Презентация на тему "Проблемы семейного воспитания"

Презентация: Проблемы семейного воспитания
Включить эффекты
1 из 42
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Проблемы семейного воспитания" по педагогике, включающую в себя 42 слайда. Скачать файл презентации 0.21 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    42
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Проблемы семейного воспитания
    Слайд 1

    Проблемы семейного воспитания

    Докладчик: К.п.н., доцент кафедры корр. педагогики и спец. психологии НИПКиПРО Петрова Елена Эмировна

  • Слайд 2

    План:

    I. Различные подходы к определению понятия «стили родительских отношений» в современной педагогике и психологии 1.1 Семья, как источник формирования стиля родительских взаимоотношений 1.2 Обзор исследований, посвященных проблеме изучения стилей родительских отношений и установок в зарубежной и отечественной педагогике и психологии II. Факторы, влияющие на возникновение нарушений семейного воспитания ребенка 2.1. Типы материнского отношения и родительской любви 2.2 Влияние родительских установок на общее развитие ребенка III. Методы диагностики и коррекции стилей детско – родительских отношений в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста 3.1 Описание диагностических методов, выявляющих специфику детско – родительских отношений 3.2 Основные направление коррекционной работы в диаде «родитель- ребенок»

  • Слайд 3

    Различные подходы к определению понятия «стили родительских отношений» в современной педагогике и психологии

    У истоков научных исследований проблем семейного воспитания, стоял П.Ф. Лесгафт. Он полагал, что целью всякого воспитания должно быть содействие развитию разумного человека. Среди зарубежных деятелей, занимавшихся проблемами семьи, также можно выделить А. Адлера и его ученика Р. Дрейкуса, впервые организовавшего консультирование родителей при Центре им. Авраама Линкольна в Чикаго в 1939 году. В 50 – х годах в США возникло направление групповой работы с родителями, основанное Х. Джайноттом. Многие положения Джайнотта согласуются с идеями другой модели работы с родителями – программой Т. Гордона. Эта программа основывается на идеях гуманистической психологии. В западной психологии данное направление существует в русле концепций Г. Оллпорта, А. Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюллера, В. Франкла, Р. Мэя и многих других.

  • Слайд 4

    Изучением межличностных отношений в семьях и разработкой критериев выделения различных типов воспитания занималась большая группа отечественных ученых: Т.В. Архиреева, 1989; Н.Н. Авдеева, 1994; А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.Я. Варга, 1983; И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.С. Спиваковская, А.И. Захаров, 1986; А.Е. Личко, 1979 Э.Г. Эйдемиллер, 1980 и др. Исследования А.Н. Леонтьева (1977), А.Р. Лурии (1980), Д.Б. Эльконина (1976) и других показали, что психическое развитие ребенка определяется не только его эмоциональным контактом с родными ему людьми, но и особенностями сотрудничества с родителями. То есть, детско-родительские отношения – это не только отношения между родителем и ребенком, но и взаимоотношение, взаимовлияние и активное взаимодействие родителя и ребенка. Родители с теми или иными личностными особенностями, в своем педагогическом процессе, как правило, будут реализовывать вполне определенный стиль или близкие стили семейного воспитания. Таким образом, стиль семейного воспитания - это своего рода реализация и своеобразная характеристика личности родителя.

  • Слайд 5

    В исследованиях Е.М. Волковой, А.В. Петровского, С.В. Ковалёва выделяются следующие типы семейных отношений:

    Диктат – как систематическое подавление одними членами семьи (главным образом взрослыми или подражающими им старшими детьми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Как результат, приверженности подобной тактике – развитие в ребенке сильной реакции сопротивления, если по характеру, например, он склонен к лидерству. Если «зерна диктата» легли на почву ранимой, неустойчивой личности ребенка, то можно наблюдать повышенную тревожность, мнительность, склонность к страхам и неуверенность в себе. Предложенный термин «опека», в свете современных воспитательных тенденций, видоизменился в термин - гиперопека». Под гиперопекой (опекой) подразумевается система отношений в семье, при которой родители сознательно ограждают ребенка от разного рода житейских трудностей и забот. В такой системе родительских ценностей формируется эмоционально незрелая, капризная, эгоцентричная, требовательная личность, неприспособленная к жизни.

