Содержание
-
Познавательные процессы человека
-
Основные вопросы
- Ощущение. Виды ощущений.
- Восприятие, свойства восприятия.
- Внимание. Виды внимания, и его основные свойства.
- Память, виды памяти. Закономерности памяти.
- Мышление, виды мышления. Развитие мышления.
- Воображение, виды воображения.
-
Ключевые понятия
- Ощущения
- восприятие
- предметность
- константность
- целостность
- внимание
- устойчивость
- распределение
- переключение
- память
- реминисценция
- интерференция
- воображение
- мышление
- мыслительные процессы и действия
-
Ощущение. Виды ощущений
- Ощущения – отражение отдельных свойств предмета.
- Виды (модальности) ощущений: обоняние, вкус, осязание, слух, зрение.
- Систематическая классификация ощущений:
- интроцептивные: поступают от сигналов из внутренней среды организма: кишечника, желудка, кровеносной системы. Обеспечивают регуляцию элементарных влечений.
- проприоцептивные: поступают из глубоких мышц и суставных поверхностей. Обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию движения.
- экстрацептивные: Осязание, вкус, обоняние, слух, зрение. Обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для сознательного поведения.
-
Восприятие. Виды и свойства восприятия
- Восприятие – целостное отражение предметов в сознании человека при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В акте восприятия присутствует определенное обобщение.
Ведущие свойства человеческого восприятия
- Целостность – образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.
- Предметность – воспринимается не только комплекс свойств, а оценивается этот комплекс как определенный предмет: «стол», «дом» и т. д.
-
Виды и свойства восприятия
- Осмысленность – понимание вещи одновременно с ее восприятием, восприятие происходит в контексте смысла. Здесь отражается связь восприятия с мышлением.
- Константность – относительное постоянство формы, величины и цвета предмета, независимо от изменений условий восприятия.
- Избирательность – преимущественное вычленение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия (опытом, интересами, потребностями).
- Структурность – свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений.
-
- Целостное восприятие лица вопреки выпадению ряда элементов его контура
- Несформированная целостность. Таким может быть рисунок ребенка.
-
Внимание, виды и основные свойства внимания
Внимание – направленность и сосредоточенность человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Классификация видов внимания (основание: актив-ность личности) (Н. Ф. Добрынин).
- непроизвольное
- произвольное
- послепроизвольное
-
Качества внимания
- Объем внимания – число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраниться в центре ясного сознания, приобретая доминирующий характер. Объем внимания равен 7–9 единицам.
- Устойчивость – длительность, с которой выделенные элементы могут сохранять свой доминантный характер.
- Концентрация внимания – сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности его этим объектом.
- Распределение внимания – возможность одновременного выполнения нескольких видов действий.
- Переключаемость – способность намеренно переносить внимание с одного объекта на другой.
-
Память, виды памяти. Закономерности памяти
Память – запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта.
Виды памяти по характеру психической активности,преобладающей в деятельности:
- двигательная
- эмоциональная
- образная
- словесно-логическая
-
По характеру цели
- непроизвольная
- произвольная
По степени участия мышления
- Смысловая
- Механическая
По времени сохранения
- кратковременная
- долговременная
-
-
Закономерности памяти
- Средний объем механической кратковременной памяти – 5–7 элементов после первого чтения.
- Объем памяти варьируется в зависимости от способа предъявления: люди с доминирующей слуховой памятью лучше запоминают материал озвученный и т.д.
- Качество запоминания зависит от того, какая была поставлена цель, установка.
- При многократном предъявлении одного и того же материала число удерживаемых элементов постепенно возрастает.
- Чем длиннее ряд, тем меньше число удерживаемых в памяти элементов. Так, ряд из 4–5 единиц запоминается на 100 %, а ряд из 9–10 единиц на 40 %.
- При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).
-
- При сохранении заученного материала может обнаружится явление ретроактивной интерференции. Оно является результатом взаимодействия таких переменных, как сходство между двумя заданиями и объем заучиваемого материала. Если активность субъекта между заучиванием и припоминанием низка, то мнемический материал сохраняется лучше.
- При высокой активности субъекта непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное запоминание, если последнее осуществляется на базе менее активной интеллектуальной деятельности субъекта.
- Явление реминисценции. Под ним понимают отсроченное воспроизведение мнемических ответов, которые раньше субъект не мог воспроизвести, при условии, что с момента заучивания субъект не занимался дополнительным упражнением в выполнении данного задания.
