушать и повторить за ним цепочку слов в том же порядке, в каком он их произносит (грибок, гриб, грибник, грибной, грибница)
«Лото»
Цель: учить различать слова по смыслу и по звучанию, находить «лишнее» слово
Ход упражнения. Ребёнку предлагается карточка, разделенная на две части. В левой половине карточки изображение, например, «сапожник». Уточняется значение данного слова. Затем ребёнку предлагают назвать две предметные картинки (ботинок и сапог), выбрать из двух картинок ту, которая похожа по звучанию с картинкой на карточке и положить свою в правую части большой карточки.
«Ответь на вопросы»
Цель: учить образовывать родственные слова по вопросам логопеда
Ход упражнения. Педагог задаёт детям вопросы, дети отвечают:
Как называется одежда, которую мы носим зимой? Зимняя
Какие птицы остаются зимовать? Назовите их одним словом. Зимующие
Назовите зиму ласково. Зимушка
Если хлеб посели под зиму, то он какой? Озимый
Зверь в лесу пережил зиму. Что он сделал? Перезимовал
«Найди лишнюю картинку»
Цель: учить выделять «лишнее» слово в группе родственных слов. Развивать зрительное внимание, мышление, память
Ход упражнения. Педагог предлагает детям картинки с родственными словами, среди которых одна лишняя. Дети должны догадаться и назвать её. Объяснить, почему она лишняя
Упражнение: «Четвёртый лишний».
Цель: формировать умение сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «Лишнее».
Ход. Послушайте слова. Определите, какое слово лишнее и объясните почему?
Садик, садовод, сад, салат.
Садовник, всадник, рассада, сады.
Назвать лишнее слово, используя картинный материал.
Упражнение: « Узнай слово по его описанию».
Цель: познакомить с понятием «родственные слова». Расширять слова новыми словами.
Ход упражнения.
- Посмотрите на картинки, узнайте слово по его описанию.
Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. (Сад)
Человек, который ухаживает за садом. (Садовник)
Молодые растения, которые приготовлены для посадки в землю (Рассада)
Молодое деревце, которое выращено для посадки в саду (Саженец)
Инструменты, которыми работают в саду (садовые)
Место, куда дети ходят каждый день до поступления в школу (детск. Сад)
Человек, который разводит сады (Садовод)
«Родственники»
Цель: учить образовывать родственные слова по опорным схемам
Оборудование. Схемы слов
1-й вариант. Педагог называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову и составляют с ним предложение
2-ой вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схему и составляет предложение с запомнившемся словом
Упражнение: «Вспомни – назови» .
Цель: учить выделять родственные слова из прослушанного стихотворения. Развивать внимание, речеслуховую память.
Ход. Послушайте стихотворение и назовите родственные слова.
Зимушка – зима сменила
Дождь осенний на мороз,
Озимые снежком прикрыла
И щиплет ребятню за нос.
Медведь в берлогу на зимовку
Залёг до будущей весны.
Клесты, зимующие птицы,
Гнездятся на ветвях сосны.
По-зимнему природа нарядилась,
И зимние забавы допоздна
Ребятам на прогулках подарила,
Покуда не пришла весна.
(Кулакова Т.В.)
Упражнение: ребусы.
Цель: учить ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.
Составить слово по первым звукам названий картинок.
Прочитать слово, расположив буквы по высоте.
Записать буквы по цифрам. Прочитать слово.
Догадайтесь, какое слово «спряталось»?
Упражнение: «Отгадай слово».
Цель: развивать у детей фонематический слух, т.е. умение слышать звуки в слове, определять место звука в слове.
Ход. Чтобы отгадать слово, надо заполнить клеточки буквами по порядку.
- Назовите звук, с которого начинается второй слог в слове наводнять.
- Назовите звук, который слышим между согласными звуками в и д в слове водный.
- Назовите 3-й звук в слове водовоз.
- Назовите звук, который слышится перед звуком ч в слове водичка.
- Назовите первый звук в слове цапля.
- Назовите звук, который слышится после звука д в слове вода.
Упражнение: «Закончи предложения».
Цель. Формировать умение подбирать слова, подходящие по смыслу к заданному слову вода.
В речку течёт чистая ключевая … вода.
Лисичка – сестричка пьёт из речки ... водичку.
В море ремонтируют корабли …водолазы.
Цып-цып, цыплятки, кто меня боится, тому не дам … водицы.
- Повторное чтение текста с установкой на выделение и запоминание родственных слов.
Оля рассматривала дома цветные картинки. Она увидела из окна красивые, яркие цветы. Девочка вышла во двор и подошла к цветнику. За ним ухаживала цветовод тетя Аня. На плечах у нее был цветастый платок. Над цветами порхали пестрые бабочки. Они садились на цветки и пили цветочный нектар. Оля любовалась цветущими растениями.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад «Родничок»
Родственные слова. Игры и упражнения. (консультация для воспитателей)
Подготовила и провела:
учитель-логопед
Копылова Е.В.
