Содержание
-
Психология программирования: человеко-машинный аспект информационных технологий
БелаяОльгаАлександровна,СПбГУ Новиков Борис Асенович, СПбГУ Одинцов Игорь Олегович, СПбГУ
-
Человеко-машинные аспекты программирования в учебных планах
14 мая 2004 2 Подготовка специалистов в области информатики носит технологическую ориентацию. При этом почти полностью игнорируются все человеко-машинные аспекты программирования и использования результатов программирования.
-
Неоптимальные управленческие решения
14 мая 2004 3 Неумение менеджера правильно сформировать проектную команду. Существует как минимум две составляющих решения проблемы. Первая — становление открытых и честных взаимоотношений в команде. Вторая — подбор психологически совместимых исполнителей. Непонимание начинающими менеджерами простейших вещей. Например, поскольку "все программисты — оптимисты", нельзя доверять срокам, называемым программистами. Отсутствие нормальных условий работы. Продуктивность работы тех, кто находится в хорошем офисе и может, закрыв дверь, не отвлекаться на телефонные звонки и посторонние дела, почти в 2,6 раза выше, чем у находящихся в коллективных комнатах.
-
Успех любого проекта определяется людьми
14 мая 2004 4 Воздействие на людей в организации оказывают два основных фактора: Иерархическая структура организации с основным средством воздействия — вертикальной иерархией власти. Корпоративная культура с вырабатываемыми организацией совместными ценностями, социальными нормами, установками поведения, регламентирующими социальные нормы.
-
Кризис программирования: возможные очевидные причины
14 мая 2004 5 Программисты обладают личными свойствами характера, они изменчивы и непостоянны (некоторые авторы называют это нелинейностью). Действия великих программистов за работой невозможно проанализировать и обобщить. Методологии, технологии, языки программирования практически не учитывают особенности человеческой натуры. …
-
14 мая 2004 6 Спецсеминар "Психология программирования" Спецкурс "Психология управления программным проектом"
-
Источники
14 мая 2004 7 Точкой отсчета начала повышенного интереса к вопросу психологии программирования является выход первого издания книги Вайнберга "The Psychology of Computer Programming" более 30 лет назад. Около 20 лет действует и проводит ежегодные конференции «Psychology of Programming Interest Group» (http://www.ppig.org). В "Рекомендациях по преподаванию информатики в университетах (Computing Curricula 2001: Computer Science)" имеется тема "Социальные и профессиональные вопросы" (Social and professional issues). На профессиональных сайтах в сети Интернет исследуются вопросы эргономики и разработки практичных интерфейсов.
-
Круглый стол на первом занятии
14 мая 2004 8 Цели семинара. Что такое психология программирования? Более 30 лет с момента издания книги Вайнберга. Что изменилось? Примерная структура курса (программирование как индивидуальная и коллективная деятельность, психология управления, эргономика интерфейсов, ...) Рынок труда. Какие программисты востребованы сейчас, какие будут востребованы через 5 и через 10 лет? Связь с образованием. "Информационные технологии - это 80% психологии и 20% технологии" (с) Джефф де Люка. "…соотношения между лучшими и худшими результатами составило примерно 10 : 1 по производительности труда и 5 : 1 по скорости работы программ и требуемой для них памяти" (с) Брукс. (Более жестко: "почему в программной инженерии некоторые люди на порядок, а то и два, более полезны, чем остальные?")
-
Что такое психология программирования?
14 мая 2004 9 Предметом исследования психологии программирования является деятельность программиста, психологические закономерности приема и переработки информации, функционирование психических приемов памяти и мышления у программиста, его работоспособности, вопросы профессионального отбора.
-
Что такое психология управления?
14 мая 2004 10 Психология управления рассматривает вопросы создания и развития работающего коллектива, формирования в нем малых групп и выдвижения лидеров, психологические аспекты деятельности руководителя, психологии власти, исполнения и подчинения, осуществления контроля, а также кадровые вопросы.
-
Изменилось ли что-нибудь с момента выхода книги Вайнберга?
14 мая 2004 11 Пожалуй, все, кроме человека и его психологии. Радикальным решением проблем кризиса программирования поочередно объявлялись поиск лучшего: языка программирования (1960-е годы); технологии программирования (1970-е годы); инструментария программирования (1980-е годы); систем качества (1990-е). И только центральному и ключевому фактору — фигуре самого программиста — внимание почти не уделялось.
-
Структура семинара
14 мая 2004 12 Психология программиста как индивидуального работника (15%). Программист во взаимодействии с группой программистов (50%). Программист в рабочем пространстве (окружении) (10%). Эргономика интерфейсов (25%).
-
Программист как индивидуальный работник
14 мая 2004 13 Личность. Интеллект. Опыт.
-
Программист во взаимодействии с группой программистов
14 мая 2004 14 Современное программирование является коллективным, и полезность отдельного программиста тесно связана с его полезностью для всей команды. Организация коллектива разработчиков.
