Содержание
-
«Сказкотерапия» в детском саду
МБДОУ «Светлячок» Воспитатель компенсирующей группы Рязанова В.В.
-
• Сказкотерапия – занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра- пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо».
-
Сегодня к функции сказки добавилась и ее диагностическая роль:занятия в детском саду сказкотерапией помогают быстрееадаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутреннийпотенциал ребенка. Кроме этого, они позволяют педагогудетского сада правильно планировать работу и выделитьпроблемные группы, определив направления коррекции.
-
Занятия в детском саду сказкотерапиейдостаточно проводить один раз в неделю вгруппах по 10-12 человек. Важно правильноопределить состав, чтобы в игреучаствовали дети с разными чертамихарактера.
-
Занятия сказкотерапией в детскомсаду могут проходить как спектакль— разыгрывание сказки.Воспитанникам предлагается навыбор несколько ролей – детиподсознательно сами выберут длясебя подходящую им, «верную»роль. Можно заранее подготовитьдекорации, костюмы, подобратьмелодии, подходящие по сюжету –все это будет способствоватьположительному эффекту.Ведущему занятие необходимоозвучивать текст сказки иприглашать участников выполнятьопределенные действия.
-
Возможно проведениезанятий в детском садусказкотерапией в формечтения или обсуждениясамой сказки. Важно датьвозможность каждомуребенку высказаться, приэтом на занятии должнацарить полная свободамысли – любое мнениеимеет право насуществование и недолжно осуждаться.
-
Занятие можно начать с предыдущего урока, вспомнить, чему научились в прошлый раз. Затем перейти к чтению новой сказки или ее разыгрыванию, обсудить, найти точки соприкосновения с реальной жизнью и в итоге – обобщить полученный на уроке опыт. Завершить занятие можно релаксационной паузой, в ходе которой дети с закрытыми глазами слушают ведущего и представляют то, о чем он говорит.
-
Занятия в детском саду сказкотерапией хороши тем, что позволяют в канву рассказа вплести логопедические и физкультурные упражнения, методы релаксации под музыку. Если дети устали, то нужно плавно перевести их внимание в другое русло: попросить их сделать рисунки к наиболее понравившимся отрывкам из сказки, вылепить из пластилина героев.
-
Занятия в детском садусказкотерапией могутвключать в себя какизвестные сказки, так ипридуманные воспитателемили родителями. Главныйгерой в таких сюжетахочень похож на конкретногоребенка. Со стороныпоступки лучше видно, ималыш с легкостью сможетсоотнести себя с героем.Важно преодолеть всепрепятствия в сказке, чтобыи в действительностиребенок увидел выход изсложившихся ситуаций.
-
В качестве авторов могут выступать и сами дети. Детская сказка показательна, она раскрывает переживания малышей, которые они стесняются обсуждать со взрослыми или о которых родители даже и не подозревали.
-
Различают следующие виды сказок: • дидактическая: ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе); •художественная: знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества; • диагностическая: в случае, если ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть; • профилактическая: сказки для чтения, служащие накоплению знаний ребенком; • медитативная: формирует положительное состояние малыша (например, перед сном).
-
Сказкотерапия показана детям, у которых есть: — Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями). — Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение — результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное. — Страхи и тревоги по самым различным поводам. — Проблемы, связанные со спецификой возраста.
-
Сказкотерапия это: — Совершенствование вербального языка. — Развитие фантазии, воображения. — Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно- следственных связей.
-
— Развитие эмпатии и умения слушать других.— Развитие чувства юмора.— Стимуляция интереса к творчеству в целом(поэзии, прозе, живописи).
-
• Когда ребенок слушает сказку, то онпогружается в события, которые в нейпроисходят и сильнее чувствуетпереживания героев сказки. Это создаетвозможность ребенку взглянуть на себясо стороны. Возвращаясь в реальныймир, он начинает чувствовать себя болеезащищено и уверенно.
-
По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, выражать свои чувства вербально и невербально; расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях и адекватным им телесныхвыражениях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь детей, коммуникативные навыки, внимание, чувственноевосприятие, мышление, воображение.
-
Положительный результат от занятий дополнительнодостигается особой подачей сказочного материала, гдеиспользуется все разнообразие голосовых и мимическихсредств.
-
Занятия сказкотерапией требуют тщательной подготовки,включающей организацию определенной предметнойсреды, запись фонограммы, возможность использованиясредств цвето- и арома-терапии. Естественно, что подобныезанятия, предполагают наличие у педагога режиссерского и актерского таланта. Дети же, как правило,все изумительно талантливые актеры и отвечают на усилиявзрослого открытием своей маленькой прекрасной души.
-
Классическая схема сказкотерапетического занятия, включает в себя: • повторение (вспомнить о том, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились); • расширение (познакомиться с новой сказкой или драматизировать знакомую, активизировать восприятие действий персонажей сказки, вызвать эмоциональный отклик); • закрепление проигранного (приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности через различные игры, упражнения, символические действия: путешествия, превращения и т.п., практической деятельности); • интеграцию (связать новый опыт с реальной жизнью); • резюмирование(обобщить приобретенный опыт, связать его, с тем, который усвоен детьми).
-
Заканчивается каждоезанятиерелаксационной паузойили медитацией, когдадети представляют себечто-то заданноеведущим,“переваривают” иусваивают полученнуюинформацию, снимаютвозбуждение отактивной деятельности,готовясь квозвращению в группу.
-
Обязательным условием завершения занятия являетсясовершение детьми каких-либо символических действий илипроизнесения волшебных слов. Это позволяет им более легкоперейти к обычным действиям и занятиям в группе,мотивирует их на участие в новом занятии по сказкотерапии.
-
Основой для планированиязанятий по сказкотерапииявляются разработки Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Ю.Соколова, Т.М. Грабенко идругих авторов методик покреативной терапии.Используютсяпсихотерапевтические,психокоррекционные,дидактические имедитативные сказки,написанные ими специальнодля сказкотерапии.
-
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.