Содержание
-
Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников
Дудник Динара Юрьевна учитель начальных классов ГБОУ «Гимназия №24» Г. Севастополя
-
Актуальность темы :
Значимость проектного обучения для развития УУД, которое обеспечивается связью индивидуального опыта учащихся с их практическим применением.
-
Цель :
Изучить влияние проектной деятельности на усвоение учебного материала обучающимися в начальной школе
-
Задачи:
Изучение педагогических, психологических, методических литературных источников по проблеме. Изучение развития проектной деятельности. Выделение характерных черт проектной деятельности. Определение особенностей использования проектной деятельности в начальной школе. Ознакомление учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе. Использование метода проектов в классно – урочной деятельности .
-
Проектная технология является одной из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Проектная деятельность является самостоятельным видом деятельности, овладевать которым можно не стихийно, а целенаправленно.
-
Суть проектной технологии заключается в том, чтобы: стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам и развивать умение практически применять полученные знания в жизни. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни.
-
Метод проектов- организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов. В метод проектов положена идея, направленная на результат, который можно получить выполняя проектную деятельность.
-
Проектная деятельность –это обязательно практическая деятельность, в которой не приобретаются новые способы деятельности, а превращаются в средства решения практической задачи. Мерилом успешности проекта является его продукт.
-
Основные этапы проектной деятельности
Выбор темы. Сбор сведений Выбор проектов Реализация проектов Презентации. Самооценка.
-
Типология проектов
Информационные проектынаправлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Исследовательские проектынапоминают подлинно научные исследования. Они включают обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем, этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников
-
Игровые проекты.В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта Творческие проекты предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Ролевые проекты. Такими проектами могут быть в начальной школе инсценировка загадки, или отрывка сказки. Фантастические проектыориентированы на разработку несуществующих объектов и явлений.
-
Роль учителя в методе проектов
Учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Организует деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Самостоятельная деятельность детей под контролем учителя. Презентация проекта. Учитель обобщает, резюмирует, дает оценку.
-
Реализация проекта на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
-
Роль ученика в методе проектов1 Формирование коммуникативных умений:
умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий); умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать); умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
-
2Развитие мышления учащихся
Гибкость, вариативность и самостоятельность, умение взаимодействовать детей со взрослыми и учеников друг с другом. 3Самооценочный и оценочный метод Адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников. Обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное. Выделять недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
-
Универсальные учебные действия
регулятивные выбор темы проекта, постановка цели и решение проблемы выполнения проекта; познавательные выполнение поисковой работы, изучение информации, выдвижение гипотезы, подбор источников, установление причинно - следственных связей; коммуникативные (опрос, анкетирование, общение): умение слушать, вступать в диалог, задавать вопросы взрослым и сверстникам, отстаивать свою точку зрения. личностные (защита презентаций):умение уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении, отвечать на незапланированные вопросы.
-
Проектная деятельность
Работа над темой – это познавательная деятельность, предлагаемая детьми, управляемая учителем и реализуемая в проектах. Работа над проектами – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).
-
Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной деятельности, которая может эффективно применяться в начальной школе. Выполняя проекты, школьники осваивают и выбирают деятельность по интересам, соответствующим их способностям. Учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач. Проектное обучение помогает сформировать проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.То есть проектная деятельность развивает регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия
-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Авраменко Е.А. Проектная деятельность на уроках информатики. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35 Агафонова М.А. Метод проектов. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35 Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, №2. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – с. 206 Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982 Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. – Тюмень,1995 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.; 2002 Куценко-Барскова Л.Б. Значение инновационного педагогического опыта в обновлении образовательного процесса// Вестник ЛОИРО. - №3. – с. 95 – 99 Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса// Школьные технологии. – 2006. - №6 – с. 43 – 47 Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192с. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6. Информационные ресурсы сети Интернет: www.5ballov.ru. http://festival.1september.ru/ http://cito-web.yspu.org http//doob-054.narod.ru/project.html, 5.imz.ucoz.ru›index/fgos/0-18 6. u.wikipedia.org
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.