Содержание
-
Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУКлевцова Н.А педагог-психолог
-
Механизмы биологической адаптации ребенка к окружающей внешней среде начинают действовать в период новорожденности.
Ребенок выживает за счет врожденных рефлексов (сосательный, хватательный, защитные и др.). Первые проявления социальной адаптации и социального развития появляются в 2 месяца с возникновением «комплекса оживления» - ребенок выражает свое отношение к взрослому, которого видит.
-
С первых дней жизни в семье у ребенка формируются привычки, привязанности, определенное поведение, в основе которого лежит динамический стереотип.
Этот стереотип становится довольно устойчивым к 2-3 годам. При поступлении в ДОУ привычные условия жизни в семье меняются, что требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения и зачастую приводит к стрессу.
-
С посещением ДОУ начинается новый этап адаптации – к условиям общественного воспитания.
Исследования К.Л. Печора показали, что: 18,2 % детей готовы к посещению ДОУ 75,8 % - условно готовы 6 % - не готовы Ранний возраст наиболее уязвим для адаптации, т.к. ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним.
-
Проявления стрессового состояния ребенка при адаптации
Неустойчивость и нарушения эмоционального состояния (напряженность, беспокойство или заторможенность) Дети-флегматики ведут себя заторможенно, холерики излишне возбуждены, часто плачут. Нарушение аппетита, сна Повышение температуры тела Потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков Ухудшение физического развития (потеря веса, заболеваемость) Снижение уровня речевой активности
-
Длительное стрессовое состояние может привести к появлению у ребенка невротических реакций
Рвота Пристрастие к личным вещам Наличие страхов Неуправляемое поведение Стремление спрятаться от взрослых Истерические реакции Тремор (дрожание) подбородка, пальчиков
-
Определение группы (степени) адаптации при поступлении ребенка в ДОУ
-
Легкая адаптация
Длительность 1-2 недели Постепенно нормализуется сон, аппетит Восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок достаточно активен, но не возбужден Снижение иммунитета выражено незначительно, к концу второй-третьей недели он восстанавливается Острых заболеваний не возникает
-
Средняя адаптация
Нарушения в поведении и общем состоянии выражены ярче Сон и аппетит восстанавливаются через 30-40 дней Настроение неустойчиво, значительно снижается активность ребенка (малоподвижен, часто плачет, почти не разговаривает) Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной системы (функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки) Заболевания в форме острой респираторной инфекции
-
Тяжелая адаптация
Длительность привыкания до нескольких месяцев Длительная и тяжелая заболеваемость Неадекватное поведение ребенка, граничащее с невротическим состоянием Длительное и стойкое снижение аппетита, отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить (снижение веса) Ребенок плохо засыпает, вскрикивает во сне, просыпается со слезами ; сон чуткий и короткий Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно По всем линиям замедляются темпы развития
-
Проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в период адаптации детей к ДОУ
Дети боятся входить в группу и выходить из нее Ничего не умеют делать (не одеваются; не едят, не принимают определенную пищу; не моют руки; не пользуются горшком) Не умеют общаться с посторонними, с другими детьми У детей плохая, невнятная речь
-
Факторы, влияющие на адаптацию ребенка к ДОУ
Возраст ребенка (наиболее тяжело адаптируются дети от 8 мес. до 1г. 2 мес., когда совпадают беспокойство при разлуке с матерью и страх посторонних) Состояние здоровья и уровень физического развития ребенка Индивидуальные особенности ребенка Биологические факторы (характер внутриутробного развития ребенка и перенесенные заболевания на первом году жизни) Социальные факторы (условия жизни в семье; режим дня; сформированные у ребенка умения и навыки) Степень сформированности общения и предметной деятельности
-
Основные критерии готовности ребенка к поступлению в ясли и благополучной адаптации
Состояние здоровья Умение общаться со взрослыми и сверстниками Сформированность предметной и игровой деятельности Психологические особенности родителей, особенно матери, характер взаимоотношений в семье
-
Мероприятия со стороны семьи для подготовки ребенка к поступлению в ДОУ
Предварительное ознакомление с условиями ДОУ и приближение к ним условий воспитания в семье. Обучение ребенка навыкам общения со сверстниками. Посещение с ребенком детского сада для создания положительного настроя. Постепенное увеличение времени пребывания ребенка в детском саду. Щадящий режим дома.
-
Перед поступлением ребенка в ДОУ воспитателю следует обсудить с родителями следующее:
Каков распорядок дня ребенка? Как в семье проводятся режимные моменты? Какой тип общения предпочитает малыш? Стремится ли ребенок к самостоятельной игре? Стремится ли ребенок к самостоятельности в самообслуживании и в ходе режимных процедур? Как ребенок относится к посторонним взрослым? Умеет ли ребенок общаться с другими детьми, какие чувства он испытывает в обществе сверстников?
-
Мероприятиясо стороны ДОУ при приеме детей
Подготовка к приему вновь поступающего ребенка (проведение за 2-3 недели родительского собрания). Выяснение воспитателем в беседах с родителями условий воспитания в семье, привычек, индивидуальных особенностей ребенка. Регулирование заведующей приема детей по времени (не более 1-2 в неделю). Реализация личностно-ориентированного общения с ребенком: избегание неприятных процедур; чуткое отношение к неудачам ребенка
-
Общение воспитателя с ребенком в период адаптации
В группе имеются игрушки, вещи из дома На спинке кроватки – фотография мамы Не игнорирует слова ребенка, отвечая на каждый его запрос утвердительно, помогая поверить, что скоро он увидит свою маму Переключает внимание малыша на игрушки, вместе с ним «путешествует» по комнате Отлучается ненадолго, а затем возвращается Подключает ребенка к своим делам Уделяет внимание не только беспокойным детям Играет с детьми в эмоциональные игры – «прятки», «догонялки», «сорока-ворона»
-
Общая стратегия организации адаптационного периода в ДОУ
Этапы становления психологической автономности ребенка: «Мы играем только вместе» (мама и ребенок – одно целое) «Я играю сам, но ты будь рядом» (постепенный отрыв ребенка от мамы, которая продолжает оставаться опорой и защитой) «Иди, я немножко поиграю один» (мама ненадолго отлучается в приемную и обязательно возвращается) «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя» (завершающий этап в процессе постепенного обретения самостоятельности)
-
Показатели окончания адаптационного периода (Н.М.Аксарина, Р.В.Тонкова-Ямпольская)
Глубокий сон Хороший аппетит Бодрое устойчивое эмоциональное состояние Хорошее физическое самочувствие Доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам Полное восстановление имеющихся привычек и навыков Активное поведение, увлеченность в действиях с предметами Соответствующая возрасту прибавка в весе
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.