Содержание
-
Участие социального педагога школы в профессиональной ориентации подростков1. Роль социального педагога в профессиональной работе2. Основные функции в решении профориентационных проблем3. Особое внимание профориентации «трудных» подростков
Подготовила Мамчур И.П.
-
Прежде чем вступить во взрослую жизнь, молодежи следует решить основные вопросы:
1) где и как завершить образование; 2) кем и где работать.
-
Есть категория детей, которая требует особого педагогического руководства и контроля в выборе профессии, — подростки, находящиеся в социально опасном положении. В эту категорию попадают самые разные школьники: неуспевающие, недисциплинированные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные дети; дети с разного рода нервными и психическими расстройствами; подростки, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних; наконец, дети из неблагополучных семей.
Неблагоприятные условия воспитания препятствуют нормальному развитию личности и являются причиной неправильного формирования стремлений и мотиваций. Выбор профессии у "трудного" подростка превращается в катаклизм, так как детей, собственно говоря, ничего не интересует, либо интересует то, чем они не могут овладеть.
-
Характеристика профессиональных намерений и жизненных планов "трудного" подростка:
1. Профессиональные намерения и планы отсутствуют: а) из-за негативизма и циничного отношения к труду, б) по легкомыслию и бездумности. 2. Планы неопределенные, иногда нереальные. 3. Планы и профнамерения определились, но нет активной подготовки к будущей профессии. Желательно выявить причины отсутствия интереса к профессиональному выбору. Среди таких причин могут быть следующие: 1) недостаточный уровень знаний, умений и навыков; 2) личностные проблемы (комплекс вины, неполноценности и т. д.); 3) негативное влияние среды: семьи, компании знакомых.
-
Основными функциями социального педагога в решении проблемы профориентации могут быть:
1. Диагностическая; 2. Организационная; 3. Информационно-просветительская; 4. Мотивационная; 5. Профилактическая; 6. Воспитательная; 7. Коммуникативная.
-
1. Диагностическая функция.
· изучение профессиональных намерений учащегося · выявление роли родителей в становлении профессионального выбора подростка · изучение познавательных интересов подростка · изучение склонностей · изучение способностей · выявление положительных качеств личности подростка · определение оценки подростком своих успехов и достижений в учебной деятельности
-
2. Организационная функция.
Одним из ведущих направлений для социального педагога является организация социально-значимой, культурно-досуговой деятельности учащихся с учетом специфики различных факторов социализации. Воспитательный процесс, реализуемый через кружки и клубы различного направления, позволит: - организовать многообразную и разностороннюю деятельность учащихся, создать условия для развития собственного жизнетворчества; - создать необходимые и многосторонние отношения к окружающему миру профессий, сориентироваться в огромном числе разнообразных видов деятельности, попробовать свои силы в какой-либо профессии, "примерить" ее на себя; - использовать важнейшие социальные функции: общение со сверстниками и взрослыми с целью передачи опыта, мастерства; - оказать помощь учащемуся в развитии творческого потенциала, помочь самореализоваться в социуме.
-
3. Информационно-просветительская функция предполагает:
· проведение справочно-информационных профконсультаций · информирование школьников о ситуации на рынке труда Таким образом, задача социального педагога— информирование учащихся о востребованных профессиях, проведение целенаправленной работы по развитию интереса к ним. Данное комплексное воздействие позволит повысить известность и популярность социально значимых в обществе профессий.
-
4. Мотивационная функция
социальный педагог осуществляет работу по формированию мотивации к трудовой деятельности В сознании учащихся необходимо поддерживать, укреплять и развивать те социально значимые ценностные ориентиры и установки, которые позволят им самореализоваться в профессиональной сфере.
