Содержание
-
«Познавательно-исследовательская деятельность» МБДОУ детский сад №8 «ОГОНЕК» общеразвивающего вида
-
ФГОС дошкольного образования в качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривает подготовку ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности, овладение им умениями и навыками исследовательского поиска. Актуальность данного направления обусловлена тем, что современное общество нуждается в активной личности, способной к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем, нестандартным действиям в самых разных обстоятельствах. Первоосновы такой личности можно и необходимо закладывать уже в дошкольном детстве, прежде всего потому, что дошкольники — прирожденные исследователи
-
А. В. Запорожец отмечал, что познавательно-исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности педагога и ребенка.
-
Цельорганизации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления.
-
Задачи познавательного развития в ДОУ: развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира; формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.); развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
-
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».
-
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность актуальна как никогда, инновационные технологии, разрабатываемые в этой сфере должны реализовываться в каждом детском саду, в каждой группе, с каждым воспитанником. И только тогда ребенок, выпускающийся из детского сада, будет подготовлен и интеллектуально, и социально, и психически.
-
Содержание технологии познавательно- исследовательской деятельности в МДОУ детский сад № 8 «ОГОНЕК» Формы работы: экспериментирование; проектирование.
-
Активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю
-
Содержание опытно-экспериментальной деятельности это:-специально-организованное обучение («Клубный час», проводимый один раз в 2 недели);-совместная деятельность взрослого с детьми (наблюдения за объектами или явлениями природы на прогулке, организация досуга с проведением интересных опытов);-свободная самостоятельная деятельность детей (лабораторные работы, проводимые детьми в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями)
-
Структура предметно-развивающей среды: Организация и проведение познавательно-исследовательской деятельности педагогами, накопление, систематизация, использование и преобразование опыта детей в деятельности опосредовано естественными и специально созданными условиями. Требования к предметно-развивающей среде: 1. Развивающий характер. 2. Создание условий для формирования ведущих видов деятельности с одновременным учетом особенностей других видов деятельности. 3. Соответствие возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития 4. Включение известных ребенку объектов, а также новых, которые побуждают его к последующей деятельности. 5. Учет исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применять свои знания.
-
-
-
-
-
-
-
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности– опыты. Проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности
-
-
-
Результаты опытов фиксируются с детьми в журнале исследований, фиксируются разными способами: • зарисовывание объекта; • схематическое зарисовывание; • использование условных знаков; • фотографирование; • запись рассказа ребенка воспитателем; • запись наблюдений детьми воспитателем.
-
-
-
-
Используем в работе все существующие разновидности экспериментов: • случайные эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное; • плановые эксперименты (заранее запланированные); • эксперименты, как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка). Структура проведения игры-экспериментирования заключается в правильной постановке познавательной задачи, выдвижение предположений, отборе способов проверки, выдвинутых детьми, проверка самих гипотез, подведение итогов и фиксация результатов. Опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
-
Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальна она по ряду причин.
-
Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. В-третьих, именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
-
Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, существенно изменяя межличностные отношения не только между сверстниками, но и между взрослым и ребенком.
-
-
-
-
Взаимодействие с родителями позволяет не только вовлечь их в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что - то сделать вместе. Продуктом проектной деятельности может стать организованная выставка, тематический альбом, сюжетно-ролевая игра, макет, фотогазета, развлечение, коллекция и многое другое.
-
-
В процессе осуществления проектной деятельности создаются такие условия, которые способствуют самовыражению ребенка, реализации его собственных замыслов, формированию социальных качеств детей - социализации детей в обществе: взаимодействия детей и взрослых, детей со сверстниками. Именно это, по моему мнению, является одной из главных задач современного педагогического процесса.
-
Показателисформированности исследовательской деятельности: Умение видеть проблему; Умение формулировать и задавать вопросы; Умение выдвигать гипотезы; Умение делать выводы и умозаключения; Умение доказывать и защищать свои идеи; Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
-
Спасибо,за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.