Содержание
-
Самооценка дошкольника
Рекомендации по формированию адекватной самооценки Подготовила: педагог-психолог МБДОУ д/с № 21 Каус Елена Николаевна
-
Неадекватность самооценки- один из самых неблагоприятных факторов психологического и нравственного развития личности.
-
От уровня самооценки зависит:
Активность Организованность Чувство собственного достоинства Требовательность к себе Стремление человека к развитию и самосовершенствованию
-
Дети с низкой самооценкой
Хуже учатся Плохо ладят со сверстниками, учителями Менее успешны во взрослой жизни (карьера, семейная жизнь)
-
Негативная самооценка может привести к:
Развитию нерешительности, застенчивости Эмоциональной неустойчивости (обидчивости) Страхам Тревожности. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми Конфликтности Агрессивности
-
САМООЦЕНКА РЕБЕНКА ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ Семья Детский сад
-
Проявления самооценки в поведении
Неадекватно завышенная самооценка: Не склонны анализировать результаты своей деятельности и поступков; не осознают своих неудач Не сдержанны, не доводят начатое дело до конца, быстро переключаются с одной деятельности на другую Склонны к демонстративности и доминированию; высокомерны Стремятся к лидерству, но в группе могут быть не приняты, т.к не склонны к сотрудничеству
-
Адекватная и высокая самооценка: Уверены в себе, активны, уравновешенны Настойчивы в достижении цели Стремятся сотрудничать, помогать другим Общительны, дружелюбны Стремятся к успеху, склонны анализировать результаты своей деятельности
-
Заниженная самооценка: Нерешительны, малообщительны, недоверчивы, скованны в движениях Очень чувствительны Тревожны, не уверены в себе Стремятся избегать неудач, малоинициативны Часто имеют низкий статус в группе
-
Причины индивидуальных особенностей самооценки
Неадекватно завышенная самооценка: Некритичное отношение со стороны взрослых Бедность опыта общения со сверстниками Недостаточно развитые способности осознания себя, результатов своей деятельности Чрезмерно завышенные требования взрослых (с/оценка – защита) Кризис 7 лет
-
Заниженная самооценка: Завышенные требования взрослых Использование отрицательных оценок Большой опыт неудач, неуспеха
-
Самооценка имеет 2 компонента
Интеллектуальный – это представление о себе, знания о себе, сравнения с другими и анализ. Эмоциональный – это отношение к себе, которое формируется из отношений взрослых к ребенку, удовлетворение его положением в семье и среди сверстников.
-
ВАЖНО ЗНАТЬ!!!
В дошкольном возрасте преобладает эмоциональный компонент самооценки
-
Усвоенные от взрослых оценки становятся собственными оценками ребенка
-
В дошкольном возрасте деятельность не различима с личностью для самого ребенка ( я плохо сделал что-либо я плохой) Если у ребенка не все получается, целесообразнее ему помочь справиться с трудностями, чем упрекать.
-
В дошкольном возрасте самооценка обычно слегка завышена - ребенок только учится оценивать себя Замечания должны быть корректными
-
Сверстники также оказывают влияние на формирование самооценки. Дети говорят то, что думают и чувствуют, и если им кто-то не нравится, то об этом будет сказано открыто. Такая детская непосредственность, может, конечно, занижать уже низкую самооценку, но и повысить ее
-
Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения. Первичное формирование самооценки у ребенка завершается к 7 годам.
-
Педагогическое взаимодействие имеет важное значение в развитии и воспитании ребенка, служит инструментом воздействия на личность ребенка.
-
-
Осторожно с отрицательной оценкой!
-
-
Для формирования адекватной самооценки
Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.
-
Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются с одной стороны, психотравмирующими, а с другой – формируют негативизм, эгоизм, зависть. Сравнение – только с самим собой!
-
Детям с заниженной самооценкой
Обращаться по имени Хвалить в присутствии других Отмечать малейшие достижения Создавать ситуации успеха на занятиях
-
Создание ситуаций успеха
ПРИЕМЫ: оказание скрытой помощи, когда педагог в контексте слов,обращённых к ребёнку, вплетает незаметные, но основополагающиеподсказки («мне бы хотелось, чтобы ты не забыл о...»)
-
ПРИЕМЫ: Авансированная оценка, провозглашение достоинств дотого, как ребёнок приступил к исполнению какой-либодеятельности ( «У тебя это непременно получится, потому что ….)
-
ПРИЕМЫ: «Эмоциональное поглаживание» Похвала педагога: «Молодец.Умница. Ты очень способный, сообразительный» сопровождаетсялёгким поглаживанием, ласковым прикосновением.
-
Детям с заниженной самооценкой
Очень эффективно, когда такой ребенок добьется какого-либо успеха, привлекать к положительной оценке других детей: - Посмотрите, как далеко прыгнул Ваня! Правда, молодец? - Дети, вам нравится этот рисунок? Красивый, видно, что тот, кто рисовал очень старался. А выполнил этот рисунок Ваня.
-
Полезно вести «дневники достижений»
-
Для повышения статусного положения: постоянно включать ребенка в игровую деятельность почаще давать ему поручения давать роли в спектаклях, сценках
-
Детям с завышенной самооценкой
Использовать детские игры с карточками-фиксаторами ( звездочки, флажки) Использовать прием «самокритичный взрослый», когда взрослый на своем примере демонстрирует ребенку правильное отношение к неудачам и успеху, учит ребенка не бояться признать свое поражение и показывает взаимосвязь между стараниями и результатом.
-
Схема позитивного оценивания ( Ш. Амонашвили)
Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения Указания на ошибки при выполнении задания или нарушения норм поведения Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых форм поведения Выражение уверенности в том, что у него все получится
-
Низкую самооценку, сформировавшуюся в дошкольном возрасте сложно поднять
Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, отношение к его успехам и неудачам- оказывает влияние на отношение ребенка к себе
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.