- Эффект Зейгарник» – особенность непроизвольного запоминания, которая заключается в том, что прерванная деятельность запоминается лучше, чем законченная или монотонная, т. к. прерванное намерение сохраняет состояние напряжения нервной системы.
-
-
Мышление, виды мышления. Развитие мышления
Мышление – опосредствованное и обобщенное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях.
Виды мышления
- По развитию в онтогенезе
- Наглядно-действенное
- Наглядно-образное
- Словесно-логическое
-
-
-
Основные мыслительные процессы и действия
- Анализ – мыслительный процесс расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.
- Синтез – мыслительная операция, позволяющая соединять части в целое.
- Сравнение – установление сходства и различия между объектами.
- Классификация – распределение предметов (понятий) на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим одним предметам (понятиям) и отличающим их от других предметов (понятий).
-
- Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений дается определенный вывод. Различают индуктивное, дедуктивное суждение и суждение по аналогии.
- Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам
-
Словесно-логическое мышление
3 характеристики понятия как логической категории:
- Содержание понятия; объем; связи и отношения данного понятия с другими.
- Под содержанием понимают совокупность существенных свойств класса предметов. По содержанию понятия бывают простые и сложные.
- Объем понятия – это количество объектов, охватываемых данным понятием. Выделяют: единичные понятия (равные единице), общие (более 1), категории (понятия широкой степени общности, например: энергия, материя).
- Связи и отношения понятия с другими: различают родовые (понятия, отражающие существенные общие признаки класса предметов и включающие другие понятия меньшей степени общности) и видовые (понятия, подчиненные родовым).
-
Качества мышления
- самостоятельность
- критичность
- быстрота
- глубина
- гибкость
-
Выделяют 4 уровня усвоения понятия (Н. А. Менчинская)
- 1-й уровень – диффузно-рассеянный. На этом уровне у субъекта существует представление о том, что обозначает понятие, но признаки, отличающие данное понятие от других, он назвать не может.
- 2-й уровень – называются признаки, без дифференциации их на существенные и второстепенные.
- 3-й уровень – усваиваются существенные признаки, называются вторичные, но все это связано с единичным образом, который служил опорой при формировании понятия, например: картинка, иллюстрация. Таким образом, понятие как будто усвоено, но признаки не обобщаются.
- 4-й уровень – понятие усвоено полно и точно.
-
Воображение, виды воображения
Воображение – форма психического отражения, состоящая в создании образов на основе ранее сформированных представлений.
Виды воображения:
- По степени субъектности: произвольное и непроизвольное.
- По отношению к возможному будущему: мечты, фантазии.
- По степени уникальности: репродуктивное, творческое.
-
Основные функции воображения
- Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи.
- Регулирование эмоциональных отношений.
- Формирование внутреннего плана человека.
- Планирование и программирование деятельности.
- Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
-
Формы синтеза представлений в процессах воображения
- Агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предмета.
- Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей.
- Заострение – подчеркивание каких-либо признаков.
- Схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними.
- Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.
-
Вопросы для самостоятельной работы
- Объясните следующий факт: если человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, то он без труда находит ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз. Почему?
- Верно ли выражение: «Восприятие – это сумма ощущений?»
- Ученику предложили найти обобщающее слово к двум следующим понятиям: километр – метр. Чтобы выполнить верно задание, какое мыслительное действие должен произвести ученик?
- Подумайте, чем отличается память животного от памяти человека?
- Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните поведение ребенка.
-
Литература
- Выготский Л. С. Психология воображения / Л. С. Выготский. – М., 1992.
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выгот-ский. – М., 1960.
- Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – СПб., 1997.
- Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия /Р. Л. Грегори. – М., 1979.
- Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим / В. Е. Демидов. – М., 1987.
- Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. – М., 1968.
- Лурия А. Р. Ощущение и восприятие: материалы к курсу по общей психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975.
-
- Лурия А. Р. Внимание. Память. Материалы к курсу по общей психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975.
- Петухов В. В. Психология мышления: учебно-методическое пособие / В. В. Петухов. – М., 1987.
- Платонов К. К. Занимательная психология / К. К. Платонов. – М., 1964.
- Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В. Д. Шадрикова. – М., 1990.
- Психология ощущения и восприятия: хрестоматия: учебное пособие для вузов / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М., 2002.
- Психология памяти: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., 2002.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.