Содержание
-
МБУ «Школа № 93 (у)»
Кравец Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
-
Загадка: «Надо ли учителю бояться новых стандартов?» Отгадка: «Нет! Дальше школы не сошлют, меньше класса не дадут!»
-
Надо пробовать…
Какой он – современный старшеклассник, будущий студент? умеет самостоятельно приобретать необходимые для успешной учебы знания и навыки, применять их на практике для решения разнообразных задач -умеет самостоятельно критически мыслить, видит возникающие проблемы, находит рациональные пути их решения, используя современные технологии; грамотно работает с информацией, умеет эффективно использовать все информационные ресурсы; умеет работать в коллективе специалистов из разных областей знаний.
-
Методическая цель
Использование технологии проблемного диалога для реализации требований ФГОС: активизации мыслительной работы и творческого усвоения знаний по формуле «Спросил, открыл, создал»
-
Теоретические основания технологии
Всё начинается с возникновения проблемной ситуации: ученик сталкивается с противоречием и испытывает чувство удивления или затруднения. Приходится выполнить конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звено творчества – постановка проблемы Потом запускается второе звено творчества – поиск решения, т.е. мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез. После ряда горестных ошибок учёный-ученик особенно остро воспринимает появление решающей гипотезы. Но только строгая проверка превращает верную догадку в решение, т.е. новое знание. Поэтому третье звено творчества – выражение решения. Ученик выражает новое знание научным языком (химическим, литературным и т.д.) в необходимой форме Четвертое звено – закрепление знаний практическими навыками. Иначе говоря, творческий акт заканчивается звеном реализации продукта, то есть применением новых знаний.
-
Приобретенные таким образом знания имеют для ученика личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Научное творчество на уроке - это как процесс открытия новых знаний, включающий четыре звена: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения и реализацию знания.
-
Сущность технологии
На проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить и решить проблему, а затем продуктивным заданием стимулирует их создать продукт и представить его классу. Технология проблемного диалога обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал», тогда как на традиционном уроке объяснения нового материала педагог сначала сам сообщает тему и знание, а затем даёт задание всё выучить или пересказать.
-
Структура технологии
Методы обучения –это способы введения знаний. Побуждающий и подводящий диалоги представляют собой определённые сочетания вопросов, приёмов, заданий Задания - разные виды продуктивных заданий (на формулирование, на опорный сигнал, на художественный образ), с помощью которых организуется закрепление материала. проблемно-диалогические методы могут быть реализованы в разных формах: индивидуальная, групповая и парная Средства обучения - учебник, наглядные и технические средства, опорные сигналы
-
Применение технологии
Технология может применяться очень широко: во-первых, на всех образовательных ступенях – от дошкольного образования до повышения квалификации учителей; во-вторых, на уроках по самым разным предметам, начиная с русского языка и математики и заканчивая такими практико-ориентированными предметами, как физкультура, информатика, технология; в-третьих, на школьных мероприятиях, где изучается какой-либо новый материал – на уроках, классных часах, педагогических советах и даже родительских собраниях. Технология проблемного диалога может использоваться в любой образовательной системе.
-
Результаты применения технологии
Предметные результаты – качественные знания: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение.
-
Метапредметные результаты. Познавательные УУД: диалоги развивают творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы, формируют логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт продуктивных заданий: они позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли. Регулятивные УУД: методы постановки проблемы развивают целеполагание. Методы поиска решения учат планированию и контролю. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи.
-
Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.
-
Таким образом,
технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.