-
5. Профилактическая функция
Существует несколько классических ошибок, которые, к сожалению, допускают молодые люди при выборе профессии: бытующие мнения о престижности профессии. выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей перенос отношения к человеку (представителю той или иной профессии) на саму профессию. увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии игнорирование медицинских противопоказаний незнание или недооценка своих психологических особенностей отождествление школьного учебного предмета с профессией
-
6. Воспитательная функция
Социальный педагог совместно с педагогическим коллективом организует процесс социального воспитания воспитание уважения к труду и представителям любой профессии ; воспитание интереса к рабочей профессии Педагогические воздействия на становление профессионального самосознания протекают в виде отдельных мероприятий таких как: беседы, лекции, диспуты и другие вербальные средства. Обязательным должен быть общественно-полезный и профессионально значимый производственный труд.
-
Основными формами и методами ориентации школьников на рабочие специальности являются:
1. Деятельность в кружках, функционирующих на базе ЦВР, в школе; 2. Организация общественно-полезного труда в школе и выполнение практических заданий на уроках трудового обучения; 3. Встречи с представителями разных профессий; 4. Организация экскурсий на предприятия; 5. Участие в таких мероприятиях, как день открытых дверей (в учебных заведениях)
-
7. Коммуникативная функция
профессиональная деятельность социального педагога заключается во взаимодействии со смежными специалистами (прежде всего с коллегами: педагогом-психологом, педагогом-организатором, классными руководителями, администрацией школы), представителями учебных заведений, руководителями кружков и объединений, медицинскими работниками, инспекторами по делам несовершеннолетних, а также с семьей подростка.
-
Взаимодействие социального педагога с педагогом-психологом
Педагог-психолог традиционно придерживается психологического направления, диагностирует, проводит коррекционную работу, оказывает необходимую психологическую помощь.
-
Взаимодействие социального педагога с классными руководителями предполагает:
оказание помощи в организации профориентационных уроков, проведении классных часов; содействие в организации летнего трудоустройства учащихся; помощь в подготовке уголков профориентации.
-
Взаимодействие социального педагога с представителями государственных, общественных организаций, учебных заведений:
- взаимодействие с организациями, способствующими формированию здорового образа жизни; - взаимодействие с правоохранительными органами (ИДН, КДН); - взаимодействие с внешкольными организациями по вопросам организации досуговой деятельности школьников; - взаимодействие с представителями предприятий, организаций. Проведение тематических бесед и экскурсий с целью ознакомления учащихся с различными профессиями; - взаимодействие с представителями учебных заведений. Проведение профориентационных мероприятий с приглашением преподавателей учебных заведений, представителей приемных комиссий с целью обсуждения возможностей получения образования.
-
Взаимодействие социального педагога с семьей подростка
Оснований для укрепления взаимодействия социального педагога с семьей старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения вполне достаточно. В неблагополучных семьях, чаще всего, родители не помогают детям выбрать будущую профессию. Такие подростки нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, выбор профессии требует руководства и педагогического контроля.
-
Взаимодействие предполагает:
1. Общее понимание цели профориентации применительно к данному подростку. 2. Совместное выделение конкретных задач, решение которых обеспечивает достижение намеченной цели (лучше эти задачи выписать перечнем и обсудить с родителями). 3. Распределение этих задач между педагогами, классными руководителями, педагогом-психологом и самими родителями (естественно, важно учесть при этом реальные возможности тех, кто возьмется за выполнение данных задач). 4. Постоянный взаимоконтроль за выполнением намеченных задач и своевременная корректировка задач и их исполнителей, если ответственные за их выполнение демонстрируют пассивность и непонимание.
-
Основные направления работы с семьями самоопределяющихся подростков (эти направления могут стать основой плана совместной работы с родителями):
1. Обсуждение возможных перспектив профессионального самоопределения школьников на родительских собраниях. 2. Организация родительских лекториев по вопросам профориентации. 3. Организация диспутов и дискуссий по вопросам профессионального и личностного самоопределения с приглашением учащихся, родителей, преподавателей профлицеев, вузов. 4. Индивидуальные беседы, справочно-информационные консультации, профконсультации.
-
Сегодня, как никогда, задача социального педагога состоит в том, чтобы помочь подростку найти свое место в жизни, стать самостоятельной, творческой, всесторонне развитой личностью. Социальный педагог— это проводник ребят по дороге к будущему.
-
Спасибо за внимание 2011г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.