Содержание
-
Познавательные универсальные учебные действия как результат образования
pptcloud.ru
-
План:
1. Познавательные универсальные учебные действия: содержание и составляющие. 2. Исследовательские и проектные действия в учебной деятельности обучающихся. 3. Умение читать и современное состояние проблемы грамотности.
-
Познавательные универсальные учебные действия
Формирование познавательных универсальных учебных действий способствует познавательному развитию обучающихся, которое включает: формирование научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти, внимания и рефлексии.
-
Познавательные универсальные учебные действия включают:
общеучебные действия; логические действия; действия постановки и решения проблем.
-
В число общеучебных действий входят:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации и т.д.
-
Универсальные логические действия
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; Установление причинно-следственных связей; Построение логической цепи рассуждений, доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование.
-
Действия постановки и решения проблем
Включают: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
-
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность
-
Особенности исследовательской и проектной деятельности учащихся
Цели и задачи этих видов деятельности определяются личностными и социальными мотивами. Деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и др. Обеспечивается сочетание различных видов познавательной деятельности.
-
Исследовательская и проектная деятельность: общие и специфические черты
Общие черты: практически значимые цели и задачи; структура (общие компоненты деятельности); компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность, аккуратность, целеустремлённость, высокая мотивация Специфические черты: любой проект направлен на получение вполне конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования; в ходе исследования организуется поиск в какой-то области, а на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, формулируются отдельные характеристики итогов работ
-
Компоненты исследовательских действий
Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария. Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов. Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания.
-
1. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы
Умение видеть проблему Умение ставить вопросы Умение выдвигать гипотезы Умение структурировать тексты Умение работать с метафорами Умение давать определения понятиям
-
2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования
Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации
-
3. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария
Выделение материала, который будет использован в исследовании. Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные). Вопросы, предлагаемые для обсуждения, и пр.
-
4. Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов
Умение наблюдать Умение и навыки проведения экспериментов Умение делать выводы и умозаключения Умение классифицировать
-
5. Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ
Умение структурировать материал Обсуждение, объяснение, доказательство, защита результатов, подготовка, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите Оценка полученных результатов и их применение к новым ситуациям
-
Условия достижения перечисленных исследовательских и интеллектуальных умений
Создание условий для возникновения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса). Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения. Обеспечение эмоционального благополучия учащихся. Удовлетворение познавательной потребности. Удовлетворение потребности в межличностном общении. Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью – рефлексивной саморегуляции. Дифференциация и индивидуализация содержания обучения. Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся.
-
Чтениев составе универсальных учебных действий
Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
-
Умение читать…
В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Умение читать - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
-
Современное состояние проблемы грамотности
Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной информации для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей и др. Грамотность чтения – это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания.
-
Полнота понимания текста – один из главных критериев уровня навыка чтения
О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующие умения: общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; нахождение информации; интерпретация текста; рефлексия содержания текста; рефлексия на форму текста.
-
Виды и типы чтения, которыми должны овладеть обучающиеся
Виды чтения: ознакомительное; изучающее; поисковое; выразительное. Типы чтения: коммуникативное чтение вслух и про себя; учебное; самостоятельное.
-
Изучающее и усваивающее чтение как основные виды чтения в учебной деятельности
Основными приёмами изучающего чтения, направленного на понимание учебного текста, являются: - составление вопросов к тексту; - составление плана; - составление граф-схемы; - составление тезисов (тезирование); - составление сводной таблицы; - комментирование; - логическое запоминание учебной информации. Приёмы усваивающего чтения: - ответы на контрольные вопросы; - реферативный пересказ, аннотирование учебного текста; - составление сводных таблиц, создание рефератов и докладов по нескольким источникам.
-
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт (проект). – www.standart.edu.ru; mon.gov.ru. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с. Щетинина Н.А. Совершенствование предметно-методологической компетенции учителя. - http://festival.1september.ru/articles/537987/ Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. Ковалёва Г.С. Новый взгляд на грамотность / Г.С. Ковалёва, Э.А. Красновский. – М., 2004.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.