Содержание
-
МБОУ «Плесецкая школа» филиал ДО ДМШМультимедийная методическая разработкаТема: «Роль концертмейстера в формировании начальных певческих навыков учащихся вокального класса ДМШ и ДШИ»
Автор работы, концертмейстер: Вебер Любовь Евгеньевна
-
Цель разработки: - показать творческую работу концертмейстера – пианиста в классе вокала - описать игровые приёмы, используемые на уроках вокала в процессе распевания детей Задачи разработки: - настроить детей на рабочий лад, собрать их внимание - подготовить певческий и артикуляционный аппарат к пению - развить звуковысотный слух, расширить диапазон голоса
-
Собираем внимание Прежде чем начать работу над музыкальными произведениями, необходимо настроить учащихся на рабочий лад. Игра «Регулировщик» Концертмейстер (преподаватель) – регулировщик, который стоит на музыкальном перекрёстке Учащиеся – музыкальные машинки, готовые ехать по жесту регулировщика «Регулировщик» – поднимает руки, «машины» – готовы, регулировщик повёл руку вверх – машины набирают воздух (вдох), регулировщик повёл руку вниз – машины поехали (запели). Регулировщик показывает ниже – машины едут (поют) тихо, показывает выше – едут (поют) громко ,опускает руки – машины остановились (закончили петь). Задачи игры: - собираем внимание детей, - приучаем к жестам преподавателя.
-
Подготавливаем певческий и артикуляционный аппарат к пению. Дыхание вокалиста. Упражнение «Насос» Лягте на ровную поверхность. Положите игрушку на живот. Медленно вдыхаем – игрушка поднимается. Медленно выдыхаем – игрушка опускается.
-
Упражнение «Мяч» Представьте, что вы большой надувной мяч. После игры вас положили на травку и вытащили заглушку. Вы отдыхаете и медленно выпускаете воздух. Зачем спешить? Подумайте о приятном Улыбнитесь Тоненькой струйкой на звук «С» выдыхайте воздух
-
Развиваем артикуляционный аппарат.
Бык - тупогуб, тупогубенький бычок, У быка бела губа была тупа. На траве трава, на дворе трава, Не руби дрова, на дворе трава. От топота копыт пыль по полю летит.
-
Водовоз вез воду Из - под водопровода. Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила. Шла Саша по шоссе И сосала сушку.
-
Выбираем небольшой, наиболее сложный отрывок любой песни из данного репертуара и прорабатываем его различными способами (по фонопедическому методу В. В. Емельянова): 2. «Сидя на лошадке» «Процокать» мелодию, стараясь губами формировать слова песни. «Сидя в автомобиле» Пропеваем с вибрацией губ, соблюдая звуковысотность и характер исполнения.
-
3. «Насосик» «Выдуваем» мелодию в пении, выдувая при этом воздух. 4. «Сидя на слоне» Пропеваем мелодию с хорошо открытым ртом, но звук направлять не в рот, а в нос.
-
Развиваем звуковысотный слух, работаем над чистотой интонирования, расширяем диапазон голоса. Распевки. Распевки лучше петь со словами, так как на слоги скучно и неинтересно. При распевании можно использовать артикуляционные жесты Н.В.Рыбкиной, которые помогают сформировать правильные гласные, и вносят игровой момент. Жесты можно использовать как в речевых упражнениях, так и в попевках. Упражнение «Самолёт» «У» – ладони положить на щёки (пальцы к шее), рисовать руками раструб трубы.
-
Упражнение «Приди, солнышко» «О» – ладони на щеках (пальцы вверх), гладим по щекам сверху вниз. Упражнение «Гуси» «А» – руки на верхней губе, поднимаются вверх.
-
Упражнение «Летает птичка» «О» – ладони на щеках (пальцы вверх), гладим по щекам сверху вниз. Таким образом, решаются все поставленные задачи в процессе распевания, при этом распевание превращается в интересный и увлекательный процесс!
-
Развиваем сценическое мастерство
Повторяем скороговорку в различных образах и с эмоциями, присущими персонажу, изображенному на картинке веселый заяц грустный щенок довольный кот Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне кукушоночек смешон.
-
В помощь педагогу – вокалисту.Педагогические методы.
Метод развивающего обучения Индивидуальный подход Метод активного обучения Рассказ Объяснение Показ (демонстрация) Диалог Дискуссия Метод переосмысления Метод группового обучения Метод эвристики Эмпирический метод
-
Стих - наказ
Что такое звук “прикрыть”? Очень трудно объяснить. Чтоб прикрытие найти, нужно к “Е” прибавить “И”. “А” – где “О”, а “О” – где “У», но не в глотке, а во лбу, И со лба до живота –лишь провал и пустота. Пойте мягко, не кричите, молча партии учите; И любите лишьего - педагога своего!
-
Заключение
Концертмейстер - это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога. Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует не только огромного артистизма, разносторонних музыкально-исполнительских дарований, но и знаний исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать верный путь к исправлению недочётов.
-
Список литературы
Виноградов К.Л. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность: сборник статей. – М.: Музыка, 1988. Горошко Н.Н. Современная подготовка пианиста-концертмейстера: от узкой направленности к разностороннему воспитанию исполнительского мастерства // Музыкальное образование на пороге 21 века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства: Материалы Российской научно-практической конференции 17-18 декабря 1998 г. / Оренбург. гос. пед ун-т; Ред. колл.: М.С. Каргопольцев, Г.П. Коломиец и др. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998. Григорьев А.Ф. Формирование концертмейстерского мастерства учителя музыки в системе непрерывного педагогического образования. / Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Краснодар: Ставропольский государственный педагогический институт, 2004 Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. – М., 1966. Кудрявцева М.Г. Концертмейстерский класс. - М., 2009
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.