Содержание
-
Профилактическая работа педагога –психолога ДОУ с детьми семей «группы риска»
Подготовила : педагог-психолог Кретинина Ю.Ю.
-
В современной психологии встречаются разные определения и классификации детей, которых можно отнести к «группе риска», но во всех определениях выделяется одна принципиальная позиция. «Дети группы риска» - это дети, у которых наблюдаются отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии, сопровождающееся нарушением адаптивных функций эмоционально-личностной сферы вследствие биологических, социально-экономических, психологических факторов. К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с ЗПР и многие другие. Воспитанники «группы риска» - это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов и других специалистов.
-
Цель - помощь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. Задачи: 1.Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого. 2.Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов. Воспитать уверенность в себе; 3.Формирование адекватной самооценки у детей; 4.Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения. 5. Изменение позиции родителей во взаимодействии с ребенком; повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей.
-
Основные принципы психокоррекционной работы
1.Принцип первый–единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка. 2.Принцип второй –единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития. 3.Принцип третий –единство диагностики и коррекции развития. 4.Принцип четвертый – деятельностный принцип осуществления коррекции.
-
Направления коррекционной работы с детьми «группы риска»
Тревожные дети. 1.Повышение самооценки ребенка; 2.Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; 3.Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка. Агрессивные дети. 1.Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме; 2.Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях; 3.Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях; 4.Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям. Гиперактивные дети. 1.Развитие дефицитарных функций; 2.Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
-
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Концепция сопровождения ребенка «группы риска» в условиях дошкольного учреждения предполагает самое активное участие их родителей, которые должны не только знать и понимать, что предпринимает персонал учреждения, но и продолжать, дополнять его усилия в домашних условиях. Только совместными усилиями семьи и специалистов ДОУ можно достичь стабильных существенных результатов в коррекционной работе с ребенком. Родителям очень часто не хватает элементарных психолого-педагогических знаний, умения найти выход из той или иной ситуации, поэтому родители являются одним из субъектов сопровождения развития ребенка.
-
-
-
Следует учитывать, что именно в семье формируется отношение ребёнка к самому себе и к окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Поэтому такое пристальное внимание уделяется семьям группы риска. Реальность такова, что в современных дошкольных образовательных учреждениях работа с детьми из семей группы риска СОП относится к компетенции педагога-психолога. В нашем ДОУ создана система ранней профилактики. Она направлена на снижение риска попадания детей и их семей в социально опасное положение. Система работы предполагает выявление семей, имеющих проблемы в функционировании, воспитании и поддержке дошкольника, оказание им профилактических и коррекционных услуг с целью предотвращения ухудшения условий развития ребёнка.
-
«Служба поддержки и доверия семей группы риска в ДОУ»
-
В условиях современной экономической нестабильности значительно выросло количество малообеспеченных, неблагополучных и неполных семей, тем самым обострились проблемы воспитания и развития детей в них. Семья «группы риска» – это разновидность семьи, которая не выполняет в достаточной степени своих функций, а так же оказывается подверженной воздействию негативных социальных факторов. В МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 34» уже много лет действует «Служба поддержки и доверия», которая осуществляет следующие функции:
-
-отслеживание процесса адаптации и развития воспитанников; -помощь в решении проблем личности, коллектива, семьи; -психолого-педагогическое сопровождение, опирающееся на результаты диагностики и мониторинга. Штат службы включает следующих специалистов: заведующая ДОУ, зам. зав по УВР, методист, педагог-психолог.
-
Работа специалистов Службы включает несколько основных направлений деятельности По профилактике явлений дезадаптации: психологической, социальной и педагогической; По социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Прежде всего, Служба ориентирована на оказание квалифицированной психолого-педагогической поддержки ,помощи детям и семье.
-
Особое внимание социально-психологическая «Служба доверия и поддержки» уделяет работе с родителями. Родители постоянно привлекаются к организации и проведению культурно-досуговых мероприятий. Педагоги Службы осуществляют посещение семей в целях изучения условий жизни и воспитании детей, ими оказывается и консультативная помощь. Службой создан банк семей разных категорий, требующих особого внимания (малообеспеченные, многодетные, неполные, семьи с детьми-инвалидами и опекаемыми детьми) Имея определенный опыт социально-психологического сопровождения воспитанников и семей «группы риска», педагоги разрабатывают программы комплексного содержания для воспитательно-образовательного процесса.
-
Родители приглашаются на консультацию, где педагог-психолог им подробно раскрывает содержание предстоящей работы с данной семьёй. Итогом встречи является подписание родителями индивидуальных планов сопровождения. Родители дают согласие на сотрудничество и участие в плановых коррекционных мероприятиях, выполнение рекомендаций специалистов. Как правило, никто из родителей не отказывается от помощи специалистов ДОУ. С другой стороны, опыт показывает, что индивидуальный план сопровождения, позволяет повысить родительскую ответственность за необходимые изменения в своей воспитательной позиции, в жизни семьи и ребенка в целом.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.