Содержание
-
Сенсорные игры как результат взаимодействия с аутичным ребенком
-
Цель проведения сенсорных игр с аутичным ребенком: создание эмоционально-положительного настроя и коммуникативного взаимодействия. Задачи: Переживание приятных эмоций. Возникновение эмоционального контакта со взрослым. Получение ребенком новой сенсорной информации. Внесение в игру новых социальных смыслов
-
Сенсорными условно называются игры, цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными: — зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание): — слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
-
— тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы — большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком); — двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, танцы);
-
— обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира — от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины); — вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).
-
Виды сенсорных игр
• Игры с красками • Игры с водой • Игры с крупами и сыпучими веществами • Игры с пластичными материалами • Игры со звуками • Игры с ритмами • Игры с движениями и тактильными ощущениями.
-
Игры с красками
ЦВЕТНАЯ ВОДА Цель: закрепление эталонов цвета. Для игры потребуется: гуашь , кисточка, прозрачные пластиковые стаканы (количество стаканов может быть любым). Наполните стаканы водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов — красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) — и разведите в одном из стаканов. Эмоционально комментируйте свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства». Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде.
-
Игры с водой
Поймай рыбку Цель: Формирование понятий о величине. • Для игры потребуется : тазик с водой, магнитная удочка, большие и маленькие рыбки (с металлической вставкой). Взрослый привлекает ребенка к игре, предлагая поймать рыбок. Действия ребенка, взрослый сопровождает эмоциональной речью. После освоения процесса игры, задание усложняется. Взрослый предлагает ловить больших и маленьких рыбок. Если рыбки разных основных цветов, то можно ловить рыбку по цвету.
-
Игры с сыпучими материалами Игрыспеском Цель:Развитиетактильныхощущений,мелкоймоторики.Дляигрыпотребуется:плотнаякоробка50*40см, кварцевыйпесок,различныеформочки,лопатки,грабельки,пластмассовые геометрические фигуры,мелкиеигрушкиидр. Ребенку предлагается разровнять песок грабельками, выложитьдомик из геометрических фигур, нарисовать пальчиком на пескесолнышко,тучки,дождик,травкуит.д.Можноспрятатьигрушкувпескеипопроситьеёнайти. Игрыскрупами,косточкамииракушками Цель:Развитиетактильныхощущений,мелкоймоторики,скоординированностидвиженийрук. Для игры потребуется : плотная коробка, контейнеры различнойвеличины,крупы(греча,горох,фасоль,пшено),косточки(сливовые, абрикосовые,персиковые),ракушки. Ребенку можно предложить спрятать ручки в крупу, разложитьилиразделитькрупы,косточкипочашечкам.Можноперекладыватькрупныекосточкипинцетом,болеемелкиефракцииложкойи другимипредметами. Данные игрымногофункциональныиих целизависятоттворческогоподходапедагога.
-
Игры с пластичными материалами
Игрыскинетическимпеском Цель:Развитиетактильныхощущений,активизациядвиженийкистей рук. Дляигрыпотребуется:плотнаякоробка50*40см, Кинетический песок (пластичный песок), различныеформочки,мелкиеигрушки,штампикии др. Ребенкупредлагаетсяпотрогать,помятьпесок,заполнитьформочки,«испечькуличики»,ставитьштампики,скататьшарики,колбаски,спрятатьигрушкуидр. Игрыспластилином,соленым тестом Цель:Развитиетонкоймоторикирук. Дляигрыпотребуется:пластилинилисоленое тесто(исходяизпредпочтенийребенка). Ребенкупредлагаетсямятьиотщипывать,надавливатьиразмазывать, скатывать шарики,раскатыватьколбаски.
-
игры с мыльными пузырями
ПЕННЫЙ ЗАМОК В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку - это "принц, который живет в пенном замке.
-
игры со свечами
ПОДУЕМ НА ОГОНЕК Установите длинную свечу устойчиво и зажгите: "Смотри, свечка горит - как красиво!" Помните, что ребенок может испугаться - тогда отложите игру. Если реакция положительная, предложите подуть на пламя: "А теперь подуем… Сильнее, вот так - ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок". Скорее всего, ребенок попросит зажечь свечу снова. Кроме получения удовольствия задувание огонька свечи полезно для развития дыхания.
-
игры со светом и тенями
ТЕНИ НА СТЕНЕ Когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки. Ребенок может испугаться, так что пробуйте осторожно и в первый раз проводите такую игру не в детской комнате. В случае испуга страх ребенка окажется прочно связан в его сознании с местом, где ребенок его испытал, с конкретной настольной лампой. Попробуйте для начала в коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря.
-
игры со льдом
РАЗНОЦВЕТНЫЙ ЛЕД Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать краской на большом куске льда.
-
игры со звуками
ПОСТУЧИМ, ПОГРЕМИМ! Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.
-
игры с ритмами
Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность. В играх с ритмами используют следующие приёмы: хлопки в ладоши топанье ножками прыжки в определенном ритме танцы проговаривание текстов стихотворений пение детских песенок Использование стихотворений, потешек, песенок предполагает: сопровождение текста движениями; воспроизведение сюжета с помощью игрушек; показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание ребенком песенки).
-
Игра с мячиками
Мячики формируют ощущения и восприятия, так как имеют различную текстуру, размер и цвет. Играть с ними на занятии- для детей одно удовольствие! Активно применяем при отстукивании ритма стихов и потешек. Развивается тактильная чувствительность, зрительное и слуховое восприятие, мелкая моторика.
-
Игры с движениями и тактильными ощущениями
Поскольку прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка неприятными, поначалу старайтесь не дотрагиваться до него. Будьте терпеливы и тактичны; дождитесь момента, когда ребенок первый проявит инициативу. Тормошение, возня Обычно происходит на полу или диване, и ребенок является инициатором этой игры. Во время подобных игр можно валяться, обниматься, толкаться, щекотаться и т.д. Догоню-догоню, поймаю-поймаю Делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, а он убегает. Предложите ему вариант игры наоборот- пускай он попробует догнать вас. Змейка Возьмите ленточку, (скакалку, веревку) и , делая колебательные движения рукой, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой. Самолётик Покружите ребёнка в воздухе- «Полетели, полетели». Затем опустите на диван или на пол- «Приземлились»
-
Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр.
Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на действия взрослого, либо выражает протест, не настаивайте. Надо не останавливаться, если видно, что ребенку игра понравилась, но он остается в пассиве, надо комментировать свои действия, так, словно игра с ребенком продолжается. Надо предлагать новое постепенно и маленькими порциями. Еслиигра понравилась ребенку и он требует её повторения не стоит противиться его просьбам. Если во время игры ребенок заговорил штамповыми фразами, стоит повторить её за ним. Это вызовет больше доверия к вам. Если ребенок стал неадекватно вести себя во время игры, необходимо переключить его на стереотипную игру.
-
Спасибо за внимание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.