Содержание
-
Технологии и методики углубленного дефектологического обследования детей с ОВЗ
Учитель-дефектолог, логопед МАДОУ № 50 Шляхова Е.В.
-
-
Принципы современной диагностики
Комплексный подход Целостное системное изучение Динамическое изучение Качественный анализ данных
-
Методы диагностического обследования
Изучение истории развития ребенка Наблюдение за его поведением и игрой Психолого-педагогический эксперимент
-
Основные критерии оценки
Принятие задания Способы выполнения задания Обучаемость в процессе обследования Отношение к результату своей деятельности
-
-
-
Требования к построению диагностического процесса
- Диагностическая деятельность должна строиться с опорой на нормативно-правовые документы, а также внутренние документы дошкольного образовательного учреждения; -соблюдение этических норм и правил всеми участниками образовательного процесса при проведении процедуры обследования и при ознакомлении родителей с его результатами; -соблюдение принципов диагностики; -единство диагностики и коррекции; -диагностика в ДОУ не должна опираться лишь на выявление уровня усвоения программы (ЗУН), необходимо целостное изучение ребенка, всех линий его развития, систематическое отслеживание динамики психического развития ребенка и не отдельных психических процессов, но и личности в целом; -отбор методик и определение целей и содержания диагностического исследования должно быть выстроено на научной основе; -диагностика обязательно должна завершаться прогнозом дальнейшего развития и рекомендациями.
-
-
-
-
-
Виды обследования и методики
-
Организационно-методические аспекты углубленного обследования
Создание благоприятной доброжелательной атмосферы, среды. Установление устойчивого положительного контакта с ребенком. Наблюдение за ребенком в свободной деятельности (наличие неврологической, аутистической симптоматики) Выявление уровня понимания обращенной речи (обследование слуха) Обследование должно начинаться с легкого задания Поддержание интереса ребенка к выполняемым заданиям Предпочтение полифункциональным заданиям, обеспечивающим оценку сразу по нескольким показателям познавательного развития Продолжительность обследования в соответствии с нормативом и психофизическими возможностями ребенка Последовательность предъявляемых заданий по степени сложности, речевое- практическое, по анализатору (зрительное, слуховое и т.п. ) Требование к предъявлению инструкции (Несложные по грамматическому оформлению, четкие, правильно составленные речевые инструкции) Различные виды помощи ребенку строго дозируются и обязательно фиксируются в протоколе обследования Определение актуальной зоны и зоны ближайшего развития Завершающей частью обследования должна стать обязательная положительная оценка деятельности ребенка со стороны специалиста Качественная оценка полученных результатов Фиксация и анализ полученных данных
-
Методика «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» Е.А. Стребелевой
Отвечает всем основным требованиям современной специальной педагогики и психологии, предъявляемым к диагностике уровня психического развития по отношению к нормативным показателям паспортного возраста. Данная методика позволяет обследовать познавательное и речевое развитие детей 2-7 лет, а также провести педагогическое обследование слуха детей 3-7 лет. Для каждого возраста разработано 10 заданий, подробно описана методика предъявления каждого задания, проведения обучающей помощи, что оценивается. Каждое задание оценивается по 4-балльной шкале, при оценке задания учитывается зона ближайшего развития ребенка. По результатам обследования ребенка можно отнести к одной из четырех групп, в пособии дается краткая характеристика каждой из них, на основании этого можно сделать вывод об уровне познавательной деятельности ребенка. К методическому пособию прилагается наглядный материал и диагностические наборы.
-
Первичное, промежуточное и итоговое обследование
Структура
-
Литература
Аксенова, Л.И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет / Л.И. Аксенова // Дефектология. – 2002.- № 2.- С. 3-27. Белопольская, Н.Л. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью / Н. Белопольская, В. Лубовский // Психологический журнал.-1993.-№4.- С.89-97 Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева . Методика педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью//Дефектология.-2007.-№6.-с.49-59 Е.А. Стребелева. О результатах научных исследований в области дошкольной олигофренопедагогики // Дефектология. -2010.-№3. С.22-28 Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Е.А. Стребелевой.- 2-е изд.перераб. и доп/.- М.:Просвещение,2005-164с. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: метод. Пособие для психологов / Е.О. Смирнова и др./ – Санкт-Петербург:Детство-пресс,2005.-144с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.