Содержание
-
«Развитие речедвигательной координации детей». Учитель-логопед Антипина Т.С. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №23 «Ладушки »
-
Новая парадигма мышления – Это переброс мысли на противоположную сторону исходной данности, т. е. – это установка самому себе не ограничиваться каким-либо одним взглядом, мнением или подходом. П.С. Таранов Самообразование- Это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно учувствуют все физические и духовные силы человека: это вид творческой деятельности, в процессе которой человек саморазвиваясь, создает не только духовные, но и материальные ценности, обладающие, как объективной общественной, так и субъективной значимостью. А.Г Мысливченко, И.Л. Наумченко.
-
Тема самообразования: «Развитие речедвигательной координации детей». Цель:Осуществлять коррекционно-логопедическую работу путём развития речедвигательнойкоординации. Задачи: •Изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преодолению речедвигательныхтрудностей. • Планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса. Коррекционные задачи по развитию двигательно-координационных способностей у детей с речевыми нарушениями: - учить соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений; - формировать умение поддерживать статическое и динамическое равновесие; - учить выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости.
-
Актуальность. Дети с речевой патологией ,особенно если она имеет органическую природу ,как правило, очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. У таких дошкольников отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточные статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий. Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учётом основных линий речевого развития ( лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи.) и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные . Применение нетрадиционных методов в коррекционно-развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и соматическое состояние. Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений в онтогенезе. Речедвигательная сфера формируется в направлениях: - от общей моторики к мелкой, позже артикуляционной; - от общих движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям; - от диффузных движений к дифференцированным ( изолированным, чистым, тонким целенаправленным движениям) ; - от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющейся дифференциации.
-
Методы и приемы работы: В коррекционно-логопедической работе следует опираться на ряд методических приёмов, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики, в числе которых: - применение и быстрая смена различных исходных положений; - изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, последовательности элементов; - смена способов выполнения упражнений; - использование в упражнениях предметов различной фактуры, массы, объёма; - выполнение согласованных действий несколькими участниками; - использование более сложных сочетаний основных движений( ходьба, бег, прыжки) ; - упражнение или упрощение правил в подвижных играх. Виды работы по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе: - выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико- артикуляторных мышц, общей моторики, ритма, темпа движений; - самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев; - выполнение кинезиологических упражнений; - су-джок терапия; - артикуляционная гимнастика; - дыхательная гимнастика; - пальчиковая гимнастика; - игры с прищепками; - упражнения с различными предметами; - проведение малоподвижных и подвижных игр. Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе логопеда с детьми.
-
Значение развития речедвигательной координации детей. Проблема здоровьесбережения в условиях ДОО очень актуальна для детей с ОВЗ. Дети с речевой патологией, особенно если она имеет органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно — психического развития. У таких дошкольников отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно — координационной и эмоционально — волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточные статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий. Следует отметить и наличие когнитивных нарушений у детей с речевой патологией: отсутствуют навыки поведения в коллективе, затруднено усвоение учебного материала, наблюдаются двигательная расторможенность, нарушение внимания, понимания и запоминания. Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учетом основных линий речевого развития и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные. Применение нетрадиционных методов в коррекционно- развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и соматическое состояние.
-
Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений в онтогенезе. Речедвигательная сфера формируется в направлениях: от общей моторики к мелкой, позже артикуляционной; от общей движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям; от диффузных движений к дифференцированным; от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющей их дифференциации. Виды работы по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе: выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико — артикуляционных мышц, общей моторики, ритма и темпа движений; самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев; выполнение кинезиологических упражнений; артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; проведение подвижных и малоподвижных игр. Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой работе учителя — логопеда с детьми.
-
Самомассаж. «Дети любят всех зверей» Дети любят всех зверей: Дети разминают большой палец. Птиц, и ящериц, и змей, Указательный палец. Пеликанов, журавлей, Средний палец. Бегемотов, соболей Безымянный палец. Голубей и глухарей, Мизинец. И клестов, и снегирей. Большой палец. Любят горного козла, Указательный палец. Обезьянку и осла. Средний палец. Дикобраза и ежа, Безымянный палец. Черепаху и ужа. Мизинец. Упражнения для снятия напряжения воротниковой зоны «Вверх — вниз» Вверх — вниз, вверх — вниз, Дети двигают головойЭто, мама, не каприз! вверх- вниз.Вправо — влево, вправо — влево Поворачивают головуПосмотри, как королева. направо и налево.Покивать по сторонам Наклоняют головуНужно нам, нужно нам. к плечам.Головою покрутить Вращают головой.Не забыть, не забыть.И Незнайками побыть, Пожимаем плечами.Плечи вверх и опустить.И плечами повращать, Вращают плечамиНужно плечики размять. вперед и назад.Вперед — назад, вперед — назадИ дела пойдут на лад.
-
Кинезиологические упражнения. «Кулак — ребро — ладонь» Ладони лежат на столе или на коленях. Сменять последовательно три положения руки: ладонь сжимают в кулак, ладонь ставят на ребро, ладонь кладут на стол (колено). Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь) На (кулак) лесной (ребро) опушке (ладонь). Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь) В (кулак) беленькой (ребро) избушке (ладонь). Мыли (кулак) свои (ребро) ушки (ладонь), Мыли (кулак) свои (ребро) лапочки (ладонь). Наряжались зайчики (кулак) — Надевали (ребро) тапочки (ладонь). Упражнения для развития мимико-артикуляционных мышц. И.п.: голова прямо, мышцы лица расслаблены. Движения выполняются на счет «раз — два». • Поднять брови вверх — расслабить мышцы. • Нахмурить брови — расслабить мышцы. • Спокойно закрыть и открыть глаза. • Прищурить и открыть глаза. • С силой зажмурить и открыть глаза. • Поочередно закрывать и открывать глаза. • Одновременно оскалить зубы и наморщить лоб — расслабить мышцы.
-
Дыхательные упражнения. «Дятел на дереве» — и.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох носом, подняться на носки, руки вытянуть вверх, в стороны; 2 — вернуться в исходное положение, на выдохе произнести «Тук — тук — тук!». Повторить 3-4 раза. «Синичка» — и.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 - вдох носом, подняться на носки, руки вытянуть вверх, в стороны; 2 — вернуться в исходное положение, на выдохе произнести «Синь — синь!» повторить 3-4 раза. Пальчиковая гимнастика «Синичка — сестричка» Синичка, синичка, Дети скрещивают кисти рук, машут ими. Воробью сестричка. Делают ритмические хлопки. Воробей — воришка (Указательными и средними пальцами «прыгают по столу») Залез в амбаришко Клевать просо (Указательными пальцами стучат) Своим носом. по столу.
-
Упражнения на координацию «Дятел» Дятел к дереву летит. (Дети машут руками) Он в сосне дупло долбит. (Изображают движения дятла) Раздается стук в бору, Лечит пестрый друг кору. (Хлопают над головой) Не страшна ему смола. Дятлу — доктору хвала! (Приседают, хлопают перед собой) «Снегири» Зимой на ветках яблоки, (Дети изображают, что собирают яблоки) Скорей их собери. Но вдруг вспорхнули яблоки, (Приседают, машут руками) Ведь это ........снегири! )Встают, машут руками)
-
Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы» Дети надевают маски перелетных и зимующих птиц. По считалке выбирают «солнышко» и " снежинку«. Они стоят в середине зала на расстоянии друг от друга. «Птицы» бегают врассыпную со словами: Птички летают, Зерна собирают. Маленькие птички, Птички — невелички. После этих слов перелетные птицы бегут к «солнышку», а зимующие — к «снежинке». Выигрывает та команда, которая быстрее соберется.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.