Содержание
-
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лакшинскаясредняя общеобразовательная школа
Методическая разработка раздела программы «Московское государство в XVI веке» (история России 6 класс) Учитель Iкв.к Родченко Г. А.
-
Пояснительная записка к разделу
Раздел посвящен периоду Московского государства в XVI в. - правление Ивана IV Материал раздела дает представление о причинах и предпосылках двоякости политики Ивана IV, основных событиях, войнах. Большое внимание уделяется персоналиям этого периода Учащиеся узнают о последствиях политики опричнины, о роли личности в истории, о начале формирования национального самосознания, культуры
-
Основные понятия и термины
Централизованное государство Сословно-представительная монархия Реформа Приказная система Земский собор Дворяне Казачество Стрелецкое войско Опричнина Заповедные лета Церковный собор
-
персоналии
Иван IV Алексей Адашев Сильвестр Андрей Курбский Ермак Иван Федоров
-
Психолого-педагогическая специфика восприятия и усвоения учебного материала учащимися с учетом возрастных особенностей
11-15 лет – время, связанное с развитием творческих способностей. Ученик должен быть готов к усвоению нового учебного материала, проявлению творческой инициативы и любознательности В этом возрасте проявляется осознанный интерес к самостоятельной интеллектуальной работе, к собственной исследовательской деятельности, к поиску доказательности, потребности в активной творческой деятельности Возрасту свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, несдержанность, нервозность Огромное значение имеет поддержка их умений, достижений, уверенности в результате их деятельности и формирование адекватной самооценки
-
Цель и задачи раздела
Обучающая цель: научить различать особенности данного периода истории России, выделять основные исторические понятия, составлять хронологию данного периода Развивающая цель: учить применять понятийный аппарат, исторические знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений периода Московского царства; изучать и систематизировать информацию из различных источников; приводить и обосновывать оценку деяний Ивана Грозного, определять и аргументировать свое отношение к нему и его деятельности; давать характеристику и оценку внешнеполитическому курсу; устанавливать причинно-следственные связи; соотносить единичные факты с общими явлениями Воспитательная цель: дать представления о базовых национальных ценностях, воспитание чувства гордости за историческое прошлое народа, необходимость сохранения культурных и исторических традициях Отечества.
-
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Указывать даты событий, устанавливать последовательность и длительность исторических событий Объяснять причины и следствия реформ Избранной рады, опричнины, активной внешней политики Ивана IV Сопоставлять однотипные события и процессы в Московском государстве и др. странах Давать оценку событиям и личностям этого периода Составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековом обществе и в др. странах, памятников материальной и духовной культуры
-
Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся
Системное использование в образовательном процессе современных технологий, методов и форм организации деятельности обучающихся позволит учителю успешно реализовывать учебные задачи. Приемы деятельности: объяснение, элементы традиционного обучения, организация работы учащихся с текстом учебника, картой, заочная экскурсия, обучение решению учебных проблем и обобщению
-
Основной формой организации деятельности является урок.
Этапы проведения урока Актуализация знаний и способов действий. Постановка цели перед обучающимися. Создание ситуации успеха через личностную мотивацию Организация деятельности по применению знаний Домашнее задание Контроль за результатами учебной деятельности, оценка знаний Рефлексия (Подведение итогов урока)
-
Пример актуализации знаний и постановки цели урока
на доске тема урока: Начало правления Ивана IV Грозного. Задаю вопрос: Почему людям в жизни дают прозвища? (выслушиваю ответы) А в истории мы сталкиваемся с такими ситуациями? Приведите примеры А с чем связаны эти прозвища? Как вы думаете за что человека могут назвать Грозным? Вы хотите узнать, насколько ваше предположение совпадает с действительностью? Тогда давайте определим, что же нам для этого нужно знать? Каким человеком был, как правил , чем закончилось его правление ?
