Презентация на тему "Школа и педагогика в России 19 в"

Презентация: Школа и педагогика в России 19 в
Включить эффекты
1 из 105
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Школа и педагогика в России 19 в" по педагогике. Состоит из 105 слайдов. Размер файла 9.36 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Школа и педагогика в России 19 в
    Слайд 1

    Школа и педагогика В России 19 в.

  • Слайд 2

    Школа и педагогика России первой половины XIX в.

  • Слайд 3

    Развитие школьного дела в первой четверти XIX в.

  • Слайд 4

    В годы царствования Александра I (1801-1825) школьная политика прошла два различных этапа. На первом этапе (до 1815 г.) правительство намеревалось провести реформы в духе Просвещения. Эти планы в известной степени были следствием либерализма молодого царя, в числе воспитателей которого был выходец из Швейцарии Ф.Ц. Лагарп - убежденный сторонник идей французских просветителей.

  • Слайд 5

    В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения. Первым его министром стал Петр Васильевич Завадовский (1739-1812), возглавлявший при Екатерине II Комиссию по учреждению школ. На протяжении 1802-1804 гг. произошла реформа народного образования.

  • Слайд 6

    Реорганизация национальной системы образования началась с принятия: Устава учебных заведений, подведомых университетам Предварительных правил народного просвещения 1803 1804

  • Слайд 7

    Новая система предусматривала 4 ступени образования: высшая низшая промежуточная средняя университеты гимназии уездные училища приходские школы Создавались 6 округов, в каждом из которых должен был быть университет и примыкавшие к нему средние учебные заведения.

  • Слайд 8

    Обучение было рассчитано: в уездных училищах - на 2 года. в приходских училищах - на 1 год В программу последних вошли 15 учебных дисциплин: грамматика русского языка история арифметика естествознание геометрия физика начала технологии география

  • Слайд 9

    географию курс гимназического образования составлял 4 года Программа включала: латынь и живые западные языки статистику логику поэзию русскую словесность математику и естественно-исторические дисциплины история

  • Слайд 10

    Первым объектом реформ оказалась высшая школа: К уже существовавшим университетам в: Москве Вильно Дерпте прибавились новые Петербургский Казанский Харьковский

  • Слайд 11

    Преобразование прежних гимназий, главных народных училищ в гимназии нового типа, а малых народных училищ - в уездные растянулось почти на два десятилетия. Менее всего удалась реформа приходских школ. Их число росло медленно, прежде всего из-за нехватки средств.

  • Слайд 12

    В подготовке "Предварительных правил..." 1803 г. и Устава 1804 г. участвовали известные ученые и педагоги:

  • Слайд 13

    Степа́н Я́ковлевич Румо́вский (1734 – 1812)

  • Слайд 14

    Никола́й Я́ковлевич Озерецко́вский (1750 – 1827)

  • Слайд 15

    Янкович-де-Мириево (Федор Иванович) (1741-1814)

  • Слайд 16

    От школьного ведомства руководство осуществлял заместитель министра, бывший воспитатель царя Михаил Никитич Муравьев.

  • Слайд 17

    Документами подтверждались передовое направление светского образования, преемственность в системе обучения, гуманистические задачи воспитания (о "приучении учащихся к трудолюбию, возбуждения у них охоты к учению, о воспитании честности и благонравия, исправлении дурных наклонностей" и пр.). Отнюдь не все эти идеи получили воплощение на практике. Так, уже в 1808 г. в гимназиях был введен в качестве обязательного предмета закон божий, хотя изначально он в учебном плане отсутствовал.

  • Слайд 18

    Все более заметную роль в школьном деле приобретала частная инициатива. Возникли частные учебные заведения, которые успешно конкурировали с государственными: Ришельевский лицей в Одессе Ярославский лицей школа А.А. Ширинского-Шихматова для крестьянских детей в селе Архангельском Смоленской губернии Лазаревский Институт восточных языков в Москве подмосковный пансион В.В. Измайлова

  • Слайд 19

    Заметную роль в становлении частных начальных учебных заведений сыграли декабристы, объединившиеся в Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения (разработаннного английскими педагогами А. Беллом (1753-1832) и Дж. Ланкастером (1778-1838). На протяжении четырех лет (1818-1822) в Петербурге были открыты 4 таких училища. Тогда же в квартировавших в северной столице полках были учреждены солдатские школы обучения грамоте. Подобные школы создавали ссыльные участники декабрьского восстания 1825 г.

  • Слайд 20

    Фёдор Никола́евич Гли́нка (1786 – 1880)

  • Слайд 21

    Фёдор Петрович Толстой (1783 – 1873)

  • Слайд 22

    Серге́й Петро́вич Трубецко́й (1790 – 1860)

  • Слайд 23

    Многие дворяне предпочитали обучать своих детей в частных пансионах. Обычно пансионное воспитание осуществляли иностранцы. Во многих пансионах обучение было поставлено крайне неудовлетворительно. Роль частного пансионного воспитания была несколько ослаблена благодаря учреждению лицеев - государственных закрытых учебных заведений для дворянства

  • Слайд 24

    Особую роль в их создании, в частности, в организации Царскосельского лицея, сыграл блестящий администратор Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).

  • Слайд 25

    Лицеисты получали образование, приравненное к университетскому. Первым директором Царскосельского лицея был назначен известный просветитель Василий Федорович Малиновский (1765-1814).

  • Слайд 26

    Из стен Царскосельского лицея вышли:

  • Слайд 27

    великий поэт Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

  • Слайд 28

    крупный дипломат Aлександр MихайловичГорчаков (1798 – 1883)

  • Слайд 29

    Ива́н Ива́нович Пу́щин (1798 - 1859) Декабристы: Вильге́льм Ка́рлович Кюхельбе́кер (1797 – 1846)

  • Слайд 30

    В дворянской среде по-прежнему было популярным домашнее воспитание. Гувернерами нанимали по большей части французов-эмигрантов. Результаты такого воспитания становились все более неприемлемыми.

  • Слайд 31

    Как замечал А.С. Пушкин, "в России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное: ребенок окружен одними холопами, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем".

  • Слайд 32

    В последнее десятилетие царствования Александра I в общественной жизни усиливаются реакционные тенденции. Значительным влиянием при определении школьной политики в этот период пользовался князь Александр Николаевич Голицын (1773-1844). В декабре 1812 г. он сделался первым главой Русского Библейского общества, которое основало несколько начальных школ для бедняков по образцу школ Дж. Ланкастера (Англия).

  • Слайд 33

    В 1816 г. А.Н. Голицын возглавил министерство образования. При нем усилилась клерикализация школьного дела. В поддержку такой линии император издал манифест о создании Министерства народного просвещения и духовных дел, что по сути означало удар по светскому образованию. Университеты получили предписание готовить для средних школ преподавателей богословия.

  • Слайд 34

    Сподвижник министра М.Л. Магницкий (1778-1855) подготовил инструкции для университетов, где доказывалось, что истины, основанные на одном разуме, "суть лишь эгоизм и скрытая гордыня". Магницкий учинил ревизию Казанского университета и предпринял ряд мер, направленных на то, чтобы насадить в нем дух обскурантизма. Например, профессору Солнцеву было запрещено преподавать в любых учебных заведениях России на том основании, что тот утверждал в лекциях, что законы природы могут быть выведены из разумных принципов. Подобный же разгром светского образования предпринял в Петербургском университете Д.П. Рунич.

  • Слайд 35

    При министре просвещения А.С. Шишкове (с 1824 по 1828) в школьной политике от теософических пристрастий Голицына возвратились к национальному православию. Соответственно обскурантизм приобрел иные формы. Шишков преследовал цель ограничить научное образование. Он заявлял: "...Науки полезны только тогда, когда, как соль, употребляются и преподаются в меру".

  • Слайд 36

    Развитие школьного дела во второй четверти XIX в.

  • Слайд 37

    В годы царствования Николая I (1825-1855) система образования и школьная политика претерпели важные изменения. Новый царь вознамерился выработать "единообразную" школьную политику, которая была бы направлена на укрепление общественной стабильности, и искал министра, который бы предложил и осуществил такой курс.

  • Слайд 38

    В 1828 г. министром просвещения был назначен граф Ливен, при котором был принят новый Устав о начальных и средних школах (1828). В Уставе подтверждалась существовавшая четырехуровневая система образования и провозглашался принцип - "каждому сословию свой уровень образования".

  • Слайд 39

    Соответственно этому принципу предназначались: уездные училища приходские училища гимназии для низших сословий для детей дворян и чиновничества для детей купцов, ремесленников и прочих "городских обывателей"

  • Слайд 40

    Принятию устава предшествовала дискуссия. В итоге было принято компромиссное решение, исходившее из императорского рескрипта 1827 г.. В нем провозглашалось, что тип образования должен соответствовать социальному положению и будущему учеников. Вместе с тем не рекомендовалось препятствовать тем, кто стремился повысить свой общественный статус. Компромисс коснулся и университетов. В них позволялось учиться детям всех свободных сословий, включая получивших вольную крестьян; дети крепостных и дворовых людей в университеты не допускались: они могли обучаться в приходских и уездных училищах, а также в различных технических и промышленных школах.

  • Слайд 41

    Школьная жизнь проходила под строгим надзором начальства и полиции. За проступки полагались всяческие меры взыскания, в том числе розга, ссылка в солдаты, исключение из школы, а для преподавателей - увольнение со службы, арест. Ливен, будучи человеком честным, благородным, усердным по службе, не сумел выполнить стратегические задачи охранительной школьной политики. В 1833 г. его заменил С.С. Уваров (1786-1855), пробывший на посту министра просвещения до 1849 г. Это был один из самых просвещенных людей тогдашней России. С 1818 г. и до конца жизни Уваров возглавлял Академию наук.

  • Слайд 42

    Формула Уварова носила консервативный, охранительный характер: Принцип православия Принцип самодержавия 1. 2. соответствовали идее государственности российской политики 3. Принцип народности по существу, был западноевропейской идеей о национальном возрождении, перекроенной под национализм русского самодержавного государства "...Россия еще юна... Надобно продлить ее юность и тем временем воспитать ее".

  • Слайд 43

    Столь же реакционной была инструкция Уварова, направленная на то, чтобы посредством увеличения платы за обучение затруднить малоимущим разночинцам поступление в университет. Большинство руководителей округов нашли совет министра вполне приемлемым. Лишь попечитель Казанского университета князь М.Н. Мусин-Пушкин и попечитель Московского Университета граф С.Г. Строганов сочли рекомендацию неприемлемой.

  • Слайд 44

    Консерватизм министерства Уварова не означал однако остановки в развитии школьного дела. В сфере образования были достигнуты определенные положительные результаты: Заметно выросла система образования! !

  • Слайд 45

    2100 3500 На протяжении 1832-1842 гг. число студентов в университетах (без учета Польши и Финляндии) выросло с 2,1 тыс. до 3,5 тыс.

  • Слайд 46

    количество учащихся различных учебных заведений - с 69,3 тыс. до 99,8 тыс. (не считая учеников церковных школ, военных училищ, а также женских школ, основанных императрицей Марией Федоровной).

  • Слайд 47

    Тогда же количество гимназий увеличилось с 64 до 76

  • Слайд 48

    уездных училищ - с 393 до 445

  • Слайд 49

    приходских училищ - с 555 до 1067

  • Слайд 50

    частных школ (включая пансионы) с 358 до 531

  • Слайд 51

    преподавателей и чиновников в системе образования - с 4, 8 тыс. до 6,8 тыс.

  • Слайд 52

    В 1849-1852 гг. была проведена реорганизация, в результате которой были созданы 3 типа гимназий: с двумя древними языками с обучением естествознанию и законоведению с обучением законоведению

  • Слайд 53

    Педагогическая мысль в первой половине XIX в.

  • Слайд 54

    М.Н. Муравьев полагал, что "воспитание приготовляет души будущих граждан к исполнению законов".

  • Слайд 55

    Похоже думал видный законотворец М.М. Сперанский. Убежденный сторонник повсеместного образования, он исходил из того, что правление на правовой основе возможно лишь в просвещенной стране.

  • Слайд 56

    Директор департамента Министерства просвещения И.И. Мартынов в журналах "Северный вестник" и "Лицей" публиковал материалы, направленные против мракобесия, и новейшие сведения о науке и просвещении.

  • Слайд 57

    В официальных кругах (их особенно заметно представлял С.С. Уваров) в 1830-1840-х гг. школьная политика разрабатывалась на основе идеи народности, под которой понимались изначальная непогрешимость русского народа, праведность его веры в божественную власть и его внутренняя сила, которая проявляется в защите государя и отечества в трудные времена. Теорию "официальной народности" поддерживали многие педагоги.

  • Слайд 58

    В середине 1800-х гг. в просвещенном русском обществе развернулась острая полемика, которая коснулась образования и воспитания между так называемыми: западниками славянофилами

  • Слайд 59

    Представляли разнородное общественное явление, но их и многое объединяло: горячо приветствовали западноевропейскую образованность, возмущались сословно-крепостническими традициями воспитания и обучения, защищали права личности на самореализацию. Они рассматривали решение вопросов воспитания как неотложную необходимость. Западники

  • Слайд 60

    Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский

  • Слайд 61

    Алекса́ндр Ива́нович Ге́рцен

  • Слайд 62

    Тимофе́й Никола́евич Грано́вский

  • Слайд 63

    Константи́н Дми́триевич Каве́лин

  • Слайд 64

    Влади́мир Фёдорович Одоевский

  • Слайд 65

    Никола́й Влади́мирович Станке́вич

  • Слайд 66

    Также не были едиными в своих взглядах. Вместе с тем их объединяли серьезные мировоззренческие и педагогические подходы. Они исходили из убеждения о самобытности исторического пути русского народа. Основой народного, национального воспитания славянофилы считали религиозность, нравственность и любовь к ближнему. Славянофилы

  • Слайд 67

    Ива́н Васи́льевич Кире́евский

  • Слайд 68

    Алексе́й Степа́нович Хомяко́в

  • Слайд 69

    Степа́н Петро́вич Шевырёв

  • Слайд 70

    Школа и педагогика России второй половины XIX в.

  • Слайд 71

    Школьные реформы 1860-х гг.

  • Слайд 72

    Школьные реформы 1860-х гг. были осуществлены в ряду социальных преобразований, важнейшим среди которых было освобождение крестьян от крепостной зависимости (1861). Признаки либерализации школьной политики 1850-х гг. усилились в начале царствования Александра II (1855-1888).

  • Слайд 73

    Ноябрь 1855 1856 Июнь 1863 были приняты новые правила поступления и обучения в университетах. Правилами отменялись ограничения числа поступающих в университеты. Они однако не устроили студентов и профессоров. был восстановлен Ученый комитет, который занялся подготовкой проектов новых школьных уставов. был утвержден новый университетский устав. Университеты получили более значительные права на автономию. Управление университетов передавалось советам профессоров. Советы, в свою очередь, должны были выбирать ректоров и новых преподавателей.

  • Слайд 74

    1864 Устав объявлял о создании гимназий классического и современного образования с 7-летним курсом обучения. Были узаконены 3 типа средней школы: классическая гимназия с двумя древними языками классическая гимназия с латинским языком реальная гимназия без древних языков

  • Слайд 75

    Учреждался новый тип неполного среднего образования -прогимназия с 4-летним курсом обучения по программам классического или современного образования. Устав 1864 г. вносил изменения, касавшиеся статуса уездных училищ: Предусматривалось преобразовать одну часть уездных училищ в прогимназии, а другую - в 2-летние приходские начальные школы.

  • Слайд 76

    Июнь 1864 Был принят устав по начальному образованию. Он имел в виду сосуществование министерских, земских и частных начальных школ. В этих школах предусматривалось "укрепить религиозные и нравственные понятия и дать основу полезного знания". Закон Божий должен был преподавать местный священник или по разрешению церкви специальный учитель. Остальные предметы мог вести священник или светский учитель, утвержденный уездным школьным советом.

  • Слайд 77

    К важным школьным реформам 1860-х гг. следует также отнести разрешение открывать новые частные учебные заведения, учреждение женских гимназий, отмену телесных наказаний в школе. По всей России с конца 1850-х годов возникают воскресные школы. Делаются первые попытки создания для детей из народа школ на новых педагогических идеях и принципах.

  • Слайд 78

    Период реакции в школьной политике

  • Слайд 79

    Эпоха значительных школьных и других социальных реформ оборвалась в 1866 г. после неудачного покушения на Александра II. Вскоре после покушения новым министром был назначен Д. А. Толстой, который пробыл в этом качестве с 1866 по 1880 гг. Министр одновременно являлся главой священного синода.

  • Слайд 80

    Противясь академическим свободам, Толстой: урезал автономию университетов стремился установить жесткий правительственный контроль над университетами и другими учебными заведениями препятствовал эмансипации крестьян в сфере образования

  • Слайд 81

    1871-1872 гг. вышли два новых закона относительно средних учебных заведений. 1. 2. в программу всех гимназий включались древние языки. Создавался новый тип неоклассической (реальной) гимназии. В этом учебном заведении получали техническое образование юноши из средних социальных слоев. Они могли далее обучаться в высших технических школах (доступ в университеты для них был закрыт).

  • Слайд 82

    Консервативная школьная политика на короткое время была прервана в 1880-1881 гг. либеральным курсом в духе реформ 1860-х гг. министра просвещения А. Сабурова.

  • Слайд 83

    Но уже в 1881 г., после убийства Александра II, школа вошла в затяжную полосу реакции. Новый министр просвещения, единомышленник Д. Толстого, И.Д. Делянов, руководивший школьным ведомством в течение 1882-1898 гг., начал свою деятельность с репрессий против студенчества.

  • Слайд 84

    Был принят новый университетский устав, который положил конец автономии университетов, студенческим свободам. Управление университетами было сосредоточено в Министерстве просвещения. 1882

  • Слайд 85

    Среди тех, кто вдохновлял консервативную школьную политику, заметное место занимал наставник Николая II и Александра III, глава священного синода К.П. Победоносцев. Он был идеологом дискриминации национальных меньшинств в сфере культуры и образования (по его предложению, например, были приняты правила, препятствовавшие обучению евреев в университете, меры против мусульманских школ).

  • Слайд 86

    1887 По настоянию Победоносцева было ограничено обучение в классической гимназии детей из малоимущих слоев. Так, согласно циркуляру, существенно возросла плата за обучение в гимназиях и прогимназиях. Оговаривалось, что следует препятствовать обучению в гимназии представителям низов (детям кухарок, крестьян, прачек и пр.)

  • Слайд 87

    В результате в течение 1882–1895 гг. число учащихся классических гимназий сократилось с 65,7 тыс. до 63,9 тыс.

  • Слайд 88

    А доля учащихся из дворянских и чиновничьих сословий увеличилась с 47 % до 56 %.

  • Слайд 89

    Число учеников реальных гимназий выросло с 17,5 тыс. до 26 тыс.

  • Слайд 90

    Политика в отношении начальных школ основывалась на идее приоритета священного синода в системе элементарного образования и контроля с его стороны за учебными заведениями. В течение 1881-1894 гг. количество церковно-приходских школ увеличилось с 4 тыс. до 31,9 тыс.

  • Слайд 91

    Число девочек в этих школах увеличилось за это время с 13,1 тыс. до 173 тыс.

  • Слайд 92

    Программы школ были весьма урезанными: чтение религиозных текстов церковное пение письменный и устный русский язык арифметика

  • Слайд 93

    Видным идеологом и энтузиастом создания церковно-приходских школ являлся С.А. Рачинский (1833-1902). Будучи подвижником просвещения, Рачинский искренне и глубоко отдавался делу организации начальных школ для крестьян.

  • Слайд 94

    Педагогическая мысль во второй половине XIX в.

  • Слайд 95

    Во второй половине 1800-х гг. в педагогической мысли России с небывалой силой проявились стремления общества к обновлению и реформам. Сторонники реформ воспитания и образования не были едины в своих взглядах. Радикально настроенные разночинцы превращали дискуссию о судьбах школы и воспитания в политическую полемику. К ним прежде всего относились Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.

  • Слайд 96

    Дми́трий Ива́нович Пи́сарев

  • Слайд 97

    Настаивал на изучении ребенка и защите его прав: "Чтобы быть хорошим воспитателем и наставником, нужно любить ребенка и уметь уважать в нем его человеческую личность, его формирующийся характер, его стремление к самостоятельности и к деятельной мысли". Писарев склонялся к идеям "свободного воспитания", считая, что традиционная педагогика и школа поощряют насилие над личностью ребенка. Писарев отвергал профессионализацию, утилитаризм общеобразовательной школы. Писарев полагал, что женщине должны быть открыты дороги к образованию наравне с мужчиной.

  • Слайд 98

    Никола́й Гаври́лович Черныше́вский

  • Слайд 99

    "Кто находится в нищете, тот не может развить своих умственных сил;... кто не пользуется политической властью, тот не может спастись... и от невежества". Недостатки школы Чернышевский видел в низком научном уровне обучения, схоластических методах преподавания, перенасыщенности учебников деталями и подробностями, а также в неравенстве женского образования по сравнению с мужским и в казарменном духе воспитания. "Принципом философского воззрения на человеческую жизнь со всеми ее феноменами служит выработанная естественными науками идея о единстве человеческого организма", - писал он.

  • Слайд 100

    Никола́й Алекса́ндрович Добролю́бов

  • Слайд 101

    во взглядах на воспитание и образование сходился со своим единомышленником - Н.Г. Чернышевским Добролюбов критиковал ущемление права на образование в тогдашней России из-за сословных, религиозных, национальных ограничений. Полноценное образование, замечал он, остается в русском обществе "монополией" богатых. Добролюбов указывал на необходимость воспитания активного общественного человека, который осознает собственные разнообразные потребности в деятельности. заявлял, что современная система воспитания и обучения убивает в детях и подростках "внутреннего человека", лишает их сил и не готовит к жизни. Эта система подавляет личность, игнорирует возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

  • Слайд 102

    Среди первых, кто взбудоражил педагогическую общественность 1860-х гг., возвестив об актуальности реформ воспитания и обучения, был Николай Иванович Пирогов (1810-1881).

  • Слайд 103

    Пирогов проявил себя сторонником и участником прогрессивных преобразований в системе просвещения. Он настаивал на либеральных, коллегиальных началах управления учебными заведениями, выступал против регламентации сверху программ обучения и за предоставление педагогическим советам гимназий значительных прав в отношении корректировки программ. Идеал нравственного воспитания Пирогов видел в христианской религии.

  • Слайд 104

    Пирогов выделял два рода воспитания: общечеловеческое специальное До определенного жизненного рубежа, когда в каждом обнаруживаются склонности и призвание, все люди должны пользоваться плодами одного и того же общечеловеческого воспитания. Специальное воспитание, следовательно, наступает после общечеловеческого.

  • Слайд 105

    Первостепенная цель воспитания: научить "быть человеком". "Быть человеком - это значит научиться с ранних лет подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной". Вслед за многими мыслителями Пирогов считал двойственность человека следствием его биологической и общественной природы. Он утверждал, что каждой личности свойственна постоянная борьба "внутренней и внешней природы". Воспитание оказывается единственно приемлемым способом привести в гармонию природное и общественное в человеке

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке