Содержание
-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Федерального государственногообразовательного стандартасреднего (полного) общего образования
-
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИЗАМЕНЫ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
когда Зигмунда Фрейда спросили, что, по его мнению, человеку следовало бы уметь делать хорошо, он сказал: «Любить и работать» Зигмунд Фрейд (1856-1939) успешность жизненного пути взрослого человека, благополучие и зрелость во многом определяются его семейными отношениями и профессиональной деятельностью
-
ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО УПОДОБИТЬ БИАТЛОНИСТУ
Биатлонисту нужно быстро бегать на лыжах и метко стрелять, а взрослые люди стремятся достичь гармонии в диаде «семья - работа»
-
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБРАЗОВАНИЕМ И ВОСПИТАНИЕМ, ТРАДИЦИОННО РАССМАТРИВАЮТСЯ В РОССИИ СО ССЫЛКОЙ НА К.Д. УШИНСКОГО, А.С. МАКАРЕНКО, В.А. СУХОМЛИНСКОГО
К.Д. Ушинский (1824-1871) А.С. Макаренко (1888-1939) В.А. Сухомлинский (1918-1970)
-
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ВЛАСТЬ
изучая властные отношения, Мишель Фуко ввел понятие «дисциплинарная власть» и распространил его, в частности, на отношения между учителем и учеником, родителями и детьми Мишель Фуко (1926-1984) власть дает легитимную возможность заставить человека делать то, чего он не хочет
-
ДРУГИЕ УЧЕНИКИ
приходят в школу с мобильными телефонами и видеокамерами, MP3 плеерами, а дома их ждет персональный компьютер SMS зависимость, звуки в ухе и компьютерные игры вместо чтения бумажных книг - лишь вершина айсберга новой культуры.
-
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ
как и в советское время, в районе первого-третьего классов у учеников исчезает интерес к учебе и желание учиться поэт-фронтовик Константин Ваншенкин объяснял это так: «Дети не хотят учиться, потому что родители не хотят работать» Константин Ваншенкин (1925-2012) во всем мире люди учатся, среди прочего, для того, чтобы обеспечить себе более высокий уровень жизни. В России с советских времен прямая связь между уровнем образования и уровнем жизни заменена на обратную
-
НОВЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ
как сохранить преемственность традиций, обычаев и норм, связь поколений? Станислав Лем: «Какие уроки и наставления может дать молодежи многоопытная старость, если весь комплекс жизни следующего поколения ничем не напоминает образ жизни родителей?» Станислав Лем (1921-2006)
-
НОВЫЙ ФГОС СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ 21.06.2012
Главный идеолог нового ФГОС - Александр Григорьевич Асмолов
-
ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ
В истории образования можно выделить три конкурирующих подхода к разработке стандартов. За каждым из них стоит особая теоретическая система, специфическая методология: бихевиористский подход к образованию компетентностный подход к образованию системно-деятельностный подход к образованию
-
ЛЮБОГО РЕБЕНКА ПЕДАГОГ МОЖЕТ ОБУЧИТЬ ВСЕМУ
Классику бихевиоризма Джону Уотсону наибольший успех среди широкой публики принесла книга «Психологический уход за младенцем и ребенком», изданная в 1928 г. тиражом свыше 100 тысяч экземпляров и распроданная за несколько месяцев Джон Уотсон (1878-1958) Уотсон прославился утверждением, что если ему дадут дюжину здоровых детей и создадут условия для их воспитания, то он гарантирует, что из любого из них получится врач, юрист, художник, коммерсант или попрошайка, вор, безотносительно к их исходным талантам, склонностям и способностям
-
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ
в России его связывают с Владимиром Дмитриевичем Шадриковым
-
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
компетентность - новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки и представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности компетенция - опредмеченные в деятельности компетентности работника, то есть круг вопросов, в которых он хорошо осведомлен; круг его полномочий и прав компетенции относятся к деятельности, а компетентность характеризует ее субъекта
-
ЦЕЛЬ ШКОЛЫ (КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД)
школа признает, что не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для решения проблем во всех сферах жизни цель школы - формирование ключевых компетентностей, сформулированных в документах ЮНЕСКО: научить получать знания (научить учиться); научить работать и зарабатывать (подготовить к труду); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (подготовить к совместной жизни) эксперты, принимавшие участие в программе TUNING («Настройка образовательных структур»), выделили следующие группы компетенций: - общие компетенции (инструментальные и межличностные) - системные компетенции
-
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ
предложен А.Г. Асмоловым для того, чтобы разрешить противоречие между сторонниками системного подхода (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов) и деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, и С.Л. Рубинштейн)
-
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ
деятельность как система предполагает наличие генетического плана развития применительно к разработке тех или иных педагогических программ это означает, что необходимо выделять психолого-возрастные индивидуальные особенности развития личности ребенка и соответствующие этим особенностям формы деятельности согласно Д.Б. Эльконину, ведущей деятельностью предшкольного возраста является детская игра, а потому обучение должно войти в начальнуюшколу через ворота детской игры Даниил Борисович Эльконин (1904-1984)
-
ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
принцип субъектности принцип учёта ведущих видов деятельности и законов их смены принцип учета сензитивных периодов развития принцип сотрансформации принцип определения зоны ближайшего развития принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления развития) принцип результативности каждого вида деятельности принцип рефлективности деятельности и др.
-
ВОСЕМЬ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ
на первом году жизни - конфликт между доверием к окружающему миру или недоверием к нему в возрасте от одного года до двух - конфликт между автономией, самостоятельностью и стыдом, сомнением в возрасте от трёх до шести лет, возрасте игры - конфликт между предприимчивостью, инициативностью и неадекватностью, покорностью, чувством вины в младшем школьном возрасте - конфликт между творчеством, вкусом к работе и неполноценностью в подростковом возрасте, юности – конфликт между идентификацией личности и путаницей ролей, «распылением» в молодости, раннем взрослом периоде - конфликт между близостью с любимым человеком и одиночеством, изоляцией в позднем взрослом периоде – конфликт (кризис 40 лет) между генеративностью (чувством сохранения рода), продуктивностью и застоем, стагнацией во время старения — конфликт между цельностью прожитой жизни и страхом перед смертью, безнадежностью, отчаянием благоприятные разрешения конфликтов в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость
-
СВЯЗЬ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА С БИХЕВИОРИСТСКИМИ КОМПЕТЕНТНОСТНЫМ
системно-деятельностный подход включает идеи и методы предшественников на операционально-технологическом уровне незаменимы ЗУНы бихевиористского подхода компетентностный подход включается в системно-деятельностный с помощью формулы «компетенция – деятельность – компетентность»: компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью как характеристикой личности компетентность – это знание в действии
-
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ФГОС
фиксирует не содержание образования, а его ожидаемые результаты и требования к ним задает набор предметных областей в начальной школе, на втором этапе обучения и в старшей школе нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности должен указать и помочь отследить ценностные ориентиры, предлагаемые обществом подрастающему поколению
-
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕХОДА К НОВОМУ ФГОС
ожидаемые позитивные последствия описаны в ФГОС следующим образом: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию активная учебно-познавательная деятельность обучающихся и построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся возможные негативные последствия и риски во ФГОС не рассматриваются
-
ИДЕАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества владеющий основами научных методов познания окружающего мира мотивированный на творчество и инновационную деятельность готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества мотивированный на образование и самообразование в течение всей жизни
-
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
они должны отражать: российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности готовность к служению Отечеству, его защите сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни
-
ВЫВОДЫ
не вызывает сомнений, что реализация ФГОС повлечет за собой значительные изменения содержания и характера учебного процесса в школе и вузе результаты перехода к новой образовательной модели, формирования новой образовательной среды можно будет оценить примерно через пять лет, в 2018-2019 годах успех или неудача проекта в значительной степени будет зависеть от трансформации системы управления образованием на всех уровнях: от детского сада, школы и вуза до Министерства образования и науки России
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.