-
Организация деятельности по восприятию и осмыслению новой информации
Использование ИКТ Позволило шире использовать наглядность: фотографии исторических памятников, портреты исторических личностей, картины художников, виртуальные посещения музеев. Они сделали рассказ учителя интересным, образным, дали возможность детям получить новую информацию
-
Методики изучения личности
Изучение личностей является одним из приоритетных направлений деятельности при изучении истории Важно оптимально организовать и методически разнообразить варианты этой работы
-
алгоритм изучения исторической личности
Запоминание фамилии, имени личности Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности личности Уяснение, чьи интересы на том или ином этапе данная личность выражала Изучение оценок личности ее современниками и современными историками
-
Изучение личности через решение биографических задач
Значительно расширил России. При нем был принят "Судебник", созван Стоглавый собор.Обладал блестящей память: наизусть цитировал в обширных выдержках Священное писание Писал сам, прекрасно знал жития святых, труды византийских богословов, историю Древней Иудеи и Византии. Был женат семь раз. Старший сын был женат трижды. Однажды отец и сын праздновали свои свадьбы вместе. Отличался жестокостью. Первый смертный приговор вынес в 13 лет. При нем господствовала формула: "Царь указал, а бояре приговорили". Византийский суровый облик царя у художника В. М. Васнецова, мудрец на престоле у скульптора М. М. Антокольского, обезумевший от горя отец у художника И. Е. Репина и композитора Н. А. Римского-Корсакова.ОценкиИ. В. Сталин, государственный я политический деятель: "Мудрость ... состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал".С. М. Соловьев, историк: "При всех жестокостях царя .... его деятельность была шагом вперед к "победе государственных начал". Н. М. Карамзин, историк: "Может быть, это был своего рода великий век, но только не вовремя, слишком рано явившийся России".С. В. Бахрушин, историк: "В лице .... мы имели крупного государственного деятеля своей эпохи, верно понимавшего интересы и нужды своего народа и боровшегося за их удовлетворение"
-
Подготовка сообщений, докладов, презентаций
Тема урока: Начало правление Ивана IV. Реформы Избранной рады Урок является первым в теме, ставится вопрос о появление в государстве Грозного царя, даю первое сообщение ИванIV: детство и начало правления Тема урока: Опричнина Урок завершающий политику Ивана IV, обучающиеся должны ответить на вопрос :почему же историки говорят о двух Иванах – «Добром» и «Злом» Каким он был Грозный царь
-
Работа с картой
Умение: выявлять на исторической карте изменения, происходившие в результате политических событий и процессов Покажите на карте территории, присоединенные к Московскому государству в царствование Ивана IV(задание базового уровня) Покажите территории, вошедшие в состав Российского государства во второй половине XVIв. Можно ли говорить о Российском государстве конца XVI в. Как о многонациональном? (задание повышенного уровня)
-
Заполните текст с пропусками, вставьте недостающие слова
Вокруг молодого царя сложился кружок талантливых людей. Он получил название__________-совета приближенных. Ее возглавили неродовитый дворянин _____ и священник_____.Царь и Избранная рада осуществили целую серию ___________.Задуманные преобразования должны были способствовать формированию____государстваВ_____году царь повелел собрать в Москве представителей боярства, духовенства и служилых людей. Это был первый в истории России __________-собрание представителей всех русских земель. Вокруг молодого царя сложился кружок талантливых людей. Он получил названиеИзбранной рады-совета приближенных. Ее возглавили неродовитый дворянин А.Адашеви священник Сильвестр. Царь и Избранная рада осуществили целую сериюреформ. Задуманные преобразования должны были способствовать формированию централизованного государства. В 1549 году царь повелел собрать в Москве представителей боярства, духовенства и служилых людей. Это был первый в истории России Земский собор - собрание представителей всех русских земель.
-
Соотнесите даты и имена с описанием
-
Технология критического мышления. Сравните два крупнейших события из истории России XVIвека и Всеобщей истории. Найдите общее и различное (умение выявлять общие черты и особенности развития отдельных стран)
-
Объясните, привлекая знания по всеобщей истории, что такое сословно-представительная монархия. Была ли Русь в правление Ивана IV сословно-представительной монархией? Свое мнение обоснуйте.
-
Работа с терминами
Данная методика дает возможность увязывать термин с историческими фактами
-
Анализ исторического источника
О ком идет речь в документе? Когда он написан? С каким событием он связан? «А генваря в 3 день прислал царь и великий князь из слободы ко отцу своему и богомольцу к Офонасию, митрополиту всеаРусии,…список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государьству его до его государьского возрасту после отца его блаженные памяти великого государя царя и великого князя Василия Ивановича всеаРусии»
-
Рефлексия, подведение итогов урока
На этапе контроля и оценки результатов учебной работы предлагаю самооценку деятельности каждого ученика через рефлексию. Рефлексия осуществляется через такой прием: незаконченное предложение: самым интересным для меня было..., потому что...; сегодня на уроке я узнал(а)...; мне понравилось..., потому что...; мне не понравилось...
-
На стадии рефлексии хорошо работает прием синквейна– нерифмованного стихотворение, состоящее из пяти строк
-
Технология диагностики предметной обученности
Диагностика обученности – включает в себя:контроль проверкуоценивание накопление статистических данных и их анализмониторинги прогнозирование результатов Данная технология дает возможность определять трудности в формировании предметных умений, целенаправленно и дифференцированно планировать коррекционно-развивающую работу
-
Диагностическая карта
-
Результаты диагностики за 2012-2013, 2013-2014 уч. год
-
Результаты обученности в 6 классе
-
Календарно-тематическое планирование
-
источники
Л.Н.Алексашкина, Н.И.Ворожейкина История. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы. Москва «Просвещение» 2014 С.Г.Смирнов. Задачник по истории России. Москва «Международные отношения» 2007 А.А.ДаниловЛ.Г.Косулина История России с древнейших времен до концаXVIвека Рабочая тетрадь М., Просвещение 2006 http://www.gumer.info/ - библиотека Гумер http://ru.wikipedia.org/ -Википедия Videouroki.net
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.