Содержание
-
Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС
« Где начинается сознание, там начинается и… диалог» М. М. Бахтин «…Диалог – это не просто «разговор двоих», это иное мышление, качественно иные отношения.» Автор : методист, учитель истории и обществознания Свальнова И.Н.
-
Технология проблемного диалога: представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа; позволяет реализовать требования ФГОС. Теоретические основания технологии Ключевое понятие - «творчество». Творчество есть создание нового и значимого продукта. Областей человеческой деятельности много: наука, техника, искусство. Следовательно, существуют разные виды творчества, и у каждого свой продукт. 2. Основа школьного обучения - научное творчество.
-
ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА
постановка проблемы выражение решения поиск решения звено реализации продукта НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО
-
Сущность технологии поставить и решить проблему I. ДИАЛОГ сформулировать тему урока, вопрос для исследования новое знание Пути решения: извилистая тропа догадок царственная дорога логического вывода
-
Проблемная ситуация Приемысоздания проблемной ситуации Предъявить ученикам два противоречащих друг друга факта, мнения, две теории и т.д. Дать задание, порождающее затруднение (несходное с предыдущим, на новый материал и др.) понятия закономерности правила алгоритмы История. Биология. География Русский язык. Математика Типы нового знания, которые дети могут открыть сами
-
Виды диалогов: Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление. + Максимально близок к жизненным ситуациям. - Ученики могут увести в сторону от темы. - Невозможно рассчитать время на уроке. Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление. + Просчитывается по времени. + Ведет к нужному результату коротким путем. - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.
-
II.Побуждающий диалог подводит детей к той же мыслительной работе, которую выполняет учёный ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ: Создать проблемную ситуацию; Произнести специальные реплики для осознания противоречия; Побудить учеников: -сформулировать проблему; -выдвинуть и проверить гипотезы. Побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку.
-
III.Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников а) при постановке проблемы: учитель пошагово подводит их к теме урока; б) на этапе поиска решения: выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу.
-
этап воспроизведения (проговаривания) знаний: ЗАДАЧИ УЧЕНИКА: Выполнить продуктивное задание учителя. (составить схему или сочинить небольшое стихотворение) Создать продукт; Представить его классу - самому и по- своему выразить новое знание.
-
Технология проблемного диалога Цель: обучить самостоятельному решению проблем.Средство: открытие знаний вместе с детьми. Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. Проблемно-диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками.
-
творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал» традиционная методика: обеспечивает репродуктивное усвоение знаний: «Пришёл, услышал, заучил» педагог сначала сам сообщает тему и знание, а затем даёт задание всё выучить или пересказать ПРЕИМУЩЕСТВА технологии проблемного диалога :
-
Пример проблемной ситуации История 5 класс Учитель предлагает ученикам прочитать текст к параграфу. – Да, красивые рисунки делали первобытные люди! – сказал Антошка, разглядывая альбом Археолога с фотографиями наскальной живописи. – Наверное, часто первобытные художники показывали своим друзьям всех этих быков и мамонтов? – А вот это вряд ли! – заметил Археолог. – Большинство этих рисунков расположены в дальних ответвлениях пещер, и чтобы добраться до них, нужно долго идти в полной темноте, карабкаться по отвесным стенам, пролезать через узкие лазы. - Сравни мнение Антошки и факты, приведенные Археологом. В чем противоречие? - Какой возникает вопрос? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: - Зачем первобытные люди создавали произведения искусства? РЕШЕНИЕ: -Искусство не отделялось от религии – рисунки участвовали в магических (тайных) обрядах заговора духа животного перед охотой. Тайну надо было беречь.
-
ОБЩАЯ МОДЕЛЬ проблемно-диалогического урока изучения нового материала
-
-
-
-
-
ГРАМОТНЫЙ ДИЛОГ – КЛЮЧ к УСПЕХУ В ЖИЗНИ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.