Содержание
-
Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте
-
Структура доклада:
- Подростковый возраст и его характеристика; - Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте; - Развитие познавательного интереса в подростковом возрасте на уроках ИЗО; - Заключение.
-
Психологическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. "Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь".
-
Для подросткового возраста характерны следующие особенности: - половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения; - изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости; - смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками; - открытие и утверждение своего "Я", поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений; - познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку сформировать свое представление об окружающем его мире; - появление «чувства взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.
-
-
происходит физиологическая перестройка организма и, как следствие этого, психологическая адаптация подростка к своему новому телу активизируется развитие интеллектуальных способностей появляется зрелое отношение к людям противоположного пола зарождается чувство социальной ответственности за свое поведение; происходит принятие или отторжение морально-этических ценностей существующего общества; ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД
-
Познавательные процессы
Мышление Воображение Память Восприятие Внимание Речь
-
Общая характеристика познавательных процессов. Познавательные процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку предварительно определять цели, планы, содержание и результаты деятельности, которую он должен выполнить, предусматривать ее ход и последствия, руководить ею. Познавательная (когнитивная сфера) помогает человеку в построении модели мира. В реальном познании все когнитивные процессы объединены, взаимообусловлены, действуют как части механизма, который обеспечивает адаптацию человека к изменениям в окружающей среде.
-
Степени познания Выделяют две основных степени познания: 1. Чувственное отражение (ощущения, восприятие, представления), присуще как человеку, так и животным. Но если у человека это начальная форма ориентирования, то у животных – высшая форма. 2. Абстрактно-теоретическое отражение (абстрактное мышление и воображение), присуще только человеку.
-
Интеллектуальное развитие подростка Мыслительная деятельность в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности. Основной особенностью данного возраста является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Память, ее индивидуальные различия в функционировании относят к числу индивидуальных особенностей подростка. Память приобретает избирательный характер. Память полностью интеллектуализируется: объем памяти увеличивается в основном за счет логического осмысления материала. Наблюдается увеличение объема памяти, нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала, запоминание и воспроизведение опирается на смысловые связи. Становится доступным запоминание абстрактного материала.
-
Интеллектуальное развитие подростка Восприятиеявляется чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обуславливают и особенности его сохранения. Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов. Существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подростка, Л.С.Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии «как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии» Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организованно и контролируемо самим школьником. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями, а также снижением интереса к учебной деятельности.
-
В подростковом возрасте активное развитие получает чтение,монологическая и письменная речь. Чтение развивается в направление от умение читать правильно, бегло и выразительно до способности декламирования наизусть. Монологическая речь преобразуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельному сочинения на заданную или произвольную тему
-
Развитие познавательного интереса в подростковом возрасте на уроках ИЗО. В целом, говоря о познавательных процессах, можно отметить, что интеллектуальное развитие в подростковом возрасте достигает высокого уровня. А это оказывает влияние на все остальные познавательные процессы. Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более эмоциональным, другой – менее. Память, мышление внимание могут быть самыми различными у разных детей.
-
Поэтому и ведущее направление в обучении и воспитании на уроках изобразительного искусства является- развитие художественно-творческих индивидуально выраженных способностей личности школьника, освоения ею методов и способов эстетического и художественного познания мира средствами музыки, ИЗО, технологии. Развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей. Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
-
Урок искусства должен быть для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной увлечённости. В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд. Уроки искусства таят в себе огромный творческий потенциал. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию познавательного интереса и творческих способностей личности.
-
Педагогический вывод, который можно сделать, заключается в необходимости расширять опыт подростка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. - Развитие воображения не только значительно повышает интеллект, концентрацию внимания - оно крайне важно в подростковом возрасте для успешного разрешения жизненных конфликтов. - В процессе развития художественных способностей мы затрагиваем развитие личности подростка. Поэтому необходимо четко улавливать особенности каждого подростка, его образное мышление, художественное восприятие, тяготение к определенным видам изобразительной деятельности.
-
Заключение
Познавательные процессы – это внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь; Подростковый возраст – это период развития человека от 10 -17 лет. Изменения, происходящие в этом возрасте, охватывают физиологические, психологические и социальные характеристики; Развитие познавательных процессов у подростков имеет две стороны – количественную и качественную; Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте достигает высокого уровня. Отсюда дальнейшее развитие всех познавательных процессов; Развить интерес к творчеству у подростка можно только с учетом его индивидуальных особенностей. Необходим индивидуальный подход к ребенку.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.