Содержание
-
Тема: «Обучение дошкольников сюжетно-ролевой игре»
Выполнила: Тютерева Н.В. воспитатель МОУ начальной школы-десткого сада №28 «Золотой петушок»
-
Актуальность
Актуальность заключается в том, что игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Известный исследователь детской игры Д.Б.Эдьконин подчёркивал, что интеллект направляется за эмоционально – действенным переживанием. Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Л.С.Выготский называет игру «девятым валом детского развития». В игре детьми осуществляются те поступки, к которым они будут способны в реальном поведении лишь через некоторое время. Общение дошкольников со сверстниками разворачивается в процессе совместной игры. Играя вместе дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Сюжетно – ролевая игра является средством нравственного, физического, эстетического и умственного воспитания. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра является основой творческого развития ребёнка, развитие умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из выше сказанного ясно, какую роль занимает игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность ребёнка.
-
Классификация игр
Игры, в которые играют дети дошкольного возраста можно разделить на 3 основные группы: 1. Подвижные игры – прекрасное средство физического воспитания дошкольников, учат подчиняться правилам, воспитывают правила общения в коллективе. 2. Игры с предметами (лото, домино, пирамидки и т. д.)- дают возможность познакомить детей с различными предметами и явлениям и действительности. У детей формируется представления, развивается наблюдательность, восприятие, память, мышление. Такие игры имеют большое значение для умственного развития детей. 3. Творческие, ролевые игры – в них изображается жизнь и труд взрослых.
-
Цели сюжетно-ролевых игр
2 младшая группа Способствовать возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений Развивать у детей умения: * придумывать несложный сюжет * выбирать роль * выполнять несколько взаимосвязанных действий * исполнять роль в совместной сверстниками игре Учить взаимодействиям в сюжетах с двумя действующими лицами. Исполнять роль за себя и за игрушку в индивидуальных играх с игрушками Поощрять попытку детей самостоятельно выбирать атрибуты для той или иной роли Дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками
-
Средняя группа Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, действовать в соответствии с общим игровым замыслом Учить детей готовить обстановку для игры: * подбирать предметы и атрибуты * выбирать удобное место Учить договариваться, распределять между собой работу, согласовывать действия друг с другом достигать результата совместными усилиями Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей, оказывать им носильную помощь
-
Старшая группа Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего мира, из литературных произведений, во время просмотра телепередач. Учить детей до начала игры согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений Учить совместно планировать, сообща выполнять задуманное
-
Подготовительная к школе группа Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания об окружающей жизни Обеспечивать развитие игр, способствующих выявлению и формированию разнообразных интересов и способностей Развив у детей творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников Формирование взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи Воспитать доброжелательность, готовность выручить товарища, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры Продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, конструкторы и т.д. Через игру воспитывать у детей положительные чувства и привычки
-
Руководство сюжетно-ролевыми играми
Младший дошкольный возраст Формирование навыков совместной игры педагога и детей Показ действий с игрушками, с предметами-заместителями Создание возможности для обмена знаниями, активного речевого общения, проявления разнообразных эмоций Создание предпосылок воспитания у ребёнка доброты, чуткости, отзывчивости Формирование навыков жизни в коллективе Поддержание интереса к игре, учить исполнять роль до конца и развивать содержание игры, согласовывая свои действия с действиями товарищей Воспитание дружеских взаимоотношений Главная роль принадлежит взрослому Совместное изготовление с детьми атрибутов для игры Осуществление предварительной работы Поддержание инициативы, самостоятельности ребёнка, проявления своих способностей, умение устанавливать контакты со сверстниками Обогащение детей впечатлениями, знаниями о событиях, о социальной сущности коллективного труда взрослых, их добросовестном отношении к своему делу Беседы по поводу дальнейшего хода игры, они способствуют формированию самостоятельности в выборе темы игры, развитии ее содержания. Воспитывать способность продумывать дальнейший ход игры, планировать, какие игрушки им необходимы, как пользоваться строительным материалом Педагог может брать на себя главную роль, а может быть одним из рядовых участников, но в любом случае он должен руководить игрой, направлять инициативу и творчество
-
Старший дошкольный возраст На данном этапе появляются более сложные игры, как по содержанию, так и по организации. Это уже сюжетно-ролевые игры, которые продолжаются педелю, две, месяц, с постепенным развитием и усложнением содержания. Воспитывать у детей умения согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу в осуществлении замысла, в выполнении определённой роли Педагог не должен спешить с подсказкой детям решения тех или иных возникающих перед ними задач Наблюдая игры, надо установить, на что следует обратить внимание детей во время занятий Продумать методы и приемы, способствующие дальнейшему развитию той или иной игры Наметить ряд занятий по изготовлению игрушек-самоделок Педагог не должен подавать творчество и инициативу, а способствовать их развитию. Педагог – партнёр по игре Использовать советы, напоминания, предложения, целенаправленный подбор игрового материала Беседы перед началом игры о ее ходе, подведение итогов игры и совместное с детьми планирование дальнейшего ее развития, напоминания советы, указания, поручения, задания – эти методы и приемы соответствуют развитию длительной игры, нравственных чувств и навыков самоорганизации Индивидуальные беседы, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, чтение художественных произведений – помогают ребенку раскрыть игровой образ
-
Перечень сюжетно ролевых игр в разных возрастных группах
2 младшая, средняя группы. Больница Магазин
-
Парикмахерская Шофёры Семья Дети 3-х летнего возраста объединяются для игры по 2 – 3 человека, игры продолжаются 10 – 15 минут; Дети 4-х летнего возраста объединяются по 6 человек играют до 40 минут.
-
Старшая группа. Моряки Почта Подготовительная к школе группа. Библиотека Ателье Школа Космонавты, лётчики Дети 5 – 7 летнего возраста объединяются в группы до 10 человек, игры продолжаются до нескольких дней.
-
Вывод
Игровая деятельность является основной развивающей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений. Именно сюжетно – ролевые игры являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно – ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли. Именно проблема грамотного введения ребёнка в ту или иную роль на сегодняшнем этапе представляется наиболее сложной из педагогических проблем, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью. Грамотное использование сюжетно – ролевых игр, именно в дошкольном возрасте во многом облегчит ребёнку не только подготовку к школе в дальнейшем, но и наиболее быструю акклиматизацию в условиях начальной школы.
-
Литература
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения» М. «Просвещение» 1986г. «Организация сюжетной игры в детском саду», Н.Михайленко, Н.Короткова. М. «Линка-Пресс» 2009г. «Дошкольная педагогика» под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина. М. «Просвещение» 1986г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.