-
Программист в рабочем пространстве (окружении)
14 мая 2004 15 Умение создать себе рабочее место, способствующее повышению производительности его труда. Чем меньше число отвлекающих факторов, тем выше производительность.
-
Эргономика интерфейсов
14 мая 2004 16 Способ, которым вы выполняете какую-либо задачу с помощью какого-либо продукта, а именно совершаемые вами действия и то, что вы получаете в ответ, и является интерфейсом. Эргономика - отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда.
-
Преимущества хорошего интерфейса (1)
14 мая 2004 17 Повышение конкурентоспособности. Снижение себестоимости продукта. Увеличение аудитории пользователей продукта. Уменьшение затрат на обучение и поддержку пользователей.
-
Преимущества хорошего интерфейса (2)
14 мая 2004 18 Уменьшение потерь продуктивности работников при внедрении системы и более быстрое восстановление утраченной продуктивности. Доступность функциональности системы для максимального количества пользователей. Снижение риска катастроф.
-
Внимание и память при разработке интерфейсов
14 мая 2004 19 Концентрация внимания. Кратковременная память. Длительная память. Формирование привычек. Одновременное выполнение задач.
-
Кратковременная память
14 мая 2004 20 Что попадает в кратковременную память? Изменение содержимого. Объем кратковременной памяти. Как относиться к правилу 7±2 элементов? Нагрузка на кратковременную память.
-
Долговременная память
14 мая 2004 21 Помещение информации в долговременную память. Повторение Семантическая обработка Эмоциональный шок Цена вспоминания. Различные объекты Объем выборки Частота вспоминания
-
Эргономика интерфейсов: практическая часть
14 мая 2004 22 Задание: спроектировать интерфейс для выполнения небольшого, не очень сложного действия. Создание прототипа интерфейса. Пользовательское тестирование на других участниках семинара. Обсуждение. Выработка улучшенного варианта интерфейса.
-
Почему одни программисты оказываются на порядок полезнее других?
14 мая 2004 23 Предлагается отвечать на этот вопрос исходя из расслоения программистов по специализации и квалификации. Каждая из работ в рамках выполняемых процессов рассматривается как лежащая в диапазоне между физическим трудом (выполняя который программист решает вопрос: "как задание должно быть выполнено?") и умственным трудом (решая вопрос: "в чем заключается задание?").
-
Метафоры в программировании
14 мая 2004 24 Метафора – красочное описание, формирующее понятие о новом объекте через установление сходства с известным. Метафоры в интерфейсе широко известны: окно, рабочий стол, … Метафоры при описании коллективного программирования: метафора оркестра, метафора квартета, …
-
Психология управления программным проектом (I)
14 мая 2004 25 Эволюция менеджмента: Исторический аспект. Особенности европейского, американского, японского и российского менеджмента. Философия и стратегии программистских коллективов и организаций: Организационные стратегии. Проект: Характеристики программного проекта. Методы управления проектами. Планирование. Системы управления проектами. Основные модели управления в организации: Принятие решений.
-
Психология управления программным проектом (II)
14 мая 2004 26 Профессиональная подготовка менеджера: Требования к личности. Психологический отбор. Тренинг в менеджменте. Здоровье менеджера. Мотивация: Потребности и мотивированное поведение. Теории мотивации. Особенности управления персоналом: Техники управления конфликтами. Личностные и групповые особенности протекания конфликтов. Кадровый менеджмент: Кадровая политика фирмы. Найм и увольнение работников. Резюме. Собеседование. Заработная плата. Карьера.
-
Психология управления программным проектом (III)
14 мая 2004 27 Маркетинг программного обеспечения: Виды и функции рекламы. Целевая направленность рекламы различных видов. Связь с общественностью: Установление связей в обществе. Внешние и внутренние коммуникации. Психология оффшорного программирования: Портрет оффшорного программиста. Аутстаффинг, аутсорсинг, полная разработка. Управление рисками: Основы теории принятия рисковых решений. Измерения риска. Контроль, его необходимость и место. Видыконтроля. Элементы практической психологии: Пути развития интуиции. Восприятие. Внимание. Память. Мышление. Эмоции. Сознание. Стресс. Кодекс этики профессионального программиста. Корпоративная культура.
-
Итоги
14 мая 2004 28 Тематики хватит на несколько семестровых курсов и семинаров. Ажиотажный спрос на семинар со стороны студентов. Необходимы консультации профессионального психолога. Трудно получать достоверные (а не эмоционально эффектные) результаты. Предложения по тематике от студентов.
-
Спасибо!Вопросы?
Подробные программы спецсеминара и спецкурса, а также презентации докладов помещены на страницах кафедры информатикиматематико-механического факультета СПбГУ http://www.sparc.spb.su/oio/cs/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.