Содержание
-
Представление педагогического опытаучителя русского языка и литературыМБОУ «Школа №169»Дубининой Елены Вячеславовны
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №169» Словарная работа на уроках русского языка в 5-9 классах как средство обогащения словарного запаса учащихся и развития их общей коммуникативной культуры
-
Актуальность педагогического опыта
Ведущая педагогическая идея: поиск эффективных путей, действенных средств и методов словарной работы, работысоздание для учащихся условий, способствующих обогащению словарного запаса и повышению общей коммуникативной культуры Низкая речевая культура многих современных школьников, снижение уровня грамотности учащихся Неспособность воспринимать и перерабатывать значительные объёмы устной и письменной текстовой информации Снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями
-
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель:обобщение и систематизация форм работы на уроке русского языка, направленных на обогащение словарного запаса учащихся и развития их общей коммуникативной культуры. Задачи: Определить значение словарно-семантической работы на уроке. Выделить ведущие методы и приемы, способствующие обогащению словарного запаса учащихся и повышению их общей коммуникативной культуры. Произвести отбор эффективных приемов и методов обогащения словарного запаса учащихся и успешного решения устных и письменных коммуникативных задач
-
Теоретическое обоснование опыта
Учения Ф.И.Буслаева, И. И. Срезневского, К.Д.Ушинского Семантизация незнакомых слов – одна из задач обогащения словарного запаса учащихся. Приемы семантизации: семантическое определение (совместная работа учителя и учащихся, направленная на подбор и составление минимально развернутого толкования лексического значения слова, включающего компоненты, которые отражают основные родовые признаки) структурно-семантическая мотивация (предназначена для составления семантического определения незнакомого слова в процессе совместной работы учителя и учащихся) сопоставление с известным учащимся словом (перенос лексического значения знакомого синонима или антонима на семантизируемое слово); наглядность состоит в показе реалии самого предмета, называемой толкуемым словом контекст (словесное окружение как прием систематизации тоже обеспечивает представление о слове
-
систематизация комбинаций элементов известных методик с целью выявления наиболее эффективных приемов формирования у учащихся богатой, разнообразной, образной и грамотной речи научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, быть востребованными и успешными, создать условия, в которых проявится потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию. Новизна опыта Практическая значимость
-
Системно-деятельностный подход
Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества Cистема дидактических принципов
-
Приемы работы по обогащению словарного запаса учащихся
Основная единица обучения – слово Написание мини-сочинений по опорным словам Составление словарей Работа с текстом Устное словесное рисование Упражнения на развитие кретивного мышления Упражнения по развитию речи Составление языкового комментария к тексту изложения Работа со словами Составление словарной статьи Письмо по памяти
-
Работа со словарями разного типа позволяет
формировать у учащихся умения работать со словарем ознакомить с основными видами словарей освоение структуры лингвистического словаря формировать привычку обращения к словарям в ситуации необходимости поиска информации обучение составлению собственного словарика
-
Создание словарей разного типа
Портрет слова для лингвистического или энциклопедического словаря Толковый словарь Словарь устаревших слов Лингвокультурологический словарь
-
Результаты работы
повышение внимания учащихся к значению слова; формирование навыка работы со справочной литературой; повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика; приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность; формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать. активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся; формирование личностных качеств личности, расширение кругозора учащихся.
-
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
Учительский. сайт/Дубинина-Елена-Вячеславовна (проект «Инфоурок») http://pptcloud.ru Дубинина Елена Вячеславовна (Социальная сеть педагогических работников) Всероссийский журнал «Педагог» Статья «Типология анализов художественных текстов» Статья «Диагностика знаний по русскому языку. 6 класс» Всероссийский журнал «Познание» Статья «Игра «Волшебное колесо» (по биографии и творчеству М.Горького) Всероссийский Портал Образования Статья «Метапредметный подход в обучении как средство повышения качества образования» Портал «Социальная сеть работников образования» Сборник словарных диктантов 5 класс Сборник словарных диктантов 6 класс Портал «Инфоурок» Рабочая программа. Русский язык 5-9 классы. ФГОС Рабочая программа. Литература 5-9 классы. ФГОС Выступления на ШМО, заседаниях педагогического совета, на конференциях, семинарах
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.