Содержание
-
Технология проблемно – диалогического обучения
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №12» г. Партианска, Екатерина Викторовна Стукалова.
-
- Цель: научить самостоятельно решать проблемы
- Средство: открывать знания вместе с детьми
-
ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК
1. Тема: «Сегодня мы будем изучать…»2. Объяснение учителя: «Слушайте внимательно…»3. Заучивание материала: «Выучи…», «Перескажи, повтори…»
ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ
- Постановка проблемы: «С одной стороны…, но с другой стороны…», «Что удивляет? В чём затруднение?», «Какой возникает вопрос? Что надо узнать?
- Поиск и нахождение решения: «Определите сами…», «Сделайте вывод…», «Как мы можем ответить на наш вопрос?»
- Создание продукта: «Придумай схему…», «Зарифмуй правило…»
-
Диалог (постановка проблемы и поиск решения ученики составляют в ходе специально построенным учителем диалога)
Побуждающий
- Отдельно стимулирующие реплики
- Ученики осознают противоречие в проблемной ситуации
- На этапе поиска решения задач учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы («открытие» знаний путём проб и ошибок)
Подводящий
- Система вопросов и заданий, которая активизирует и развивает логическое мышление учеников
- Учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы
- На этапе поиска ученик выстраивает логическую цепочку рассуждений, ведущую к новым знаниям
-
Проблемно – диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога
-
- «Как именно создать проблемную ситуацию?
- «Какие конкретно слова надо сказать?»
-
Приём 1. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.«Умножение на двузначное число».Работа в группах.Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 =Какие есть гипотезы? С чего надо начать? Воспользуйтесь распределительным свойством умножения(каждая группа выдвигает свои гипотезы и фиксирует на листе)Прокомментируйте свой способ решения. Появляются две гипотезы50 х 20 + 6 х 1 = 1006 - ошибочная56 х 20 + 56 х1 = 1176 – решающаяКак проверить , какой из двух способов верный?Может воспользуемся каким-то прибором? (калькулятором). При умножении на калькуляторе получилось 1176Значит, как надо умножать на двузначное число? (Формулируют правило, сравнивают вывод с учебником)
-
Приём 2.Одновременное предъявление двух противоречивых фактов.Учащиеся выполняют здания двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.1) Из числа 9 вычесть 4. К полученной разности прибавить 3: 9 – 4 + 3 = 82) К числу 4 прибавить 3. Из числа 9 вычесть полученную сумму:9 – 4 + 3 = 2Что вы замечаете? Почему получились разныеответы?Какое действие выполняли первым?А вторым?Определите тему урока –Порядок действий в выражениях.
-
Приём 3. Подводящий к теме диалог.Предлагается материал для сравнения (два столбика слов)Медвежья разъездВьюга объявлениеВеселье подъездРужьё подъёмМуравьи разъяснилЧто заметили? ( 1 столбик слова с Ь, второй столбик с Ъ)Перед какими буквами пишется Ь и Ъ знаки?Разберите эти слова по составу. В какой части слова пишутся Ь и Ъ?Вывод учащихся: Ь пишется в корне слова, Ъ – между приставкой и корнем.
-
Приём 4. Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно»
Окружающий мир 2 класс.
Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдёт речь?
Она располагается под нами.Там, очевидно, ходят верх ногами,Там наизнанку вывернутый год.Там расцветают в октябре сады,Там в январе, а не в июле лето,Там протекают реки без водыОни в пустыне пропадают где-то
- Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? (Здесь всё наоборот; лето в январе, реки без воды)
- Какой возникает вопрос? (Что это за материк, где всё наоборот?)
- Это Австралия. (Так какой материк будем сегодня изучать?)
-
Приём 5. Проблемная ситуация «с затруднением»
Учитель предлагает задание, невыполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.
Урок русского языка «Несклоняемые имена существительные». 4 класс.
Учитель даёт невыполнимое задание
- Просклоняйте существительное «окно». (Дети легко справляются с заданием, способ выполнения которого известен)
- Просклоняйте существительное «кино». (Ученики испытывают затруднение, возникновение проблемной ситуации).
-
Приём 6. «Задание на ошибку».Урок окружающего мира 1 класс «Где живут белые медведи? Где живут пингвины?»В первой половине урока ученики знакомятся с географическим положением Северного полюса, его климатическими особенностями и животным миром.А теперь мы с вами совершим путешествие на Южный полюс. Давайте выберем одежду для нашего путешествия. (Летнее платье, рубашки с коротким рукавом, шорты, носки, босоножки и т.д.)Посмотрите на фотографии, сделанные на Южном полюсе. Что видите? (Лёд, снег … - реакция удивления, возникновение проблемной ситуации).
-
Приём 7.Практическое задание, с которым до настоящего момента не сталкивались. Задание будет выполнено неправильно.Урок математики «Площадь прямоугольного треугольника» 4 класс.Найдите его площадь.И в том и в другом случае у детей получается следующее:S = 5 х 4 = 20 см S = 5 х 4 = 20 кв.смПроверим правильность выполнения задания с помощью палетки.Площадь треугольника 10 кв.см. Дети осознают, что задание выполнено неправильно. Реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации.
-
Результаты применений технологий
Предметные результаты
- Дети получают качественные знания за счет использования центральных методов технологии (метод постановки проблемы и метод поиска )
-
Метапредметные результаты
- Познавательные: развивает творческие умения, осознавать противоречие и формулировать проблему,
- Выдвигать и проверять гипотезы. Логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Развивают речь.
- Использование опорного сигнала формируют знаковые умения.
- Коммуникативные: работая в группах и парах дети учатся слушать друг друга, договариваться, распределять роли.
- Регулятивные: развивают целеполагание, учат планировать и контролировать действия, стимулируют оценивание.
-
Личностные результаты
- Становление характера, мотивов, ценностей.
- Позиция активного деятеля воспитывает инициативность, смелость, трудолюбие.
- Роль творца усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности.
- Отношения сотрудничества формируют доброжелательность и уважение к людям.
-
Технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
-
Литература:
- Мельникова Е. Л. «Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками»:пос. для учителя/Е.Л. Мельникова – Москва, АПКиППРО, 2002
- Статьи журнал «Начальная школа «, №9, 2012 г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.