Содержание
-
Сборник артикуляционных упражнений.
-
Введение
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!
-
Упражнения для речевого дыхания
Техника выполнения упражнений: воздух набирать через нос плечи не поднимать выдох должен быть длительным и плавным необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
-
футболСкатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота. ветряная мельницаРебенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора. снегопадСделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони. листопадВырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали. бабочкаВырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох). корабликДуть плавно и длительно на бумажный кораблик. одуванчикПредложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха). шторм в стаканеПредложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
-
«Весёлое лесное путешествие»
Упражнения для верхних дыхательных путей
-
Паровоз привез нас в лес. Чух-чух-чух! Чух-чух-чух! Там полным-полно чудес. Чух-чух-чух! Чух-чух-чух! (ходьба с согнутыми в локтях руками удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)
-
Вот идет задорный еж: П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р! (низко наклониться, обхватив руками грудь –свернувшийся в клубок ежик)
-
Вот веселая пчела детям меда принесла.З-з-з! З-з-з! Села нам на локоток,З-з-з! З-з-з! Полетела на носок.З-з-з! З-з-з! (звук и взгляд направлять по тексту)
-
Пчёлку ослик испугал:Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! На весь лес он закричал:Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! (укрепление связок гортани, профилактика храпа)
-
Гуси по небу летят, Гуси ослику гудят:Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Устали? Нужно отдыхать, Сесть и сладко позевать. (медленная ходьба, руки-крыльяподнимать на вдохе, опускать со звуком, Садятся на ковер и несколько раз зевают,стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарати деятельность головного мозга)
-
Упражнения для языка
-
улыбнуться приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу «Блинчик»
-
«Чашечка»
улыбнуться широко открыть рот высунуть широкий язык ипридать ему форму "чашечки" (приподнятькончик языка)
-
«Грибочек»
улыбнуться присосать широкий язык кнёбу
-
«Киска»
губы в улыбке, рот открыт кончик языка упирается внижние зубы выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
-
«Маляр»
губы в улыбке приоткрыть рот кончиком языка погладить («покрасить») нёбо
-
«Качели»
улыбнуться открыть рот кончик языка за верхние зубы кончик языка за нижние зубы
-
«Лошадка»
вытянуть губы приоткрыть рот поцокать «узким» языком(как цокают копытами лошадки)
-
«Чистим зубки»
улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы
-
Упражнения для губ
-
«Заборчик»
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
-
«Поймаем мышку»
губы в улыбке приоткрыть рот произнести "а-а" и прикуситьширокий кончик языка(поймали мышку за хвостик)
-
«Окошко»
широко открыть рот – «жарко» закрыть рот — «холодно»
-
«Дудочка»
с напряжением вытянутьвперед губы зубы сомкнуты
-
Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков ш, ж, ч, щ.
-
«Вкусное варенье»
улыбнуться открыть рот широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу
-
«Гармошка»
улыбнуться сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу, не отрывая языка, открыватьи закрывать рот (зубы не смыкать)
-
«Месим тесто»
улыбнуться пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя... » покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
-
«Часики»
улыбнуться, открыть рот кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.