Содержание
-
Модель профилактики аддиктивного поведения в условиях дошкольного образовательного учреждения
Авсеевич Ирина Михайловна Азизова Светлана Александровна воспитатели высшей категории МАДОУ ЦРР- д/с №9 ,,Улыбка,, г. Светлый
-
Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании, алкоголизма среди детей и подростков основывается на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность – семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на: формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни и действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ; формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей успешного законопослушного и ответственного поведения; внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков.
-
Основной стратегической линией профилактики является максимально возможное устранение причинных факторов развития аддиктивного поведения.
К данным фактором относятся: -биологические, -психологические, -социально-педагогические, общественные факторы Биологические факторы: последствия патологии беременности, родовой травмы, тяжелые или хронические заболевания детского возраста, травмы головы - играют существенную роль, снижая адаптивные возможности, но они не являются фатальными в развитии зависимого поведения. Удается ли человеку конструктивно преодолевать свои негативные жизненные ситуации (стрессы, конфликты), зависит не столько от его физического здоровья, сколько от его личностного потенциала, который закладывается в раннем и дошкольном детстве. Психологические особенности дошкольников (эмоциональные, возрастные, личностные) могут стать предпосылкой для возникновения в дальнейшем зависимого поведения.
-
Правильное педагогическое воздействие в этот периодразвития личности является необходимым условием формирования «иммунитета» к пагубному воздействию неблагоприятной социальной среды.
Поэтому в дошкольном возрасте профилактическая работа акцентируется на преодолении социально-педагогических факторов риска формирования аддикций. К данной группе факторов относятся дефекты семейного и общественного воспитания.
-
Семейные факторы:1.Неэффективные стратегии воспитания. Выделяют три стиля воспитания, наиболее способствующих формированию девиантного поведения:
авторитарный стиль воспитания. При таком стиле повиновение и наказание являются правилами воспитания ребенка. В подобных семьях с ребенком разговаривают фразами: «Ты должен», «Ты обязан», «Слушай и делай, что я тебе говорю»; ребенка часто стыдят, наказывают, унижают. Успехи детей воспринимаются как должное. Дети, воспитанные в таких семьях, изначально имеют ущербную самооценку; попустительский стиль воспитания. В семьях с таким стилем воспитания отсутствует система правил. Порой родители откупаются от ребенка деньгами или сладостями, тем самым, формируя у него потребительское отношение к жизни. В этих семьях отсутствуют обязательства и контроль, что приводит к безнадзорности, замедлению формирования у ребенка социальных навыков, к склонности детей попадать в дурные компании и скверные истории; -гиперопекающий стиль воспитания. При гиперопеке родители стремятся выполнять за ребенка большинство задач, относятся к нему как к «маленькому», контролируют каждый его шаг.
-
2. Деструктивные отношения в семье.
Условия семейного воспитания, создающие личностные предпосылки аддикций: нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей; асоциальный стиль отношений в дезорганизованной среде с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями семейной жестокости и насилия.
-
3. Аддитивное поведение самих родителей.
Зависимое поведение самих родителей находится в отчетливой связи с зависимым поведением ребенка. Современные генетические исследования не выявили непосредственной передачи аддиктивного поведения путем биологического наследования. Безусловно, зависимое поведение самих родителей является существенной предпосылкой развития зависимостей у детей, но передача его ребенку осуществляется через функцию родительского примера (подражание, копирование, идентификация, поведенческое научение).
-
4. Неблагоприятные события, переживаемые семьей.
Установлена связь здоровья и поведения детей с жизненными событиями, переживаемыми семьей. Идентифицированы наиболее важные (из связанных со здоровьем детей) жизненные изменения в семье: смена жительства (переезд), нарастание или снижение конфликтов с родителями. Снижение семейной поддержки у девочек чаще приводит к травмам и болезням, у мальчиков - к девиантному поведению.
-
Общественные факторы:Важными факторами формирования предпосылок девиантного поведения (в том числе аддиктивного) является все, что нарушает у детей чувство безопасности в детском саду, снижает их самооценку и доверие к воспитателям и т. д.
К таким факторам относятся: конфликты с воспитателями; одиночество детей в группе; страх перед детским садом; низкие или даже негативные ожидания со стороны воспитателей; неуважительное и несправедливое отношение со стороны воспитателей; навешивание ярлыков, оценочные и даже оскорбительные высказывания педагогов по поводу внешности и способностей детей; манипулирование чувством вины; стимулирование конкуренции детей; давление обязательств, принуждение детей.
-
Дефекты дошкольного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат возрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводят к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта.
Профилактика предполагает воздействие на ребенка в период первоначальной закладки основных компонентов личности, т. е. способствует формированию у него барьера, в дальнейшем препятствующего развитию аддиктивного поведения. Именно этот подход позволяет тратить меньше усилий на предотвращение зависимого поведения при работе с дошкольниками, подростками, молодежью, взрослыми. Дошкольный возраст предоставляет уникальную возможность для предупреждения развития у ребенка отклоняющегося, зависимого поведения, воспитания здорового образа жизни и позитивных моделей поведения, но для этого необходимо, чтобы дети могли наблюдать эти модели в своем близком окружении, чтобы эти модели были настолько привлекательными, что захотелось бы без всякого постороннего вмешательства строить на их основе игру, подражать им по своей собственной инициативе.
-
Идея построения модели профилактической работы в ДОУ состоит в том, что профилактика аддитивного поведения в детском саду наряду с развитием личности ребенка и коррекцией девиантного поведения должна быть ориентирована на устранение социально-педагогических факторов, способствующих возникновению и развитию аддиктивного поведения.
Устранение таких факторов представляется возможным в силу того, что у дошкольного учреждения имеется ряд преимуществ в организации взаимодействия с семьей: В детском саду обязательно проводится диагностика социально-личностного развития ребенка и диагностика семейного воспитания, которая выявляет отклонения в личностном развитии ребенка и причины их возникновения на ранней стадии. Педагоги встречаются с членами семьи ежедневно, что позволяет увеличить количество профилактических воздействий. Регулярность встреч обеспечивает и своевременность решения возникающих проблем. Родители, доверяя педагогам ДОУ самое ценное, что есть у них в жизни – свое дитя, более открыты для взаимодействия и восприимчивы к советам и рекомендациям специалистов дошкольного учреждения. Ребенок дошкольного возраста психологически и физически более привязан к близким ему взрослым, нуждается в заботе и поддержке. Родители, ощущая это, готовы к участию в жизни ребенка в детском саду (совместных занятиях, режимных моментах и проч.), а, следовательно, и к пониманию потребностей малыша, удовлетворение которых влияет на его личностное развитие. В работе дошкольных учреждений существует практика организации детских праздников и развлечений – мероприятий для родителей, которые они посещают с радостью и безотказно, что позволяет использовать потенциал таких мероприятий в профилактических целях.
-
Основные направления профилактической работы
1. Профилактическая работа с семьей проведение диагностики детско-родительских отношений, выявление семей из группы риска; проведение мероприятий по мотивации родителей на включение в профилактическую работу детского сада; организация совместных с детьми досуговых мероприятий; разработка информационных материалов для уголка профилактики зависимости; индивидуальное консультирование родителей по вопросам детско-родительских отношений.
-
2. Воспитательно-педагогическая работа с детьми. диагностика развития ребенка и составление индивидуальной программы развития; проведение мероприятий, обеспечивающих легкую адаптацию ребенка к ДОУ; разработка и внедрение обучающих валеологических программ, ориентированных на формирование привычки к здоровому образу жизни; реализация программ социально-личностного развития детей, обеспечивающих формирование эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков; создание условий, побуждающих детей к самостоятельной познавательной активности каждого ребенка и проявлению личностного потенциала;
-
3. Организационно-методическая работа по профилактике зависимостей организация внутренних обучающих семинаров для педагогов ДОУ; реализация программ профессионального выгорания педагогов; разработка материалов самодиагностики родителей и дистанционного консультирования разработка информационных материалов для уголка профилактики зависимости.
-
Организационная структура модели
Организационная структура модели определяется следующими принципами профилактической работы детского сада: Принцип единства психического и физического здоровья ребенка. Принцип взаимосвязи и взаимозависимости развития ребенка в семье и детском саду. Принцип единства и взаимосвязи антенатального и постнатального развития ребенка. Личностно-ориентированный подход в работе с семьей и ребенком. Открытость системы профилактической работы. Сотрудничество субъектов профилактики.
-
После того как родители принимают решение о поступлении ребенка в детский сад Родителей знакомят с основными нормативными документами: программой профилактики, положением о группе, уставом детского сада, разъясняют их права и обязанности, а так же права и обязанности ДОУ.
Очень важно в ходе беседы донести до родителей несколько ключевых моментов: Согласно международному и российскому законодательству родители несут ответственность за развитие ребенка и являются основными воспитателями. В этой связи, поступая детский сад, родители должны быть готовы стать активными участниками профилактической работы в детском саду и продолжать ее в домашних условиях, придерживаясь рекомендаций педагогов. Это же дает им право вносить предложения по организации работы. Самым действенным средством профилактической работы является позитивный пример членов семьи ребенка. Родители должны быть готовы к тому, что возможно придется критически осмыслить привычный образ жизни и внести определенные изменения. Проведение причинно-ориентированной профилактики, направлено не на последствия употребления средств зависимости, а на причины развития девиантного поведения, которые могут быть заложены в личности ребенка дошкольного возраста. Поэтому вся профилактическая работа будет строиться только на основе данных диагностики. Участие родителей в профилактической работе не является вмешательством в частную жизнь семьи. Все совместные мероприятия и даваемые педагогами рекомендации планируются исключительно в целях достижения наибольшего профилактического эффекта, который в дальнейшем поможет ребенку найти правильное решение в кризисной ситуации.
-
Второй этап – диагностика.
Участники первичного приема: социальный педагог, врач-педиатр, педагог-психолог, родители, ребенок, поступающий в ДОУ. Врач проводит собеседование с родителями, где обращается внимание на подробный акушерско-гинекологический анамнез, анализируется психофизическое состояние мамы во время беременности и родов и весь период развития ребенка до поступления в дошкольное учреждение. Ребенок осматривается, определяется физическое и нервно-психическое развитие. Социальным педагогом осуществляется сбор и обработка информации о семье и ребенке. Педагогом-психологом проводится входная диагностика развития ребенка. При отягощенном анамнезе (медицинском и социальном) и (или) явных признаках девиантного поведения сразу же определяются и обсуждаются с родителями основные направления профилактики, даются рекомендации воспитателям по сопровождению периода адаптации ребенка к детскому саду. Это позволяет воспитателям подготовиться к тому, чтобы адаптация ребенка к новым условиям прошла мягко и безболезненно. Родителям или лицам их заменяющим разрешается находиться с ребенком весь период адаптации, принести в группу любимые вещи ребенка, посещать вместе с ним занятия, гулять, укладывать спать. Ежедневные наблюдения за ребенком и его родителями фиксируются в карте адаптации, даются рекомендации родителям, при необходимости организуются тренинги и консультации специалистов детского сада.
-
Результаты полученных данных анализируются по двум направлениям: социальный статус семьи и особенности семейного воспитания
Первое направление включает: особенности семьи (полная, неполная) количество детей в семье образовательный уровень семьи категория работы членов семьи уровень доходов семьи (обеспеченная, средне обеспеченная, малообеспеченная) Диагностика семейного воспитания анализируется по следующим параметрам: стиль семейного воспитания (авторитарный, неустойчивый, демократичный) микроклимат семьи (эмоциональный комфорт, тревожность, дискомфорт) приоритеты семейного воспитания (создание условий для всестороннего развития ребенка, подготовка ребенка к школе, ребенок предоставлен сам себе) кто в семье больше занимается воспитанием (мать, отец, бабушка, дедушка, гувернер) отношение к детскому саду (постоянный контакт с педагогами по вопросам развития ребенка, контакт эпизодический, нет контакта с педагогом, не прислушиваются к рекомендациям)
-
Третий этап – реализация программы профилактики
Приоритетными формами взаимодействия с семьей на данном этапе профилактики являются совместные досуговые мероприятия, совместные с детьми обучающие занятия по программе профилактики, индивидуальные консультации, самодиагностика и дистанционное консультирование. В зависимости от условий учреждения профилактическая работа с родителями может проводиться как на каждом этапе, «пронизывая» все аспекты взаимоотношений «ДОУ – семья», так и иметь характер отдельных консультаций, досуговых мероприятий, социальных проектов.
-
Аналогично организуется и работа с детьми: профилактика аддикций может осуществляться в рамках реализации общей профилактической программы, либо как раздел основной образовательной программы учреждения, либо как компонент развивающего занятия по определенному разделу образовательной программы, либо как одно из направлений свободной детской деятельности. В любом случае должен решаться ряд задач: своевременное выявление детей, имеющих проблемы физического, психического, личностного развития, их медико-социально-психологическая поддержка социально-эмоциональное развитие детей и коррекция отклоняющегося поведения; развитие коммуникативных навыков, формирование умения отстаивать свою точку зрения, выслушивать и критически воспринимать чужую; формирование привычки к здоровому образу жизни.
-
Кроме специально организованных занятий по программе профилактики, планирование занятий по основным разделам базисной программы ДОУ обязательно включает:
задачи по освоению детьми определенныхкоммуникативных навыков: профилактическая работа должна быть направлена не только на «детсадовских» детей, но и на детей, находящихся на домашнем обучении и посещающих группы в режиме кратковременного пребывания. Поскольку такие дети, как правило, не имеют достаточного опыта общения со сверстниками, использование коммуникативных игр является необходимым приемом для формирования личностной сферы дошкольника не только в нерегламентированных видах деятельности, но и на занятиях; рекомендации, предлагаемые родителям для игр и занятий с ребенком дома, на прогулке и т.д.: решение задач профилактической работы невозможно без взаимодополнения педагогической практики детского сада и семьи.
-
Общие подходы к организации воспитательно-образовательного процесса заключаются в следующем:
Образовательный процесс строится на основе баланса самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми; Привлечение детей к занятиям производится без психологического принуждения и опирается на дополнительную мотивацию детей партнерским участием взрослого Дифференцированный подход реализуется по нескольким направлениям (многоуровневая функциональная среда, гибкий охват детей соответственно их интересам и возможностям, дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности).
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.