Содержание
-
Выбор Профессииу Подростка
Кузнецова Алла, ученица 9 «Е» класса МАОУ СОШ № 197
-
Цель работы: познакомить оптантов с полезной и нужной информацией о правильном выборе профессии, чтобы избежать каких-либо ошибок.
Задачи: 1) Выяснить из чего складывается выбор профессии у подростков и кто ему способствует. Для этого я провела мини опрос состоящих из 5 вопросов. 2) Выяснить из чего должен состоять правильный выбор профессии. 3) Составить правильную профессиограмму. В этом во всем что связано с будущей профессией я попытаюсь разобраться и надеюсь, что информация будет очень познавательная и нужная для будущих оптантов.
-
Глава I. Самоопределение1.1.Твой выбор профессии:
Я и мои ровесники сейчас выбираем свою будущую профессию. Выбор у нас трудный, ведь сложность заключается в том, что мы должны посвятить всю свою жизнь одной выбранной нами профессия(специальности), а их количество в наше время очень велико. И нетрудно сделать неправильный выбор. Профессиональное самоопределение - длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Это один из главных компонентов социализации личности. Успешность профессионального самоопределения в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии, связанной: - с формированием профессиональной направленности личности, - адекватной самооценкой способностей, - реалистичным уровнем притязаний, - устойчивыми профессиональными намерениями, - достаточной информированностью.
-
1.2. Профориентация:
— это система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Тест на профориентацию очень увлекательное и полезное занятие. Сколько людей страдают из-за того, что когда-то сделали неправильный выбор! Не стоит выбирать профессию, ориентируясь на советы знакомых, на возможные высокие заработки или престиж. Прислушайтесь к голосу своего сердца, протестируйте себя самостоятельно или вместе с профессионалами, и тогда потом вам не о чем будет сожалеть. Вы сделаете безошибочный выбор. Такие тесты зачастую проводятся в старших классах системы среднего образования. Свои тесты проводят и центры трудоустройства.
-
Профессиональная ориентация включает в себя: *Профессиональное просвещение — обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры; *Профессиональное воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей; *Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки. *Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку. Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать нужной и полезной информацией. Такую информацию можно расположить в виде профессиограммы.
-
1.3. Профессиограмма:
—это описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы. Характеристика профессий – профессиограмма, ее желательно составлять по такому плану: Характеристика процесса труда. Санитарно-гигиенические условия труда. Психологические требования профессии к человеку. Сведения о профессиональной подготовке. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения. «Существуют разные виды классификаций профессий. Наиболее известная классификация была разработана Е.А.Климовым».
-
Глава II Сведение о профессии(специальности)2.1. Профессия(специальность) и типы профессии:
«Профессия (лат. Professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом)-род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода». «Специальность (лат. Specialis — особый, особенный; от species — род, вид) -это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного(затраченного) им труда необходимые средства существования и развития». Существует много профессий и специальностей, но я надеюсь что все определятся с нужной им профессией(специальности).
-
Типы профессий:
Люди имеют определенные способности, которые позволяют им добиваться больших успехов в одной области деятельности, чем в другой. Далее при выборе профессии оптанту необходимо знать к какому типу относится выбранная им профессия. Существует пять основных типа профессий: 1. «Человек-природа», 2. «Человек-техника», 3. «Человек-человек», 4. «Человек-знаковая система», 5. «Человек-художественный образ». Как видите, деление довольно четкое и стройное. Чтобы выбрать для себя тот или иной тип занятости, нужно вспомнить, к чему вы испытывали особое влечение с самого детства, кто был вашим кумиром, каких знакомых ваших родителей вы заваливали вопросами об их профессии. Анализ этой информации поможет вам правильно выбрать свою специальность, свое дело.
-
2.2.Определение профессии:
В определение профессии у подростка есть факторы выбора профессии: 1.Позиция старших членов семьи. (Есть старшие, которые несут ответственность за то, как складывается жизнь их ребенка. Эта забота распространяется и на вопрос его будущей профессии.) 2. Позиция товарищей, друзей.( Дружеские связи очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии подростка.) 3.Позиция учителей, школьных педагогов. (Учителя наблюдают за поведением и учебной активностью подростка, он знает многое о нём.) 4.Личные профессиональные планы. (Под планом в данном случае подразумевается представления подростка об этапах освоения профессии.) 5.Способности. (Достижение в самых разнообразных видах деятельности). 6.Уровень притязаний на общественное признание. (Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.) 7.Информированность. (Приобретённые сведения о профессии оказались неполными.) 8.Склонности. (Проявляются в любом занятии, на которое тратится большая часть своего времени.)
-
Задачи и правила, чтобы выбрать нужную профессию: Основными задачами профессиональной психофизиологического отбора являются: 1.Прогнозирование пригодности к трудовой деятельности для повышения её надёжности и эффективности. 2.Прогнозирование пригодности к обучению для повышения качества и скорости подготовки. 3.Снижение текучести кадров и производственного травматизма. 4.Повышение производительности труда и профессионального долголетия и здоровья. Правильный выбор профессии подчиняется двум правилам: 1.Профессия должна быть интересна тем, кому её предлагает человек, чем ценнее будет его умение для общества, чем дороже оно будет готово оплачивать его труд. 2.Профессия в максимальной мере должна интересовать подростка и нравится ему. И главное будьте уверенные в себе, ведь уверенность помогает контролировать жизнь и поддерживать вас во многом.
-
Глава III Методы исследования3.1.Мой социальный мини опрос среди девятиклассников:
Я проводила свой мини опрос среди девятиклассников(в опросе участвовало 3 класса) под конец года, когда многие уже были должны определиться со своим выбором будущей профессии. И только так я могла узнать насколько они уверены в своем выборе. Почему я выбрала только девятиклассников для своего мини опроса? Потому что мне они только интересны. Ведь мне и моим ровесникам остро сейчас стоит выбор профессии, ведь от него зависит наше дальнейшие будущие в обучении, остаемся мы или уходим. А спрашивать других старшеклассников я не вижу смысла, для них это уже не актуально, как для нас девятиклассников. Ведь они уже многое для себя решили сами. И уже точно предопределили свое будущие в выборе профессии. А это информация, которая представлена в моем реферате-это информация больше пригодиться для будущих оптантов(в том числе и сегодняшним девятиклассникам). Участникам было задано пять вопросов в которых содержалось все что нужно для того, чтобы узнать про участника опроса насколько он готов к своему будущему. А также с помощью этого опроса можно узнать кто оптанту помогал сделать этот выбор профессии и пользовался ли он профориентацией.
-
Участникам социального опроса, были заданы следующие вопросы: 1)Ты определился со своей будущей профессией? 2)Как ты думаешь, эта профессия востребована? 3)Ты с кем-то советовался о выборе профессии? С кем именно? 4)Ты проходил хоть раз тест на профориентацию? 5)Надеешься ли ты, что будешь жить лучше своих родителей?
-
3.2.Результаты мини опроса:
Опрос показал: Вопрос 1)Что большинство участников опроса определились со своей будущей профессией, таких -50%,не совсем определившихся-32% и неопределившихся-18%. Вопрос 2)Большинство участников опроса думают, что их профессия востребована, таких- 40%, возможно/наверно востребована считают-44% и те кто считают, что нет-16%. Вопрос 3)Большинство участников опроса посоветовались с кем-то о выборе профессии: 55% участников опроса посоветовались с родителями, близкими; 10% посоветовались с друзьями, товарищами; 6% посоветовались с психологом и 29% участников опроса не с кем не советовались. Вопрос 4)Большинство участников опроса проходили тест на профориентацию, таких -63% и 27% не проходили такой тест. Вопрос 5)Большинство участников опроса ответили, что будут лучше жить своих родителей, таких -70%, 17% ответили-как получиться и 13% ответили нет.
-
Вывод: Это очень хорошо, что большинство участников опроса определились со своим выбором будущей профессией и это меня порадовало. И очень хорошо , что многие себе выбрали востребованную будущую профессию. Многие при выборе профессии посоветовались с кем-то и на первом месте по-прежнему авторитетными советчиками являются родители(или близкие) для подростка. И это очень важно, чтобы родители помогали своим детям(будущих оптантов) направлять в правильное русло. Кто как не они тебе помогут, ведь они твои родители и им надо доверять. И очень впечатляет то, что большинство участников опроса проходили тест на профориентацию и надеюсь этот тест им помог определиться со своей будущей профессией. Ведь этот тест очень полезный с помощью него можно узнать много нового о себе. И естественно большинство участников опроса надеются, что будут жить лучше своих родителей. Это конечно похвально, что они так считают, как сказать есть к чему стремиться. Но все же правильно думать, как получиться. Ведь неизвестно, что будут дальше и как сложится твоя жизнь. И если судить по данным этого моего мини опроса то получается, что почти все девятиклассники серьезно относятся к своему будущему и настроены решительно(т.е. в себе уверены, а если не совсем уверены то им есть к кому обратиться за помощью, что подростки и делают). И я надеюсь, что у всех все получиться и что они не ошиблись в своем выборе профессии.
-
Заключение
Выбирать профессию ты должен сам. Не слушая всяких знакомых, что они тебе говорят; не давай не кому навязать мнение тебе, даже если родители настаивают на каком-то выборе определённой профессии Если она тебе не нравиться (и ты там себя не как не видишь связанным с этой деятельностью, то не соглашайся с ними). Выбирай и думай сам о своей выборе профессии. Конечно ты можешь с кем-то советоваться-это правильно и нужно, но желательно только с теми, кто тебе подскажет(поможет). И это твои родители или близкие, а еще лучше посоветоваться с профконсультантом (он точно тебе поможет и ты уже знаешь, как). И я считаю, что о выборе профессии нужно задуматься, чем раньше тем лучше. Это тебе будет только на пользу. И тем раньше ты определишься тем лучше тебе будет и гораздо легче. И точно будешь уверен в своем выборе. У тебя будет цель к чему стремится и тебе придется только вкладываться в исполнение ее. И не совершай тех ошибок, которые часто другие совершают при выборе професссии: 1.Отношение к выбору профессии как к неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. 2. Бытующее мнение о престижности профессии (Она должна учитываться – но только после учёта интересов подростка и его способностей). 3. Выбор профессии под влиянием товарищей. 4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. (При выборе профессии надо учитывать особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию лишь только потому, что подростку нравится человек, который занимается данным видом деятельности.) 5. Устарелые представления о характере туда в сфере материального производства. ( Во все профессии внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда и т. д. – например, возникновение компьютера.) Я думаю, что у всех все получиться и не кто не ошибся в своем выборе профессии. И если все ошибся то лучше –это сейчас заметить, а то потом может поздно. Надеюсь, что вся информация в моем реферате оказалась нужной и полезной. И надеюсь, что она пригодиться будущем оптантам.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.