Содержание
-
Работа со словарем на уроках русского языка
Содержание: 1. Введение. 2. Типы словарей русского языка. 3. Обучающая функция словарей. 4. Использование лингвистических словарей на уроках русского языка в V-VIII классах. 5. Лингвистические словари на уроках русского языка в старших классах. 6. Заключение.
-
воспитание любви к слову; формирование умения и желания глубоко вникать в содержание значения слова, высказывания, совершенствовать форму выражения своих мыслей, потребности говорить красиво, выразительно, лаконично, остроумно. обогащение словарного запаса; освоение орфоэпических норм; развитие орфографической зоркости; совершенствование навыков обращения со справочной литературой. Главные задачи: Цель работы:
-
Типы словарей русского языка
орфографический словарь; орфоэпический словарь; этимологический словарь; фразеологический словарь; словарь иностранных слов; толковый словарь; словарь речевых неправильностей и трудностей; словарь языка писателей; словарь синонимов; словарь антонимов; словарь омонимов; словарь паронимов
-
Комплексный словарь — это идеальное учебное пособие
«Универсальный учебный словарь русского языка» А.Н. Тихонова, Е.Н. Тихоновой, С.А. Тихонова, М.Ю. Зуевой, О.М. Чупашевой. Это 15 словарей в одном словаре: толковый, синонимический, антонимический, омонимический, грамматический, орфографический, орфоэпический, акцентологический, морфемный, морфонологический, словообразовательный, фразеологический, сочетаемостный, тематический, лексико-семантических групп.
-
Как заинтересовать учащихся работой со словарями?
Знакомство с выдающимся деятелем науки о языке — с лексикографом Владимиром Ивановичем Далем. В течение 53 лет неустанно трудился, собирая слова и выражения, поговорки, сказки и загадки русского народа, и создал подлинную сокровищницу национального языка.
-
Работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля
Прочитайте словарную статью «Друг». Какие значения данного слова указаны в этой статье? Какие синонимы вы можете подобрать к нему? Как иллюстрируются значения слов? (с помощью пословиц и поговорок) Есть ли у чувашского народа похожие пословицы и поговорки?
-
Русские пословицы: Друзьям и в одной могиле не тесно. Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает. Все друзья, толоконнички, а толоконце съев, да розно все! На друга надеяться — самому пропадать. Старый друг лучше новых двух. Чувашские пословицы: Тусу ςук пулсан тупма тâрâш, тупсан — упрама тâрâш. (Если друга нет — постарайся найти, если найдёшь — береги.) Шанчâклâ чусâн хакê ςук. (Настоящей дружбе цены нет.) Туслâхра вâй. (В дружбе сила.) Юлташсâр ςын туратсâр йывâς пек. (Человек без друга как дерево без ветки.)
-
Результаты работы со словарем В.И. Даля
повышение у обучаемых внимания к слову, оттенкам его значения; обострение интереса к пословицам и поговоркам как русского, так и чувашского народа; осознание не только важности самих словарей, но и величия труда их создателей (в данном случае — Владимира Ивановича Даля).
-
Создание проблемных ситуаций при работе со словарями.
У А. Кольцова в «Косаре» встречается поэтическая строфа: Ох, в несчастный день, В бесталанный час, Без сорочки я родился на свет. В каком смысле употреблено в этой строфе прилагательное бесталанный? Какой корень у этого слова? Имеет ли он отношение к существительному талант? А что означает сочетание слов без сорочки родился! О ком говорят, что он родился в сорочке? Поиски ответов на эти вопросы не обходятся без привлечения толковых, фразеологических, словообразовательных и этимологических словарей.
-
Виды заданий с использованием словаря в V-VIII классах
объяснить лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определить слово по данному толкованию (в кроссворде); дать толкование лексического значения слова путем подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов, рисунков; распределить слова по тематическим группам; определить с помощью словаря: однозначными или многозначными являются данные слова; найти в словаре и в тексте слова, употребленные в переносном значении; подобрать синонимы к данным словам; найти омонимы в словаре и составить с ними предложения, показывающие различия в их значении; дать толкование значений фразеологизмов; отгадать фразеологизмы по рисункам; подобрать синонимы (исконно русские слова) к заимствованным словам.
-
Узнай фразеологизмы и вспомни их значения.
-
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук?
свеклА бАрмен случАй зАвидно квАртал осведомИться каталОг Агент цЕмент бЕрежливо брАла каучУк намЕрение аргУмент бомбардИровать нефтепрОвод
-
-
Зависть — сожаление о чужом благе. (Плутарх) Из всех страстей зависть — самая отвратительная. Под именем зависти шествует ненависть, предательство, интриги. (К.Гельвеций) Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал сопернику. (Б.Грассиан) Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. (Св. Григорий Богослов) Высказывания выдающихся людей о зависти Зависть– досада по чужому добру или благу; нежелание добра другому, а одному лишь себе. (В.И. Даль) Зависть - чувство страдания, испытываемое при виде благополучия других. Праздник мелочности и ограниченности ума. (Философский словарь. 1913 г.) Завидовать — досадовать на чужую удачу; болеть чужим здоровьем. (В.И. Даль.)
-
Использование лингвистических словарей на уроках русского языка в старщих классах.Сопоставление материалов «Словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой и «Словаря иностранных слов» Н.Н. Андреевой и Н.С. Араповой.
-
ЗаключениеВыводы:
Словари вместе с учебником по русскому языку должны стать обязательным пособием учащихся. Они должны составлять единый учебный комплект. Ни один язык — будь то родной или неродной — невозможно полноценно изучать без словаря. Только словари могут дать учащемуся все необходимые сведения о слове, помочь ему овладеть основами грамотной устной и письменной речи, постоянно повышать культуру речи, которая в значительной степени определяет общую культуру человека. Словарь, чтобы он мог служить ученику всегда, с полной отдачей, должен быть в его личной библиотеке. Только тогда он станет подлинной настольной книгой ученика. Выпускник современной школы, гимназии, лицея не может считаться полноценным гражданином, если он не умеет пользоваться словарно-справочной литературой. У него нет основного ключа к сокровищницам знаний. Долг учителя русского языка — научить учащихся самостоятельно извлекать из словарей, справочников, энциклопедий нужную им информацию. Такие выпускники всегда будут шагать в ногу со временем, смогут мобилизовать все свои ресурсы, чтобы стать полезными членами современного общества.
-
Формы работы с ИКТ на уроках русского языка и литературы:
1. Непосредственное применение в учебном процессе, как источник учебной информации и как наглядное пособие. 2. Применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся, тестирования по русскому языку и литературе.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.