Содержание
-
Школа и педагогика В России 19 в.
-
Школа и педагогика России первой половины XIX в.
-
Развитие школьного дела в первой четверти XIX в.
-
В годы царствования Александра I (1801-1825) школьная политика прошла два различных этапа. На первом этапе (до 1815 г.) правительство намеревалось провести реформы в духе Просвещения. Эти планы в известной степени были следствием либерализма молодого царя, в числе воспитателей которого был выходец из Швейцарии Ф.Ц. Лагарп - убежденный сторонник идей французских просветителей.
-
В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения. Первым его министром стал Петр Васильевич Завадовский (1739-1812), возглавлявший при Екатерине II Комиссию по учреждению школ. На протяжении 1802-1804 гг. произошла реформа народного образования.
-
Реорганизация национальной системы образования началась с принятия: Устава учебных заведений, подведомых университетам Предварительных правил народного просвещения 1803 1804
-
Новая система предусматривала 4 ступени образования: высшая низшая промежуточная средняя университеты гимназии уездные училища приходские школы Создавались 6 округов, в каждом из которых должен был быть университет и примыкавшие к нему средние учебные заведения.
-
Обучение было рассчитано: в уездных училищах - на 2 года. в приходских училищах - на 1 год В программу последних вошли 15 учебных дисциплин: грамматика русского языка история арифметика естествознание геометрия физика начала технологии география
-
географию курс гимназического образования составлял 4 года Программа включала: латынь и живые западные языки статистику логику поэзию русскую словесность математику и естественно-исторические дисциплины история
-
Первым объектом реформ оказалась высшая школа: К уже существовавшим университетам в: Москве Вильно Дерпте прибавились новые Петербургский Казанский Харьковский
-
Преобразование прежних гимназий, главных народных училищ в гимназии нового типа, а малых народных училищ - в уездные растянулось почти на два десятилетия. Менее всего удалась реформа приходских школ. Их число росло медленно, прежде всего из-за нехватки средств.
-
В подготовке "Предварительных правил..." 1803 г. и Устава 1804 г. участвовали известные ученые и педагоги:
-
Степа́н Я́ковлевич Румо́вский (1734 – 1812)
-
Никола́й Я́ковлевич Озерецко́вский (1750 – 1827)
-
Янкович-де-Мириево (Федор Иванович) (1741-1814)
-
От школьного ведомства руководство осуществлял заместитель министра, бывший воспитатель царя Михаил Никитич Муравьев.
-
Документами подтверждались передовое направление светского образования, преемственность в системе обучения, гуманистические задачи воспитания (о "приучении учащихся к трудолюбию, возбуждения у них охоты к учению, о воспитании честности и благонравия, исправлении дурных наклонностей" и пр.). Отнюдь не все эти идеи получили воплощение на практике. Так, уже в 1808 г. в гимназиях был введен в качестве обязательного предмета закон божий, хотя изначально он в учебном плане отсутствовал.
-
Все более заметную роль в школьном деле приобретала частная инициатива. Возникли частные учебные заведения, которые успешно конкурировали с государственными: Ришельевский лицей в Одессе Ярославский лицей школа А.А. Ширинского-Шихматова для крестьянских детей в селе Архангельском Смоленской губернии Лазаревский Институт восточных языков в Москве подмосковный пансион В.В. Измайлова
-
Заметную роль в становлении частных начальных учебных заведений сыграли декабристы, объединившиеся в Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения (разработаннного английскими педагогами А. Беллом (1753-1832) и Дж. Ланкастером (1778-1838). На протяжении четырех лет (1818-1822) в Петербурге были открыты 4 таких училища. Тогда же в квартировавших в северной столице полках были учреждены солдатские школы обучения грамоте. Подобные школы создавали ссыльные участники декабрьского восстания 1825 г.
-
Фёдор Никола́евич Гли́нка (1786 – 1880)
-
Фёдор Петрович Толстой (1783 – 1873)
-
Серге́й Петро́вич Трубецко́й (1790 – 1860)
-
Многие дворяне предпочитали обучать своих детей в частных пансионах. Обычно пансионное воспитание осуществляли иностранцы. Во многих пансионах обучение было поставлено крайне неудовлетворительно. Роль частного пансионного воспитания была несколько ослаблена благодаря учреждению лицеев - государственных закрытых учебных заведений для дворянства
-
Особую роль в их создании, в частности, в организации Царскосельского лицея, сыграл блестящий администратор Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).
-
Лицеисты получали образование, приравненное к университетскому. Первым директором Царскосельского лицея был назначен известный просветитель Василий Федорович Малиновский (1765-1814).
-
Из стен Царскосельского лицея вышли:
-
великий поэт Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)
-
крупный дипломат Aлександр MихайловичГорчаков (1798 – 1883)
-
Ива́н Ива́нович Пу́щин (1798 - 1859) Декабристы: Вильге́льм Ка́рлович Кюхельбе́кер (1797 – 1846)
-
В дворянской среде по-прежнему было популярным домашнее воспитание. Гувернерами нанимали по большей части французов-эмигрантов. Результаты такого воспитания становились все более неприемлемыми.
-
Как замечал А.С. Пушкин, "в России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное: ребенок окружен одними холопами, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем".
-
В последнее десятилетие царствования Александра I в общественной жизни усиливаются реакционные тенденции. Значительным влиянием при определении школьной политики в этот период пользовался князь Александр Николаевич Голицын (1773-1844). В декабре 1812 г. он сделался первым главой Русского Библейского общества, которое основало несколько начальных школ для бедняков по образцу школ Дж. Ланкастера (Англия).
-
В 1816 г. А.Н. Голицын возглавил министерство образования. При нем усилилась клерикализация школьного дела. В поддержку такой линии император издал манифест о создании Министерства народного просвещения и духовных дел, что по сути означало удар по светскому образованию. Университеты получили предписание готовить для средних школ преподавателей богословия.
-
Сподвижник министра М.Л. Магницкий (1778-1855) подготовил инструкции для университетов, где доказывалось, что истины, основанные на одном разуме, "суть лишь эгоизм и скрытая гордыня". Магницкий учинил ревизию Казанского университета и предпринял ряд мер, направленных на то, чтобы насадить в нем дух обскурантизма. Например, профессору Солнцеву было запрещено преподавать в любых учебных заведениях России на том основании, что тот утверждал в лекциях, что законы природы могут быть выведены из разумных принципов. Подобный же разгром светского образования предпринял в Петербургском университете Д.П. Рунич.
-
При министре просвещения А.С. Шишкове (с 1824 по 1828) в школьной политике от теософических пристрастий Голицына возвратились к национальному православию. Соответственно обскурантизм приобрел иные формы. Шишков преследовал цель ограничить научное образование. Он заявлял: "...Науки полезны только тогда, когда, как соль, употребляются и преподаются в меру".
-
Развитие школьного дела во второй четверти XIX в.
-
В годы царствования Николая I (1825-1855) система образования и школьная политика претерпели важные изменения. Новый царь вознамерился выработать "единообразную" школьную политику, которая была бы направлена на укрепление общественной стабильности, и искал министра, который бы предложил и осуществил такой курс.
-
В 1828 г. министром просвещения был назначен граф Ливен, при котором был принят новый Устав о начальных и средних школах (1828). В Уставе подтверждалась существовавшая четырехуровневая система образования и провозглашался принцип - "каждому сословию свой уровень образования".
-
Соответственно этому принципу предназначались: уездные училища приходские училища гимназии для низших сословий для детей дворян и чиновничества для детей купцов, ремесленников и прочих "городских обывателей"
-
Принятию устава предшествовала дискуссия. В итоге было принято компромиссное решение, исходившее из императорского рескрипта 1827 г.. В нем провозглашалось, что тип образования должен соответствовать социальному положению и будущему учеников. Вместе с тем не рекомендовалось препятствовать тем, кто стремился повысить свой общественный статус. Компромисс коснулся и университетов. В них позволялось учиться детям всех свободных сословий, включая получивших вольную крестьян; дети крепостных и дворовых людей в университеты не допускались: они могли обучаться в приходских и уездных училищах, а также в различных технических и промышленных школах.
-
Школьная жизнь проходила под строгим надзором начальства и полиции. За проступки полагались всяческие меры взыскания, в том числе розга, ссылка в солдаты, исключение из школы, а для преподавателей - увольнение со службы, арест. Ливен, будучи человеком честным, благородным, усердным по службе, не сумел выполнить стратегические задачи охранительной школьной политики. В 1833 г. его заменил С.С. Уваров (1786-1855), пробывший на посту министра просвещения до 1849 г. Это был один из самых просвещенных людей тогдашней России. С 1818 г. и до конца жизни Уваров возглавлял Академию наук.
-
Формула Уварова носила консервативный, охранительный характер: Принцип православия Принцип самодержавия 1. 2. соответствовали идее государственности российской политики 3. Принцип народности по существу, был западноевропейской идеей о национальном возрождении, перекроенной под национализм русского самодержавного государства "...Россия еще юна... Надобно продлить ее юность и тем временем воспитать ее".
-
Столь же реакционной была инструкция Уварова, направленная на то, чтобы посредством увеличения платы за обучение затруднить малоимущим разночинцам поступление в университет. Большинство руководителей округов нашли совет министра вполне приемлемым. Лишь попечитель Казанского университета князь М.Н. Мусин-Пушкин и попечитель Московского Университета граф С.Г. Строганов сочли рекомендацию неприемлемой.
-
Консерватизм министерства Уварова не означал однако остановки в развитии школьного дела. В сфере образования были достигнуты определенные положительные результаты: Заметно выросла система образования! !
-
2100 3500 На протяжении 1832-1842 гг. число студентов в университетах (без учета Польши и Финляндии) выросло с 2,1 тыс. до 3,5 тыс.
-
количество учащихся различных учебных заведений - с 69,3 тыс. до 99,8 тыс. (не считая учеников церковных школ, военных училищ, а также женских школ, основанных императрицей Марией Федоровной).
-
Тогда же количество гимназий увеличилось с 64 до 76
-
уездных училищ - с 393 до 445
-
приходских училищ - с 555 до 1067
-
частных школ (включая пансионы) с 358 до 531
-
преподавателей и чиновников в системе образования - с 4, 8 тыс. до 6,8 тыс.
-
В 1849-1852 гг. была проведена реорганизация, в результате которой были созданы 3 типа гимназий: с двумя древними языками с обучением естествознанию и законоведению с обучением законоведению
-
Педагогическая мысль в первой половине XIX в.
-
М.Н. Муравьев полагал, что "воспитание приготовляет души будущих граждан к исполнению законов".
-
Похоже думал видный законотворец М.М. Сперанский. Убежденный сторонник повсеместного образования, он исходил из того, что правление на правовой основе возможно лишь в просвещенной стране.
-
Директор департамента Министерства просвещения И.И. Мартынов в журналах "Северный вестник" и "Лицей" публиковал материалы, направленные против мракобесия, и новейшие сведения о науке и просвещении.
-
В официальных кругах (их особенно заметно представлял С.С. Уваров) в 1830-1840-х гг. школьная политика разрабатывалась на основе идеи народности, под которой понимались изначальная непогрешимость русского народа, праведность его веры в божественную власть и его внутренняя сила, которая проявляется в защите государя и отечества в трудные времена. Теорию "официальной народности" поддерживали многие педагоги.
-
В середине 1800-х гг. в просвещенном русском обществе развернулась острая полемика, которая коснулась образования и воспитания между так называемыми: западниками славянофилами
-
Представляли разнородное общественное явление, но их и многое объединяло: горячо приветствовали западноевропейскую образованность, возмущались сословно-крепостническими традициями воспитания и обучения, защищали права личности на самореализацию. Они рассматривали решение вопросов воспитания как неотложную необходимость. Западники
-
Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский
-
Алекса́ндр Ива́нович Ге́рцен
-
Тимофе́й Никола́евич Грано́вский
-
Константи́н Дми́триевич Каве́лин
-
Влади́мир Фёдорович Одоевский
-
Никола́й Влади́мирович Станке́вич
-
Также не были едиными в своих взглядах. Вместе с тем их объединяли серьезные мировоззренческие и педагогические подходы. Они исходили из убеждения о самобытности исторического пути русского народа. Основой народного, национального воспитания славянофилы считали религиозность, нравственность и любовь к ближнему. Славянофилы
-
Ива́н Васи́льевич Кире́евский
-
Алексе́й Степа́нович Хомяко́в
-
Степа́н Петро́вич Шевырёв
-
Школа и педагогика России второй половины XIX в.
-
Школьные реформы 1860-х гг.
-
Школьные реформы 1860-х гг. были осуществлены в ряду социальных преобразований, важнейшим среди которых было освобождение крестьян от крепостной зависимости (1861). Признаки либерализации школьной политики 1850-х гг. усилились в начале царствования Александра II (1855-1888).
-
Ноябрь 1855 1856 Июнь 1863 были приняты новые правила поступления и обучения в университетах. Правилами отменялись ограничения числа поступающих в университеты. Они однако не устроили студентов и профессоров. был восстановлен Ученый комитет, который занялся подготовкой проектов новых школьных уставов. был утвержден новый университетский устав. Университеты получили более значительные права на автономию. Управление университетов передавалось советам профессоров. Советы, в свою очередь, должны были выбирать ректоров и новых преподавателей.
-
1864 Устав объявлял о создании гимназий классического и современного образования с 7-летним курсом обучения. Были узаконены 3 типа средней школы: классическая гимназия с двумя древними языками классическая гимназия с латинским языком реальная гимназия без древних языков
-
Учреждался новый тип неполного среднего образования -прогимназия с 4-летним курсом обучения по программам классического или современного образования. Устав 1864 г. вносил изменения, касавшиеся статуса уездных училищ: Предусматривалось преобразовать одну часть уездных училищ в прогимназии, а другую - в 2-летние приходские начальные школы.
-
Июнь 1864 Был принят устав по начальному образованию. Он имел в виду сосуществование министерских, земских и частных начальных школ. В этих школах предусматривалось "укрепить религиозные и нравственные понятия и дать основу полезного знания". Закон Божий должен был преподавать местный священник или по разрешению церкви специальный учитель. Остальные предметы мог вести священник или светский учитель, утвержденный уездным школьным советом.
-
К важным школьным реформам 1860-х гг. следует также отнести разрешение открывать новые частные учебные заведения, учреждение женских гимназий, отмену телесных наказаний в школе. По всей России с конца 1850-х годов возникают воскресные школы. Делаются первые попытки создания для детей из народа школ на новых педагогических идеях и принципах.
-
Период реакции в школьной политике
-
Эпоха значительных школьных и других социальных реформ оборвалась в 1866 г. после неудачного покушения на Александра II. Вскоре после покушения новым министром был назначен Д. А. Толстой, который пробыл в этом качестве с 1866 по 1880 гг. Министр одновременно являлся главой священного синода.
-
Противясь академическим свободам, Толстой: урезал автономию университетов стремился установить жесткий правительственный контроль над университетами и другими учебными заведениями препятствовал эмансипации крестьян в сфере образования
-
1871-1872 гг. вышли два новых закона относительно средних учебных заведений. 1. 2. в программу всех гимназий включались древние языки. Создавался новый тип неоклассической (реальной) гимназии. В этом учебном заведении получали техническое образование юноши из средних социальных слоев. Они могли далее обучаться в высших технических школах (доступ в университеты для них был закрыт).
-
Консервативная школьная политика на короткое время была прервана в 1880-1881 гг. либеральным курсом в духе реформ 1860-х гг. министра просвещения А. Сабурова.
-
Но уже в 1881 г., после убийства Александра II, школа вошла в затяжную полосу реакции. Новый министр просвещения, единомышленник Д. Толстого, И.Д. Делянов, руководивший школьным ведомством в течение 1882-1898 гг., начал свою деятельность с репрессий против студенчества.
-
Был принят новый университетский устав, который положил конец автономии университетов, студенческим свободам. Управление университетами было сосредоточено в Министерстве просвещения. 1882
-
Среди тех, кто вдохновлял консервативную школьную политику, заметное место занимал наставник Николая II и Александра III, глава священного синода К.П. Победоносцев. Он был идеологом дискриминации национальных меньшинств в сфере культуры и образования (по его предложению, например, были приняты правила, препятствовавшие обучению евреев в университете, меры против мусульманских школ).
-
1887 По настоянию Победоносцева было ограничено обучение в классической гимназии детей из малоимущих слоев. Так, согласно циркуляру, существенно возросла плата за обучение в гимназиях и прогимназиях. Оговаривалось, что следует препятствовать обучению в гимназии представителям низов (детям кухарок, крестьян, прачек и пр.)
-
В результате в течение 1882–1895 гг. число учащихся классических гимназий сократилось с 65,7 тыс. до 63,9 тыс.
-
А доля учащихся из дворянских и чиновничьих сословий увеличилась с 47 % до 56 %.
-
Число учеников реальных гимназий выросло с 17,5 тыс. до 26 тыс.
-
Политика в отношении начальных школ основывалась на идее приоритета священного синода в системе элементарного образования и контроля с его стороны за учебными заведениями. В течение 1881-1894 гг. количество церковно-приходских школ увеличилось с 4 тыс. до 31,9 тыс.
-
Число девочек в этих школах увеличилось за это время с 13,1 тыс. до 173 тыс.
-
Программы школ были весьма урезанными: чтение религиозных текстов церковное пение письменный и устный русский язык арифметика
-
Видным идеологом и энтузиастом создания церковно-приходских школ являлся С.А. Рачинский (1833-1902). Будучи подвижником просвещения, Рачинский искренне и глубоко отдавался делу организации начальных школ для крестьян.
-
Педагогическая мысль во второй половине XIX в.
-
Во второй половине 1800-х гг. в педагогической мысли России с небывалой силой проявились стремления общества к обновлению и реформам. Сторонники реформ воспитания и образования не были едины в своих взглядах. Радикально настроенные разночинцы превращали дискуссию о судьбах школы и воспитания в политическую полемику. К ним прежде всего относились Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.
-
Дми́трий Ива́нович Пи́сарев
-
Настаивал на изучении ребенка и защите его прав: "Чтобы быть хорошим воспитателем и наставником, нужно любить ребенка и уметь уважать в нем его человеческую личность, его формирующийся характер, его стремление к самостоятельности и к деятельной мысли". Писарев склонялся к идеям "свободного воспитания", считая, что традиционная педагогика и школа поощряют насилие над личностью ребенка. Писарев отвергал профессионализацию, утилитаризм общеобразовательной школы. Писарев полагал, что женщине должны быть открыты дороги к образованию наравне с мужчиной.
-
Никола́й Гаври́лович Черныше́вский
-
"Кто находится в нищете, тот не может развить своих умственных сил;... кто не пользуется политической властью, тот не может спастись... и от невежества". Недостатки школы Чернышевский видел в низком научном уровне обучения, схоластических методах преподавания, перенасыщенности учебников деталями и подробностями, а также в неравенстве женского образования по сравнению с мужским и в казарменном духе воспитания. "Принципом философского воззрения на человеческую жизнь со всеми ее феноменами служит выработанная естественными науками идея о единстве человеческого организма", - писал он.
-
Никола́й Алекса́ндрович Добролю́бов
-
во взглядах на воспитание и образование сходился со своим единомышленником - Н.Г. Чернышевским Добролюбов критиковал ущемление права на образование в тогдашней России из-за сословных, религиозных, национальных ограничений. Полноценное образование, замечал он, остается в русском обществе "монополией" богатых. Добролюбов указывал на необходимость воспитания активного общественного человека, который осознает собственные разнообразные потребности в деятельности. заявлял, что современная система воспитания и обучения убивает в детях и подростках "внутреннего человека", лишает их сил и не готовит к жизни. Эта система подавляет личность, игнорирует возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
-
Среди первых, кто взбудоражил педагогическую общественность 1860-х гг., возвестив об актуальности реформ воспитания и обучения, был Николай Иванович Пирогов (1810-1881).
-
Пирогов проявил себя сторонником и участником прогрессивных преобразований в системе просвещения. Он настаивал на либеральных, коллегиальных началах управления учебными заведениями, выступал против регламентации сверху программ обучения и за предоставление педагогическим советам гимназий значительных прав в отношении корректировки программ. Идеал нравственного воспитания Пирогов видел в христианской религии.
-
Пирогов выделял два рода воспитания: общечеловеческое специальное До определенного жизненного рубежа, когда в каждом обнаруживаются склонности и призвание, все люди должны пользоваться плодами одного и того же общечеловеческого воспитания. Специальное воспитание, следовательно, наступает после общечеловеческого.
-
Первостепенная цель воспитания: научить "быть человеком". "Быть человеком - это значит научиться с ранних лет подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной". Вслед за многими мыслителями Пирогов считал двойственность человека следствием его биологической и общественной природы. Он утверждал, что каждой личности свойственна постоянная борьба "внутренней и внешней природы". Воспитание оказывается единственно приемлемым способом привести в гармонию природное и общественное в человеке
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.