  • Слайд 6

    Невмешательство – проявляется как система взаимоотношений в семье, базирующаяся на признании целесообразности независимого существования, как взрослых, так и детей. Ребенок предоставлен сам себе. Родители, полагают, что подобная родительская позиция способствует развитию самостоятельности и ответственности, накоплению опыта. На самом деле ребенок, совершает ошибки, которые можно было бы прожить менее трагично, если бы у него была поддержка взрослого. Сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных отношений. Основной принцип - объединение семьи общими целями и задачами, совместной деятельностью, взаимной поддержкой во всех сферах, в том числе и в эмоциональной. Отправная точка в воспитании в данном случае - слово "мы". Ребенок, имея достаточно самостоятельности, всегда может опереться на помощь взрослого, который вовремя придет на помощь, поддержит и успокоит. В таких семьях всех членов семьи объединяют общие ценности, семейные традиции, спонтанные праздники, эмоциональная потребность друг в друге и продуктивная совместная деятельность. Паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимнойвыгоде всех членов союза.

  • Слайд 7

    П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка:

    - родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития; родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцомсовершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными; гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям; родители постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его. Ребёнок растёт раздражительным, и эмоционально неустойчивым; родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми и социально незрелыми; родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то дети спокойны, скромны;

  • Слайд 8

    В исследованиях С.В. Ковалёва выделяются следующие типы семейных отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество. А.Б Добрович выделяет роли ребёнка в семье, определённые для него родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «болезненный ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка». А.Я. Варга и В.В. Столин предлагают следующие критерии родительских отношений :

  • Слайд 9

    1.«Принятие – отвержение»: принятие родителем ребёнка таким, какой он есть. Проявление родительского уважения к индивидуальности ребёнка. Родитель симпатизирует ему. Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его. 2.«Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него. 3.«Симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности. 4.«Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенкабезоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха. 5.«Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

  • Слайд 10

    Д. Бомринд выделил и описал три основных стиля родительских отношений: авторитетный, авторитарный и попустительский. Большинство современных исследований за рубежом опираются именно на эту типологию. Несмотря на то, что данные теоретические модели были предложены более 30 лет назад, они остаются практически единственными, дающими содержательное описание родительского отношения.

  • Слайд 11

    Большинство авторов выделяют следующие параметры взаимодействия родителя с ребенком:

    автономия – контроль (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл, С. Броуди, Е.Е. Маккоби, В. Шутц); отвержение – принятие (А. Роэ, М. Сегельман, А.И Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга); требовательность – попустительство (Е.Е. Маккоби, О. Коннер, П. Слатер); степень эмоциональной близости, привязанности (Дж. Боулби, Г.Т. Хоментаускас); строгость – «заласкивание» (Е.Е. Маккоби, П.Слатер); непоследовательность – последовательность (С. Броуди, Е.Е. Маккоби, А.И. Захаров).

  • Слайд 12

    Стадии жизненного цикла семьи

    Исследования, проводимые разными специалистами, в числе которых были В.И. Брутман, А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова показали следующее: во многом, отношение к ребенку и его роль в семье связаны с тем, желанная ли и запланированная была беременность, и что значило для отца и матери рождение ребенка; особым фактором является и то, на какой стадии жизненного цикла семьи, ребенок  появился на свет.

  • Слайд 13

    Существует много вариантов деления жизненного цикла семьи на стадии, этапы, периоды. Часто, для определения стадии, в качестве основных признаков используют факт наличия или отсутствия в семье детей, а также их возраст (Е. Duvall, 1957, Э.К. Васильева, 1975 и др.). Практика показала, что целесообразнее выделять стадии жизненного цикла семьи, исходя из отношений между супругами, того, каким образом они пытаются разрешить возникающие конфликты. Руководствуясь этим, можно выделить шесть стадий супружества: Стадия добрачных отношений; Стадия конфронтации; Стадия компромиссов; Стадия зрелого супружеского холона (подсистем); Стадия экспериментирования с независимостью (часто совпадающая с периодом личностного кризиса середины жизни одного или обоих супругов); Стадия «ренессанса» супружеских отношений Закономерность чередования стадий прослеживается в большинстве семей, однако, сроки смены одной стадии другой весьма вариабельны. Это связано как с личностными особенностями членов семьи, так и с влиянием факторов внешней среды. Каждая из этих стадий обладает особыми характеристиками и способствует формированию определенного стиля родительских отношений к ребенку.

