Содержание
-
Республиканский научно-методологический семинар психолого-педогогическая коррекция в ДОУ
Мастер-класс по коррекционным практико-ориентированным технологиям: «Я и моя семья»
-
Психолого-педагогическая коррекция
Выполнила: Габдрахманова В.Г. Научный руководитель: к.п.н. доцент Антонова О.А. Бугульма 2017
-
Пояснительная записка Современные российские семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, повышается ее значимость в воспитании детей. С другой, наблюдается процессы, которые приводят к обострению семейных проблем – это, прежде всего, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение количества неполных семей и повторных браков. Механизмы интеграции семьи, в честности взаимоотношений между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия в сфере детско-родительских отношений. В психологической литературе активно обсуждается вопрос влияния особенностей воспитания на развитие и становление личности ребенка, его поведение, подчеркивается важность гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями.
-
Беседы, лекции и индивидуальные консультации педагога-психолога не всегда могут помочь в разрешении сложных ситуаций в процессе воспитания ребенка в семье. Эффективным средством может стать тренинговая форма работы с родителями и детьми. В группе психологического тренинга для родителей создается уникальная возможность в атмосфере доверия и принятия взглянуть со стороны на свой стиль воспитания; проанализировать, как отражаются на формировании личности ребенка и семейных отношений привычные паттерны родительского поведения; получить конкретные навыки и практические методы решения проблемных ситуаций; узнать, как обыденный стиль отношений, привычные слова и действия формируют жизненный сценарий детей. Ребенку тренинг детско-родительских отношений позволить разрешить актуальные проблемы семейного взаимодействия, с большим пониманием относиться к родителям, увидеть их с необычной творческой стороны и почувствовать себя увереннее и спокойнее в отношении с родителями.
-
Актуальность программы
Актуальность детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В семейном окружении, в общении происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. Связи «родитель-ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития Существует несколько теоретических подходов к пониманию роли и содержания детско–родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами. Представляются они в виде «идеальных» моделей правильных, успешных взаимоотношений родителей и детей. Под моделью понимается более или менее целостное представление о том, как должны строиться эти отношения; своего рода свод принципов, которых следует придерживаться родителям, чтобы воспитать ребенка «хорошо».
-
Удовлетворение базовых потребностей, положенных в основу психического здоровья, таких как потребность в безусловной любви, безопасности, внимании, границах и признании, закладывается в подсознательный опыт ребенка в раннем и дошкольном возрасте, определяя вектор развития личности.
-
Цель программы: оптимизация детско-родительских отношений дошкольников. Задачи программы: Развитие компетентности родителей. Обучение эффективным методам взаимодействия с ребенком посредством игры. Сформировать в ребенке позитивное восприятие самого себя как человека с положительными качествами и недостатками, умение обращаться к себе, советоваться с собой, оценивать свои мысли и поступки. Гармонизация зоны ближайшего развития (семьи) с зоной социализации – пространством дошкольного учреждения. Оборудование программы:белые листы бумаги, цветные карандаши, цветные полоски, стеклянные доски, зубная паста, гуаши, кисти,
-
Этапы программы: 1.Подготовительный 2.Основной 3.Заключительный. Ожидаемый результат: Для детей: Имеют представления о себе , своей семье , родственных отношениях , распределении семейных обязанностях ,семейных традициях. Дети эмоционально отзывчивы , откликаются на эмоции близких и друзей. Развитие творческих способностей детей , путем осуществления совместной деятельности с родителями.
-
Для родителей: Приобретение родителями психологических знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей. Укрепление детско-родительских отношений. Конструктивное сотрудничество педагогов с родителями. Для педагогов: Анализ выполнения проекта , достигнутых результатов. Оценка проекта в целях определения его актуальности. Создание системы занятий и совместной деятельности: «ребенок-родитель» по данной проблеме.
-
Подготовительный этапЦель: создать условия для ведения психологической работы. 1.«Цвет моего настроения» Цель: развитие и обогащение эмоциональной сферы детей.Ход: детям предлагается 8 цветных полосок, по кругу участники определяют какого цвета у них настроение. Выбор фиксируются на бланке.
-
2.Диагностика: «Моя семья»Цель: выявление эмоционального фона, развитие межличностных отношений Я- семья-коллектив, психолого-педагогическая диагностика.Ход: участникам предлагается на листе бумаги нарисовать свою семью. Пока они будут рисовать, педагог не вмешивается в сам процесс, но следит за очередностью появления домочадцев на бумаге.
-
Анализ рисунков:1. Обратите внимание на то, как расположены люди на рисунке. Если все члены семьи стоят вместе, тесно, возможно, держатся за руки — это значит, что в ней царит теплая атмосфера. Члены семьи, стоящие разрозненно, отвернутые друг от друга – нездоровый эмоциональный фон. Однако, если фигуры на рисунке расположены слишком тесно, это может также быть отрицательным показателем. Чрезмерная плотность изображения говорит о том, что ребенку выделено мало личного пространства, родители уделяют ему слишком много внимания.Отсутствие одного из членов семьи, и также частичная недорисовка , расположение в профиль, нечетко, смазано , зачеркнутым – прямое указание на конфликт ребенка с этим человеком. Также он может быть и нарисован, но расположен дальше всех от самого ребенка на картине, в углу, отстраненно. Конфликт может быть временным: дети очень эмоциональны, они слишком остро воспринимают даже сиюминутные обиды; но может означать и серьезные проблемы в общении. Особенно стоит обратить внимание, если внешне никаких отклонений незаметно.
-
“Оторванность” от пола, земли – несамостоятельность, зависимость. 2. Как нарисованы люди? Слишком много деталей в рисунках членов семьи – малышу не хватает внимания. Мало деталей (а также слабый нажим карандаша, прерывистые линии) – ребенок очень чувствительный, эмоциональный, легко утомляется. Мелкие фигурки, смещение к краям относительно центра – ребенок не верит в себя, возможно, это связано с отсутствием положительной мотивации, завышенных требований к ребенку. Хорошо прорисованные, большие зубы, кулаки, ногти – признак повышенной агрессии. Это может быть связано как непосредственно враждебностью, злостью ребенка, так и с тем, что на ребенка кто-то или что-то давит, с его позицией защиты.
-
Вообще, прорисовка рук имеет большую значимость – крупные руки ребенок рисует у самых значимых членов семьи. У самого себя – стремиться быть сильнее, доминировать, подавляет агрессию. Рисует себя без рук – выражает, что его подавляют в семье. 3. Обратите внимание на значимость фигур. Самый важный для ребенка член семьи находится рядом с ним, он часто прорисован четко, крупно. Однако это может означать и негативное доминирование над ребенком – проанализируйте, как именно нарисован персонаж: светло-темно, ярко-тускло, добро-зло и т. д. Слишком мелкие по сравнению с остальными членами семьи – это те, кого ребенок не хочет видеть, считает лишними, стремится уменьшить их влияние. Также они могут изображаться в виде маленьких животных, птичек. Если сам ребенок нарисован большим, чем все остальные члены семьи – эгоцентризм, стремление к доминированию, манипулятивность. Слишком маленький ребенок на рисунке означает, что в реальной жизни автору не хватает внимания родителей.
-
4. Один из самых плохих признаков – когда нарисован только один ребенок, или же нарисованы все члены семьи, а самого ребенка нет. Это означает, что ребенок себя абсолютно не идентифицирует с семьей, чувствует себя отверженным, покинутым. 5. Нарисованы несуществующие члены семьи – потребность в общении, друге. 6. Стирания, зачеркивания, исправления – чаще всего указывают на проблемы. Но могут быть связаны и с большой любовью ребенка к персонажу – если после исправления рисунок действительно стал лучше, этот как раз тот случай. 7. Глаза – особенно важная часть рисунка. Огромные означают тревожность, зачеркнутые – страх. 8. Также имеет значение выбор цветов – чем их больше, тем лучше эмоциональный фон ребенка. Красный часто означает агрессию, синий – уход в себя, тревожность; коричневый – дискомфорт, черный – депрессия, подавленность, серый – безразличие. “Хорошие” цвета – это желтый, зеленый, фиолетовый/
-
3. Игра: «Мы стоим рука в руке» Цель: оптимизация детско-родительских отношений, развитие коммуникативных навыков. Ход: взрослые и дети встают в круг и берутся за руки. Затем приветствуем друг друга нетрадиционным способом, проговаривая следующие слова: Мы стоим рука в руке, Вместе мы- большая лента. Можем мы большими быть ( поднимают руки вверх), Можем маленькими быть ( приседают), Но никто один не будет ( исходное положение).
-
Основной этап
Цель: содействовать созданию целостной картины социально-психологического здоровья. 1.«Отгадай и покажи» (игра - драматизация) Цель: развивать умение перевоплощаться в предметы, невербально описывать сюжет; учить договариваться и взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. Ход игры: нарисовать схематически две сказки для детей и родителей. «Колобок», «Курочка ряба». Раздать эти схемы двум командам (в первой части игры участвуют только дети) чтобы дети отгадали и разложили их в правильной последовательности, по сказке. А затем с помощью мимики и жестов должны показать так чтобы дети и родители другой команды догадались, какая у вас сказка. (во второй части игры участвуют дети и родители, но если дети ошиблись при выкладывании сказки, родители должны найти выход чтобы понятно показать сказку для соперников, придерживаясь последовательности выложенных схем).
-
-
2.Упражнение «Клубочек» Цель: развивает коммуникативные навыки, способствует общению друг с другом. Ход: ведущий держит в руках клубочек, обматывает кончик нитки вокруг пальца и задает вопрос кому-то из участников, бросив ему клубок. Инструкция: каждый из вас должен обмотать ниточку вокруг пальца и передать клубочек другому, ответив на вопрос. Вопросы для родителей: - Какой ваш любимый цвет? - Что вы любите готовить? - Какое у вас любимое животное? Вопросы для детей: - Какой твой любимый мультфильм? - Какая твоя любимая сказка? - Где любишь отдыхать?
-
3.Рисование на стекле: «Ромашка – символ семьи» Цель: учить детей с помощью изображения передать свое отношение близким родственникам; развивать мышление, творческое воображение; прививать любовь к семьи. Ход: на слайде воспитатель показывает изображение ромашки. Предлагает рассмотреть ее и сравнить этот цветок со своей «семьей». Рассказать о том, что каждый лепесток – как член семьи. Воспитатель рассказывает стихотворение «Ромашка» На лугу цветёт ромашка Скромный беленький цветок, Что из жёлтого кармашка Уронила лепесток. Показывает способы изображения ромашки. Дети рисуют на стекле.
-
-
4.Упражнение «Мне нравится» Цель: установление позитивного диалога между ребенком и родителям. Ход: родитель и ребенок сидят на стульях напротив друг друга. Родитель и ребенок разговаривают друг с другом, постоянно проговаривая начало предложенной фразы: «Мне нравится, что ты» и добавляет к ней содержание. Родитель дает ребенку, а ребенок родителю «обратную связь». 5.Совместная работа коллаж «Наше будущее» Цель: снятие психологических барьеров между детьми и родителями. Ход: составить коллаж из картинок, которые вы вырежете из журналов. Как вы представляете себя, своих родителей, родители своих детей - в будущем. Ваши планы, мечты, желания выразите, пожалуйста, с помощью картинок. Может вы это как-то красиво назовёте? А может в ваших мечтах вы видите ваших детей президентами страны или какой-то крупной корпорации. Мечтаете видеть своих родителей успешными бизнесменами или путешественниками или желаете того, чтобы они были всегда здоровы и счастливы или выращивали какие-нибудь редкие сорта помидор или огурцов.
-
Подумайте! Вырезав картинки наклейте их на бумагу. И расскажите немного о своих работах.
-
Заключительный этап
1.«Цвет моего настроения» Цель: развитие и обогащение эмоциональной сферы детей. Ход: детям предлагается 8 цветных полоски, по кругу участники определяют какого цвета у них настроение. Выбор фиксируются на бланке.
-
2.Круглый стол «Герб моей семьи» Цель: развитие и обогащение эмоциональной сферы детей. Ход: ведущий рассказывает участникам о том, что с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах “родитель – ребёнок” предлагается дома нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др. Затем все рисунки выкладываются в цент круга на полу и ведущий предлагает каждому рассказать про свой герб, что он символизирует. При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе).
-
Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи. После завершения работы идет обсуждение. Вопросы для обсуждения: что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом.
-
-
3.Релаксация «Океан» Цель: полное расслабление, совершенствование управления мыслям, психомышечная релаксация с фиксированным дыханием. Ход: - лягте удобнее. Расслабьтесь…., закройте глаза. - представьте океан…, вы видите в бесконечность водную гладь…, волны поднимаются.., растут…и, разбиваясь на песке прямо у ваших ног…, отползают обратно…. Продолжайте наблюдать за тем…, как волны набегают на берег… и откатываются назад…. Если вы о чем-то думаете…, ваши мысли уносятся вместе с волнами. Смотрите на океан… и глубоко вдыхайте морской воздух…(15 секунд) - вы смотрите на волны…, и чувство покоя переполняет вашу душу. Это… - твой собственный мир…, полный спокойствия, ты можешь ощутить его в любой момент. Ты спокоен.., тебе хорошо…, море ласкает твой взгляд и тело, дышим полной грудью…. - мы хорошо отдохнули и наполнились энергией океана, его спокойствием и величием. - откройте глаза. Если хотите, посидите несколько минут. Медленно вставайте.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.