Г. Выборг
Проблема овладения правильным русским языком – одна из многих, которую должно решать современное общество. По уровню речи можно сделать заключение об интеллекте человека, его воспитанности и образованности. Развитие речи и обучение родному языку является главнейшим условием ознакомления ребёнка с окружающим миром. Существует замкнутый круг, в котором можно проследить взаимосвязь между уровнем психического развития, речи и интеллекта. Чем лучше развиты речь и познавательные процессы, тем успешнее идёт накопление знаний ребёнка об окружающем мире, а значит, развивается его интеллект. Чем больше объём получаемых знаний, тем лучше идёт развитие психических процессов и речи.
Что значит выражение «хорошо развитая речь»? Это значит, что ребёнок должен владеть определённым запасом слов, правильно их произносить (не искажая и не заменяя звуки), уметь грамматически правильно строить предложения, владеть определённой интонацией и логично излагать свои мысли.
Овладение родным языком как средством общения идёт через познания ребёнком окружающего мира. Это активный творческий процесс совместной работы взрослого и ребёнка. Если своевременно не оказать ему помощь в овладении родным языком, то в дальнейшем научить ребёнка говорить будет очень трудно.
По данным М.Ф.Фомичёвой, словарный запас двухлетнего ребёнка при нормальном развитии речи достигает 200 – 300 слов, к трём годам он может составлять 800 – 1000 слов, к четырём – около 2000 слов, к пяти – уже около 3000. Эти цифры могут колебаться в ту или иную сторону.
Обогащение словарного запаса идёт двумя путями. Первый путь – чувственное познание (при участие органов зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса), т.е. дети накапливают определённый запас слов при непосредственном ознакомлении с признаками и качествами предметов и действиями с ними. Второй путь – ознакомление ребёнка со зрительными образцами предметов на картинках и запоминание их названий. Предпочтительнее, конечно, первый путь, т.к. образы предметов, воспринятые с помощью органов чувств, более эмоционально окрашены и лучше сохраняются в памяти. Но не все предметы окружающего мира можно увидеть воочию, потрогать или попробовать их на вкус. Об интересе детей к познанию предметов и явлений окружающей действительности свидетельствуют их вопросы: кто это? Что это? Почему это так называется?
Отдельные слова, не выражающие определённый смысл, ещё не является речью. Для понимания речи недостаточно знания лексического значения слов, надо ещё осознать отношения между ними. Второй важной задачей является помощь детям в овладении грамматическим строем языка. Усвоение грамматических форм языка неразрывно связано с расширением и обогащением словарного запаса детей. Это две взаимосвязанные и взаимно развивающиеся стороны одного процесса – речи.
Многообразие семантики слов и их сложность в структурно-грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам, по произношению, по нормативному ударению. Ограниченность активного словарного запаса детей, неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания, порождают многочисленные речевые ошибки. Эти упущения дошкольного возраста в дальнейшем могут вызвать сложности в овладении русским языком. Школьники, как правило, с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное) проверочное слово. Ограниченный словарный запас, приблизительное понимание семантики многих слов, отсутствие «чутья» на смысловую и языковую схожесть родственных слов приводят к тому, что многие дети школьного возраста не могут успешно применять правила грамматики ни в разговорной речи, ни при письме.
Устранить эти речевые недочеты можно только при систематической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря. Огромную роль в развитии словаря, в его обогащении, в осмыслении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами. При этом целесообразно использовать ассоциативную методику. Необходимо привлечь детей к активному участию в процессе словообразования. У ребенка должна быть мотивация его стремления понять смысл слова: узнать, как называется заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у ребенка есть мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово и затем использовать его в своей речи.
В течение последних лет мною была сделана попытка отбора и систематизации речевого материала для работы над родственными словами. Они рассчитаны на детей пятого - седьмого года жизни и рекомендуются к использованию на занятиях по определенным лексическим темам: Фрукты. Сад. Осень. Рыбы. Цветы.
Игры и упражнения по подбору родственных слов представлены «семьями», широко употребляемыми в активной лексике детей: Сад, Дождь, Гриб, Рыба, Зима, Снег, Мороз, Вода, Цветок. Важно придерживаться алгоритма работы по обучению детей понятию «родственные слова». Предлагаемые задания имеют разную степень сложности. Педагог подбирает упражнения в зависимости от уровня развития детей.
В процессе лексико-грамматических игр и упражнений с родственными словами перед детьми раскрывается богатство родного языка и его выразительных средств. Дети усваивают значительное количество новых слов, новые грамматические формы и те смысловые оттенки, которые связаны с изменением формы слов. Одновременно с этим дети учатся употреблять новые слова в своей речи, составлять с ними словосочетания и предложения.
Упражнения по подбору родственных слов не только повысят эмоциональный и интеллектуальный уровень ребенка, но и станут залогом более успешного его обучения в школе.
«Какое слово длиннее?»
Цель:развивать умение образовывать родственные слова с опорой на картинку
Ход упражнения. С помощью вопросов уточнялось значение слов (двор – дворник, гриб – грибник) изображенных на картинке, устанавливалась семантическая общность слов. Давалось задание определить, какое слово длиннее
«Запомни, повтори»
Цель: увеличивать объём слуховой линейной памяти до 5-ти единиц
Ход упражнения. Педагог предлагает детям послушать и повторить за ним цепочку слов в том же порядке, в каком он их произносит (грибок, гриб, грибник, грибной, грибница)
«Лото»
Цель: учить различать слова по смыслу и по звучанию, находить «лишнее» слово
Ход упражнения. Ребёнку предлагается карточка, разделенная на две части. В левой половине карточки изображение, например, «сапожник». Уточняется значение данного слова. Затем ребёнку предлагают назвать две предметные картинки (ботинок и сапог), выбрать из двух картинок ту, которая похожа по звучанию с картинкой на карточке и положить свою в правую части большой карточки.
«Ответь на вопросы»
Цель: учить образовывать родственные слова по вопросам логопеда
Ход упражнения. Педагог задаёт детям вопросы, дети отвечают:
Как называется одежда, которую мы носим зимой? Зимняя
Какие птицы остаются зимовать? Назовите их одним словом. Зимующие
Назовите зиму ласково. Зимушка
Если хлеб посели под зиму, то он какой? Озимый
Зверь в лесу пережил зиму. Что он сделал? Перезимовал
«Найди лишнюю картинку»
Цель: учить выделять «лишнее» слово в группе родственных слов. Развивать зрительное внимание, мышление, память
Ход упражнения. Педагог предлагает детям картинки с родственными словами, среди которых одна лишняя. Дети должны догадаться и назвать её. Объяснить, почему она лишняя
Упражнение: «Четвёртый лишний».
Цель: формировать умение сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «Лишнее».
Ход. Послушайте слова. Определите, какое слово лишнее и объясните почему?
Садик, садовод, сад, салат.
Садовник, всадник, рассада, сады.
Назвать лишнее слово, используя картинный материал.
Упражнение: « Узнай слово по его описанию».
Цель: познакомить с понятием «родственные слова». Расширять слова новыми словами.
Ход упражнения.
- Посмотрите на картинки, узнайте слово по его описанию.
Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. (Сад)
Человек, который ухаживает за садом. (Садовник)
Молодые растения, которые приготовлены для посадки в землю (Рассада)
Молодое деревце, которое выращено для посадки в саду (Саженец)
Инструменты, которыми работают в саду (садовые)
Место, куда дети ходят каждый день до поступления в школу (детск. Сад)
Человек, который разводит сады (Садовод)
«Родственники»
Цель: учить образовывать родственные слова по опорным схемам
Оборудование. Схемы слов
1-й вариант. Педагог называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову и составляют с ним предложение
2-ой вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схему и составляет предложение с запомнившемся словом
Упражнение: «Вспомни – назови» .
Цель: учить выделять родственные слова из прослушанного стихотворения. Развивать внимание, речеслуховую память.
Ход. Послушайте стихотворение и назовите родственные слова.
Зимушка – зима сменила
Дождь осенний на мороз,
Озимые снежком прикрыла
И щиплет ребятню за нос.
Медведь в берлогу на зимовку
Залёг до будущей весны.
Клесты, зимующие птицы,
Гнездятся на ветвях сосны.
По-зимнему природа нарядилась,
И зимние забавы допоздна
Ребятам на прогулках подарила,
Покуда не пришла весна.
(Кулакова Т.В.)
Упражнение: ребусы.
Цель: учить ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.
Составить слово по первым звукам названий картинок.
Прочитать слово, расположив буквы по высоте.
Записать буквы по цифрам. Прочитать слово.
Догадайтесь, какое слово «спряталось»?
Упражнение: «Отгадай слово».
Цель: развивать у детей фонематический слух, т.е. умение слышать звуки в слове, определять место звука в слове.
Ход. Чтобы отгадать слово, надо заполнить клеточки буквами по порядку.
- Назовите звук, с которого начинается второй слог в слове наводнять.
- Назовите звук, который слышим между согласными звуками в и д в слове водный.
- Назовите 3-й звук в слове водовоз.
- Назовите звук, который слышится перед звуком ч в слове водичка.
- Назовите первый звук в слове цапля.
- Назовите звук, который слышится после звука д в слове вода.
Упражнение: «Закончи предложения».
Цель. Формировать умение подбирать слова, подходящие по смыслу к заданному слову вода.
В речку течёт чистая ключевая … вода.
Лисичка – сестричка пьёт из речки ... водичку.
В море ремонтируют корабли …водолазы.
Цып-цып, цыплятки, кто меня боится, тому не дам … водицы.
- Повторное чтение текста с установкой на выделение и запоминание родственных слов.
Оля рассматривала дома цветные картинки. Она увидела из окна красивые, яркие цветы. Девочка вышла во двор и подошла к цветнику. За ним ухаживала цветовод тетя Аня. На плечах у нее был цветастый платок. Над цветами порхали пестрые бабочки. Они садились на цветки и пили цветочный нектар. Оля любовалась цветущими растениями.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.