Содержание
-
ПРОЕКТ психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР в ДОУ общеразвивающей направленности
г. Рубцовск, 2020г Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Гнездышко», Город Рубцовск, Алтайский край
-
Разработчики проекта: Баранова Ольга Александровна, заведующийГоленкова Вероника Андреевна, педагог-психологКалашникова Ольга Сергеевна, воспитатель Кузнецова Наталья Владимировна, инструктор по физ.культуре Кулигина Любовь Николаевна, воспитатель Никулина Инна Вячеславовна, воспитатель Починкина Юлия Николаевна, воспитательРогова Татьяна Петровна, воспитатель Скирдова Екатерина Олеговна, учитель-логопед Целовальникова Наталья Сергеевна , воспитатель
-
Теоретически каждый ребенок в нашей стране имеет право на дошкольное образование. Значит современный детский сад должен быть «детским садом для всех»…
-
В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относится к категории детей с ОВЗ, в т.ч. и дети с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР). Дети с отклонением в речевом развитии составляют самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста. Они нуждаются не только в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям, но и в обязательном психолого-педагогическом сопровождении. Актуальность:
-
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)– это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Кгруппе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.
-
Содержание проектной работы с детьми ТНР в нашем дошкольном учреждении выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и ООП «МБДОУ № 10 «Гнездышко» и направлено на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ, их социальную адаптацию. Таким образом, проект предусматривает создание специальных условий развития и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ТНР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
-
Нормативно-правовая база проекта: Конституция РФ. Конвенция о правах ребенка. Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом №1155 от 17.10.2013г. ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», утвержденного в 1998г. (с изм. 21.12.2004г). Семейный кодекс РФ, утвержденного в 1995г. (с изм. 28.12.2004г). СанПиН 2.4.1.3049-13.
-
Цель проекта: создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особыеобразовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР) посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в целом.
-
Задачи
3 1 2 выявление особых образовательных потребностей детей с ТНР, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ТНР с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ТНР Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении. оказание помощи и поддержки родителям (законным представителям), консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка 4
-
Принципы и подходы
-
Сроки реализации проекта:
Создание системы комплексного сопровождения детей с ТНР в освоении основной образовательной программы МБДОУ и их социальной адаптации, специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ТНР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, воспитание толерантного отношения участников проекта. Ожидаемый результат проекта: 2020 – 2021 г
-
Для родителей (законных представителей) получение родителями (законными представителями) практических навыков в воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья; осознание важности участия родителей (законных представителей) в процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья; активное взаимодействие родителей (законных представителей) и сотрудников ДОУ и его влияние на положительные изменения в физическом и психическом здоровье ребенка с ограниченными возможностями здоровья; разработка методических рекомендаций для родителей (законных представителей) по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Предполагаемые результаты:
-
Для детей возможность освоения детьми с ТНР Общеобразовательной программы; улучшение психологического и соматического здоровья детей с ТНР (снижение уровня тревожности, агрессивности); улучшение коммуникативных способностей детей с ТНР. Предполагаемые результаты:
-
Для педагогов Проявление творческой индивидуальности педагогов в различных видах деятельности с детьми, родителями (законными представителями); Обеспеченность общего увеличения психолого-педагогической, медико-социальной компетентности педагогов, сотрудников ДОУ; Предполагается, что участие в проекте будет способствовать более глубокому пониманию специалистами ДОУ и родителями (законными представителями) детей с со сложными нарушениями речи; Разработка методических рекомендаций позволит использовать полученные результаты в практике работы других образовательных учреждении. Предполагаемые результаты:
-
Ресурсная карта(модель взаимодействия участников проекта)
Педагог- психолог Администрация ДОУ Медицинский персонал Семья Инструктор по физ. культуре Учитель-логопед Музыкальный руководитель Воспитатель
-
Деятельность специалистов психолого- педагогического сопровождения
-
-
Основные риски проекта и пути их минимизации
-
Методы и формы работы:
Индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка; образовательные семинары; психологические тренинги; тематические круглые столы; публикации опыта воспитания ребенка в семье; участие в экспертизе динамики развития ребенка; совместные праздники, мероприятия; индивидуальные и групповые игровые сеансы; Здоровьесберегающие технологии Арт-терапия: музыкотерапия, цветотерапия, лепка, нетрадиционное рисование, сказкотерапия, песочная терапия; психогимнастика; релаксация; пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз; гимнастика дыхательная; гимнастика корригирующая; гимнастика ортопедическая;
-
Краткое описание проекта
1 этап - организационный: диагностика; организация сетевого взаимодействия с социумом; определение участников инновационной деятельности; создание нормативно-правовой базы ДОУ в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании; повышение квалификации педагогических и руководящих работников.
-
2 этап - проектный: Согласование направлений, методов и приемов коррекционно-развивающего сопровождения. Организация деятельности. Составление индивидуальных программ сопровождения (ИПС) дошкольников, ознакомление с ними родителей (законных представителей), получение их согласия, привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству (обязательна консультативно-практическая помощь родителям (законным представителям) в доступной форме).
-
3 этап – основной (деятельностный): Реализация индивидуальных образовательных программ. оказание необходимой помощи родителям (законным представителям) ребенка с ТНР (консультирование, беседы, обсуждения); просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком; психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы; проведение совместных мероприятий с родителями (законными представителями) и детьми; разработка системы психолого-педагогического мониторинга совместной деятельности ДОУ и семей воспитанников.
-
этап - контрольный: Оценка эффективности проделанной работы. Основным критерием является соответствие результатов работы поставленным целям и задачам. Методы оценки процесса и результата: Комплексная диагностика; педагогическое наблюдение; анкетирование родителей (законных представителей). 4
-
Литература:
6 4 1 2 3 5 Алехина С.В., Алексеева М.А. , Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. // Психологическая наука и образование. 2011. №1. Казакова Е.И. Сопровождение развития – новая образовательная технология // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб. : Питер, 2001. С. 9–14. Князева, Т. Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Т. Н. Князева // Коррекционная педагогика. – 2005. - № 1(7). – С. 62-67. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицина и др. ; под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. СПб. : Речь, 2003. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю. Ф.Гаркуши. - М., 2002. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - СПб., 2001.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.