  • Слайд 14

    ТИПЫ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ И РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ

    В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные — эмоциональное принятие и контроль. Их сочетание многое определяет в том, как строится поведение взрослых по отношению к своему ребенку, т.е. как формируется стиль родительских отношений. Первая переменная – эмоциональное принятие - имеет особое значение для развития ребенка с момента рождения (даже раньше) и до трех лет. Опираясь на этот факт британский психолог Стюард Броди выделил четыре типа материнского отношения к младенцу. Матери первого типа: легко приспосабливается к потребностям ребенка. Демонстрируют поддерживающее, разрешающее поведение. Интересный тест на этот тип отношения — приучение малыша к туалету. Относящиеся к нему мамы действуют по принципу “сам дозреет”.

  • Слайд 15

    Второй тип: сознательное приспособление к потребностям ребенка. Проходит это не всегда удачно, что вносит в поведение матери напряженность. Она чаще доминирует, чем уступает. В ее поведении не хватает непосредственности. Третий тип матерей демонстрируют умение приспосабливаться на основе чувства долга. В их отношениях к своему ребенку проявляется мало теплоты и спонтанности. Поведению таких мам присущ жесткий контроль. Четвертый тип:можно наблюдать непоследовательность и противоречивость поведения и реагирования на ребенка. Это самый опасный тип отношений, хотя, по сути дела, только полное эмоциональное принятие обеспечивает самой матери уверенность и спокойствие, подталкивает ее к додерживающему, разрешающему поведению, формирует доверие к ребенку и его потребностям. Как результат — развитие у самого младенца чувства доверия к миру, любознательности и открытости отношениям.

  • Слайд 16

    Примерно с трех лет вступает в силу вторая переменная родительской позиции — контроль. Интересные результаты, касающиеся влияния различных видов контроля на личностное развитие детей, получены Боумрином. Он выделил четыре параметра родительского отношения и три группы детей, обладающих различной степенью личностной зрелости, а затем соотнес показатели между собой. Эти параметры следующие: 1. Степень контроля. При высоких баллах родители предпочитают оказывать большое влияние на своих детей, способны настаивать на выполнении своих требований, быть последовательными в их предъявлении. При низких — устраняются от контроля, предоставляя детям самим формировать систему требований и правил. 2. Побуждение к развитию. При высоких баллах родители стремятся к развитию у детей способностей, настаивают на активном включении детей в различные сферы жизнедеятельности. При низких — не считают своих детей обладателями каких-либо выраженных достоинств.

  • Слайд 17

    3. Воспитательные воздействия. При высоких баллах родители, добиваясь послушания, используют убеждение, обосновывают свою точку зрения и готовы обсуждать ее с ребенком. При низких — однозначно не формулируют свои требования, прибегают к косвенным способам воздействия: жалобам, крику, подаркам и наказаниям. 4. Эмоциональная поддержка. При высоких баллах она присутствует постоянно, независимо от того, удается ли родителю добиваться своих требований. При низких — она либо отсутствует, либо зависит от послушания ребенка.

  • Слайд 18

    Личностных типов детей, было выделено три.

    Их характеристики можно сразу соотнести с особенностями родительской позиции. Компетентные дети. Обладают устойчиво хорошим настроением, уверенны в себе. Им присущ развитый самоконтроль, умение устанавливать дружеские отношения. Склонны к исследованию самих себя и окружающего мира. Избегающие дети.Преобладает отстраненное или уныло-грустное настроение. Испытывают трудности в установлении контактов не только дружеских, но и поверхностных. Склонны избегать новых или фрустрирующих ситуаций. Незрелые дети. Неуверенны в себе, настроение неустойчиво. Самоконтроль практически не сформирован. Склонны к реакциям отказа во фрустрирующих ситуациях. Своей инфантильностью они, прежде всего, обязаны личностной незрелости своих родителей. Известный детский психотерапевт, специалист в области детско-родительских отношений А.С. Спиваковская, выделила восемь типов родительской любви:

  • Слайд 19

    Известный детский психотерапевт, специалист в области детско-родительских отношений А.С. Спиваковская, выделила восемь типов родительской любви:

    1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула семейного воспитания при этом такова: «хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом». Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение. 2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Воспитание осуществляется по формуле: «смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним». Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь ему в его проблемах.

  • Слайд 20

    3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула «хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю». Для такого стиля характерно признание действительных (а часто и мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно его опекать, не веря в детские способности и возможности, не доверяя ребенку. 4. Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Подобное отношение встречается достаточно редко. Формула: «ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела». Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.

  • Слайд 21

    5. Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение соответствует формуле: «я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим». Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким «неудачником». Для родителей характерно признание своего бессилия и переадресация ответственности специалистам – для «исправления». 6. Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула: «мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!» Родители пытаются строгостью и жестким контролем «переломить» ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако наряду с внутренней убежденностью, что их ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.

  • Слайд 22

    7. Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении). Родители живут по формуле: «я не хочу иметь дело с этим негодяем». В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы «издали следят» за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: «оградите нас от этого чудовища». Чаще всего в поведении родителей смешиваются несколько вариантов отношений. Однако можно определить, какая именно установка на данный момент времени стала для родителей ведущей. 8. Снисходительное отстранение, (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Формула «нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит». Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения и т.п. Они как бы признают за ребенком право на неблагополучие и несчастье и при этом не особенно стремятся предотвратить это, не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире.

  • Слайд 23

    ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

  • Слайд 24

    Родительские установки — это определенный взгляд на свою роль родителя. Они напрямую связаны со стилем родительских отношений и предполагают, что через реализацию установок родители реализовывают свой стиль отношений. Среди отечественных психологов наиболее систематическое экспериментальное исследование в этой области осуществляли А.Я. Варга и В.В. Столин.

  • Слайд 25

    Родительские установки и соответствующее им поведение, с точки зрения исследователей входят в состав родительского стиля. Родительские установки не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. Известный детский психотерапевт, специалист в области детско-родительских отношений А.С. Спиваковская под родительскими установками понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Чаще всего в поведении родителей смешиваются несколько вариантов отношений. Однако можно определить, какая именно установка на данный момент времени стала для родителей ведущей и соответственно определяет тип родительской любви. Одна из наиболее ранних систематических классификаций родительских установок, отражающая также влияние родительской позиции на развитие ребенка, предложена в 1937 году О. Коннер. В этой классификации рассматриваются способы поведения родителей по отношению к ребенку, выраженные в характерных словесных выражениях. Предложены типы родительской позиции и возможное их влияние на развитие ребенка.

  • Слайд 26

    Типология родительских позиций по О.Коннер:

  • Слайд 27

    С родительскими установками тесно связаны родительские ожидания; они предполагают право родителей ожидать от других признания их ролевой позиции, соответствующего поведения окружающих, согласованного с их ролью, а также вести себя соответственно ожиданиям окружающих.

  • Слайд 28

    МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ СТИЛЕЙ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Слайд 29

    Одна из важнейших задач в практике семейного консультирования – своевременное выявление и коррекция неблагоприятных вариантов детско-родительских отношений. Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Чтобы понять многие супружеские конфликты и причину напряженности в семье, практический психолог должен знать, как строится межличностное общение родителей и детей. С помощью методик диагностики детско- родительских отношений он может получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя, другие – глазами ребенка.

  • Слайд 30

    Изучая межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя,

    практический семейный психолог обращает внимание на особенности семейного воспитания: родительские установки и реакции; отношение родителей к ребенку и жизни в семье; нарушения воспитательного процесса в семье; причины отклонений в семейном воспитании; типы воспитания; уровень родительской компетентности и т. п.

  • Слайд 31

    Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются и помощью социальных методик.

    Тест “Родительско - детские отношения” (PARI) (американские психологи Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещерет). Тест – опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании. Тест – опросник родительского отношения (ОРО)(А.Я. Варга, В.В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско- родительского взаимодействия (Е. И. Захарова).

  • Слайд 32

    Методики исследования межличностных отношенийв системе “родитель - ребёнок” глазами ребёнка.

    Наиболее популярен у психологов графический тест “Рисунок семьи”, который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы. Широко известна также проективная методика Р. Жиля, исследующая межличностные отношения ребёнка и его восприятие внутрисемейных отношений. Эффективна методика А. Г. Лидерса и И. В. Анисимовой “Диагностика эмоциональных отношений в семье”,разработанная для двух возрастных групп: для дошкольников и младших школьников; для подростков.

  • Слайд 33

    Основные направления работы психолога по оптимизации детско-родительских отношений

  • Слайд 34

    Коррекционно-развивающая и учебно-просветительская работа

    Цели: • повышение уровня психологической компетентности, эмпатии родителей, обучение их навыкам эффективного общения с ребенком, развитие способности к децентрации; • гармонизация процесса развития ребенка в семье и преодоление трудностей эмоционального развития ребенка; • развитие творческого потенциала ребенка и родителей.

  • Слайд 35

    Методы: 1. Работа с детьми: • индивидуально (игровая терапия, развивающие занятия, элементы арттерапии, игры-драматизации), • групповые формы работы (психогимнастика, психомоторика, сказотерапия, игровой танец, группы развития). 2. Работа с родителями: • индивидуально (консультирование, «разговор по душам», «тетрадь домашних заданий»), • групповые формы (семинары, практические занятия клуба «учимся, играл, занятия родительских групп «Школа общения с ребенком»). 3. Совместная работа в парах ребенок-родитель (совместная деятельность и игры драматизации, материнская терапия по типу «существенный монолог матери»).

  • Слайд 36

    Концепция программы по оптимизации детско-родительских отношений опирается на следующие идеи:

    опора на базовые потребности ребенка; развитие личности в процессе воспитания; совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания; формирование единого воспитательного пространства для жизнетворчества каждого ребенка на основе личностного подхода; формирование у родителей осознанного отношения к ответственному родительству, как к важнейшему средству предупреждения дезорганизации и разрушения семьи, детской безнадзорности и т.д.; формирование культуры здорового образа жизни в семье.

  • Слайд 37

    Ожидаемые результаты работы, их эффективность. 1. Возрождение традиций семейного воспитания. 2. Улучшение микроклимата в семье. 3. Обучение родителей навыкам развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком. 4. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций. 5. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в детской среде.

  • Слайд 38

    Формы работы в родительских группах: - психотренинг (ролевые игры), - консультации (групповые и индивидуальные), - просвещение. 1. Психологическое просвещение родителей на темы: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста», «Детские страхи», «Детская агрессивность», «Психологическое здоровье: из чего оно складывается», «Кризисные периоды и их влияние на развитие ребенка» и др. 2. Выпуск информационных листов в помощь педагогам и родителям на такие темы как «Родителям будущих первоклассников», «Стили родительского общения», «Как предупредить неврозы», «Конфликты «отцов и детей» и др. 3. Консультативная работа психолога направлена на то, чтобы с помощью специально организованного процесса общения актуализировать у родителей и детей дополнительные психологические ресурсы и способности, которые могут обеспечить отыскание выхода из трудных жизненных ситуаций. Консультативная работа может быть групповая и индивидуальная. 4. Игровые методы, как модель взаимодействия «Взрослый-Ребенок».

  • Слайд 39

    Литература: Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. Антонов А.И. Микросоциология семьи. – М., 1998. Арутюнян М., Земнов М. Легко ли быть родителем? – М., 1991. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.,1991. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПБ.: Питер, 2001. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988. Варга А.Я. Системная психотерапия: Курс лекций. – СПб.: Речь, 2001. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М: ЧеРо; Творческий центр «Сфера», 2001. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: Петрополис, 1998. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: КСП,1996. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 2000. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII – XX вв.). – М., 1988.

  • Слайд 40

    Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психолог в детском саду. – 2000. - № 1. – С. 177 – 123. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Академия развития, 2001. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М., 1987. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1988. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1978. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авиценум, 1984. Леви В. Нестандартный ребенок. – М., 1989. Логинова И.А. О специфике детско-родительских отношений // Семейная психология и семейная терапия. – 1998.- № 4. – С.76-79. Лосева В.К. Рисуем семью. – М., 1995. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Собр. Соч.: В 7т. – М.: Изд-во АПН, 1957. – Т.4. – С.341-431.

  • Слайд 41

    Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Изд. «Речь», 2002. Матейчек З. Родители и дети: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992. Минухин С., Фишман Ч. Техника семейной терапии. – М., 1998. Никитина О.А. Жестокое обращение с детьми. – Магнитогарск, 2000. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.,1995. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под ред.Н.Н.Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС–ПРЕСС, 2004. Плющ. И.В., Чеснокова Г.С., Герьянсеая Н.О. Школа и родители вместе в профилактике социально опасных заболеваний среди детей и подростков. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2006. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалий личности. – М., 1981. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М., 1986. Фалькович Т.А., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005.

  • Слайд 42

    Фридман Л.М. Психология воспитания. – М., 2000. Фромм А. Азбука для родителей. – Л.: Лениздат, 1991. Хейли Д., Эриксон М. Стратегия семейной терапии. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. Дети и психологические проблемы в семье. – М., 2003. Шапошникова Т.Е. Антропология семьи. – Новосибирск: Наука, 2004. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.; Воронеж, 1995. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Университетская книга, 1996.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке