Презентация на тему "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы"

Презентация: Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
Включить эффекты
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы" в режиме онлайн с анимацией. Содержит 25 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по педагогике в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    25
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
    Слайд 1

    ПРОЕКТНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Яценко Л.В. г. Оха, 2013

  • Слайд 2

    Учебно – исследовательская деятельность

    деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

  • Слайд 3

    Проектная деятельность учащихся

    совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.

  • Слайд 4

    Общие черты учебно-исследовательской и проектной деятельности

    практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности; структурапроектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде; компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация; итоги проектной и исследовательской деятельности не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

  • Слайд 5

    Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности

    Проектная деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Учебно-исследовательская деятельность В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

  • Слайд 6

    Учебно-исследовательская деятельность

    Этапы учебно-исследовательской деятельности Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы. Ведущие умения учащихся Умение видеть проблемуприравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств; Умение ставить вопросыможно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему; Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования; Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций; Умение давать определение понятиям– это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.

  • Слайд 7

    Этапы учебно-исследовательской деятельности Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария. Ведущие умения учащихся Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации. Выделение материала, который будет использован в исследовании; Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные); Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр.

  • Слайд 8

    Этапы учебно-исследовательской деятельности Поискрешения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов . Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания . Ведущие умения учащихся Умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать. Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.

  • Слайд 9

    Этапы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе

    Подготовка подразумевает формулирование замысла, планирование возможных действий. Опытподразумевает пробу осуществления замысла, первичную реализацию. Демонстрацияпредполагает окончательную реализацию замысла, своеобразный отчет о связи замысленного и реализованного. Фактически это этап оценки состоятельности своего замысла. В оценке результата проекта (исследования) учитывается: участие в проектировании (исследовании): активность каждого участника в соответствии с его возможностями; совместный характер принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять последствия этого выбора, результаты собственной деятельности; выполнение проекта (исследования): объем освоенной информации; ее применение для достижения поставленной цели; также могут оцениваться: корректность применяемых методов исследования и методов представления результатов; глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; эстетика оформления проекта (исследования).

  • Слайд 10

    Проектная деятельность

    На переходном этапе (5-6 классы) в учебной деятельности используется специальный тип задач – проектная задача. Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача задает общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы.

  • Слайд 11

    На этапе 5-6-х классов дети впервые по-настоящему сталкиваются с ситуацией свободного выбора, постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению замысла. Это этап пробы себя в ситуации свободного действия. Оценка проектной деятельности (проектной задачи на этом этапе) носит, скорее, иллюстративный характер. О формировании ответственного проектного действия говорить еще рано. Главный образовательный результат – умение различать виды работ и виды ответственности за них (именно различать, но еще не реализовывать ответственность). На этапе 7-9-х классов ученики приобретают необходимые навыки – планирования, целесообразного действия, оформления проектов, их презентации и т.п. Поскольку к концу 9 класса необходимо спланировать собственный образовательный проект – профиль продолжения образования, мера ответственности за собственную работу возрастает. На этом этапе различается жесткое (критериальное) оценивание и сферы, где оценка условна и субъективна.

  • Слайд 12

    Классификация проектов по содержанию 

    Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы. Это может быть учебное пособие для школы, макеты моделей и т.д. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Натуралистический и описательный - творческая работа, направленная на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Может иметь элемент научной новизны. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.  Результатом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.  Ролевой проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

  • Слайд 13

    Классификация проектов по продолжительности

    Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться индивидуально и в группах. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

  • Слайд 14

    Формы возможных продуктов проектной деятельности

    Web-сайт Видеофильм Игра, мультимедийный продукт Анализ данных социологического опроса Сравнительно-сопоставительный анализ Атлас, карта, учебное пособие Выставка Газета, журнал, справочник Костюм, модель, коллекция Музыкальное или художественное произведение Постановка, праздник Экскурсия, поход Законопроект и т.д. Тип проекта во многом определяет, каким станет проектный продукт по своему жанру. Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных видов. Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда – в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п. В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже – мероприятия (например, проведение урока, игры или организация турнира). Продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы. Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта (например, игра-дебаты).

  • Слайд 15

    Проектная деятельность на уроках литературы

    5 класс Составление под руководством учителя электронного альбома «Художники – иллюстраторы сказок»; Составление электронного альбома «Сюжеты и герои русских летописей»; Составление под руководством учителя электронного альбома «М.В.Ломоносов – великий россиянин»; Составление под руководством учителя электронного альбома «Герои басен И.А.Крылова в иллюстрациях»; Составление под руководством учителя электронного альбома «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков» (подбор к словесным фрагментам иллюстраций книжной графики; анализ изобразительно – выразительных средств в разных видах искусства); Составление под руководством учителя электронной презентации «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы»; Постановка под руководством учителя спектакля по пьесе – сказке С.Я.Маршака (выбор фрагмента; распределение ролей и составление «замечаний для господ актеров»:возраст героя, его внешность, костюм, мимика, жесты, основные интонации; оформление сцены: реквизит, декорации и т.д.; звуковое сопровождение спектакля); Составление под руководством учителя электронной презентации «Памятники литературным героям».

  • Слайд 16

    6 класс Составление под руководством учителя сценария литературной композиции по басням И.А.Крылова и ее постановка на школьной сцене (выбор басен; составление текста композиции; распределение ролей и составление «замечаний для господ актеров»:возраст героя, его внешность, костюм, мимика, жесты, основные интонации; оформление сцены: реквизит, декорации и т.д.; звуковое сопровождение спектакля); Составление под руководством учителя инсценировки фрагментов повести «Дубровский» и ее постановка на школьной сцене; Составление электронного альбома «Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в стихах и рассказах русских писателей»; Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса».

  • Слайд 17

    7 класс Составление историко – культурных комментариев к тексту баллад; Подготовка ученического спектакля «Сказки для детей изрядного возраста»; Образы собак в русской литературе: Каштанка, Белый пудель, Белый Бим Черное Ухо, Кусака, Чанг и др. Подготовка диспута «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»(поиск и обсуждение фрагментов художественной литературы и публицистики, стихов, песен, фотографий, фрагментов телепередач на данную тему и т.п.);

  • Слайд 18

    8 класс Составление электронной презентации «Герои романа «Капитанская дочка» и их прототипы» (или «Герои романа «Капитанская дочка» в книжной графике и киноверсиях»); Составление электронного альбома «Кавказские пейзажи в рисунках Лермонтова и их словесное воплощение в поэме «Мцыри»; Составление электронных альбомов «Герои комедии «Ревизор» и их исполнители: из истории театральных постановок»; «Петербург начала XIX века и его обитатели в повести «Шинель»; Составление компьютерной презентации «Лики любви в рассказах русских писателей» (по рассказам Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна); Создание текста и постановка инсценировки «Смешное и грустное рядом» (по рассказам начала XX века); Составление электронной презентации или литературно – музыкальной композиции «Стихи и песни, приближавшие Победу».

  • Слайд 19

    9 класс Составление электронной презентации для представления результатов ученических исследований на тему «Герои комедии и их исполнители: из истории постановок пьесы на русской сцене»; Составление коллективного сборника школьных исследовательских работ «Тема памятника в русской и мировой поэзии: Гораций. Державин, Ломоносов, Пушкин, Маяковский, Ахматова, Бродский и др.»; Составление электронных презентаций «Пушкин и лицеисты», «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина и стихи, им посвященные», «Две Болдинских осени в творчестве поэта» и др.; Составление электронного коллективного иллюстрированного сборника ученических рефератов по роману «Герой нашего времени»; Составление электронного коллективного иллюстрированного сборника ученических рефератов на тему: «Образ «маленького человека» в русской литературе XIX века»; Составление электронного коллективного иллюстрированного сборника ученических рефератов по русской поэзии XX века и лучших письменных анализов стихотворений русских поэтов XX века».

  • Слайд 20

    Исследовательская деятельность на уроках литературы

    5 класс Устное народное творчество. Каков мой любимый герой русской народной сказки? Почему я люблю читать народные сказки? Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло? И.С.Тургенев «Муму». Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима? Каковы друзья и враги Герасима? В чем вина и в чем беда барыни? Л.Н.Толстой. Каковы друзья и враги пленного Жилина? Почему у Жилина и Костылина разные судьбы? Какие мысли Л.Н.Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими? В.Г.Короленко «В дурном обществе». Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пониманию? Почему у Маруси и Сони два разных детства? И т.д.и т.п.

  • Слайд 21

    6 класс Устное народное творчество. В чем красота и мудрость русских обрядов? Почему пословицы и поговорки называют зернами народной мудрости? Какие образы загадок являются основой для их иносказательного смысла? Н.А.Некрасов, Н.С.Лесков. Какие лучшие качества русского народа изображены в стихотворении Некрасова «Железная дорога» и сказе Лескова «Левша»? В.М.Шукшин. В чем странность и привлекательность героев Шукшина? В.Г.Распутин, Ф.Искандер. Какие черты личности учителя особенно привлекательны в произведениях Распутина и Искандера? И т.д. и т.п.

  • Слайд 22

    7 класс Древнерусская литература. Каковы нравственные идеалы и заветы Древней Руси? В чем значение древнерусской литературы для современного читателя? Н.В.Гоголь. Какова авторская оценка образа Тараса Бульбы? Зачем в повести противопоставлены образы Остапа и Андрия? Какова роль картин природы в понимании характеров героев повести? Писатели XX века. Почему в жизни людей необходимо сострадание? И т.д. и т.п.

  • Слайд 23

    8 класс Д.И.Фонвизин. Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания? Против чего в комедии «Недоросль» направлена сатира автора? А.С.Пушкин. Что повлияло на формирование характера Петра Гринева? Почему Машу Миронову можно считать нравственным идеалом Пушкина? Какова авторская позиция в оценке Пугачева и народного восстания? Как анализ композиции романа «Капитанская дочка» помогает понять его идею? М.Ю.Лермонтов. Какова роль эпизода «Бой с барсом» в поэме? Какие черты Мцыри сближают его с романтическими героями? Почему историю Мцыри автор излагает в форме исповеди героя? Какой смысл придает финалу поэмы смерть Мцыри? Русские писатели о любви. Каков нравственный смысл историй любви в рассказах русских писателей? Произведения о Великой Отечественной войне. Какие испытания пережил человек в военное время? И т.д. и т.п.

  • Слайд 24

    9 класс «Слово о полку Игореве» Какие идеальные черты русской женщины отразились в Ярославне? Каким предстает в «Слове…» образ Русской земли? Чем привлекательны образы русских князей в «Слове…»? Литература XVIII века. Чем современна литература XVIII века? А.С.Грибоедов. Каковы сильные и слабые стороны характера Чацкого? В чем особенности конфликта и комедийной интриги в пьесе «Горе от ума»? Как особенности речи персонажей «Горе от ума» раскрывают своеобразие их характеров? А.С.Пушкин. Как осмысливает Пушкин в лирике жизненное предназначение поэта? Почему тема памятника поэту является сквозной в русской лирике? Какова конкретно – историческая и общечеловеческая сущность характеров Татьяны и Онегина? Как в образе автора романа «Евгений Онегин» отразилась личность А.С.Пушкина? И т.д. и т.п.

  • Слайд 25

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке