Содержание
-
Социальное воспитание детей с нарушением слуха.
Воспитательные задачи сурдопедагогики направлены на развитие общих способностей и личностных качеств у детей со слуховыми недостатками.
-
На современном этапе психолого-медико-педагогическая коррекционная помощь оказывается детям с нарушениями слуха с первых месяцев жизни. Глухим и слабослышащим детям дошкольного возраста предоставлена возможность воспитания в специальных детских садах, а также в условиях интегрированного воспитания и обучения в детских садах общего типа, в группах кратковременного пребывания, консультативного обучения в сурдологических и реабилитационных центрах.
-
В нашей стране проблема изучения возможностей воспитания глухих и слабослышащих дошкольников в массовых садах и школах получила развитие благодаря исследованиям Э. И. Леонгард.
По ее мнению, посещение глухим ребенком массового детского сада возможно при условии систематических занятий родителей, хорошего протезирования детей слуховыми аппаратами, наличия у них устной речи. Цель посещения массового детского сада автор видит в пребывании глухого ребенка в нормальной среде, общении с говорящими детьми.
-
В последнее десятилетие интерес к проблеме интеграции детей с нарушениями слуха в массовые дошкольные учреждения возрос благодаря изучению зарубежного опыта воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха рассматриваются во многих странах как часть общей интеграции детей с отклонениями в развитии, имеющей основной целью социальную адаптацию к условиям жизни в обществе.
-
Формы интеграции по степени взаимосвязи детей.
Физическая интеграция. Означает присутствие в детском саду или школе детей с отклонениями, которые объединены в специальную группу или класс и лишь физически присутствуют в массовом саду или школе. При функциональной интеграции дети находятся в специальных группах или классах, однако, дистанция между детьми с отклонениями в развитии и обычными ребятами сокращается за счет проведения общих занятий по музыке, физкультуре,организации праздников. Наиболеевысокий уровень- социальная интеграция, когда дети с отклонениями обучаются в обычных классах и группах, в условиях которых формируются спонтанные связи и отношения.
-
Модели интегрированного воспитания и обучения, ориентированные на наличие специальных групп при массовыхдошкольных учреждениях.
-
Временная интеграция.
Предполагает участие детей с нарушениями слуха вместе со слышащими в прогулках, праздниках, некоторых занятиях. Неслышащие и слышащие дети участвуют в общих занятиях по интересной для них тематике, в инсценировании сказок, спектаклях кукольного театра.
-
Частичная интеграция.
Ориентирована на пребывание ребенка со сниженным слухом в первой половине дня в специальной группе, где проводятся фронтальные и индивидуальные занятия, а во второй половине дня- в группе слышаших детей.
-
Комбинированная интеграция.
Рекомендуется для детей с хорошим уровнем развития: владеющих фразовой речью, понимающих обращенную речь. При этой форме интеграции ребенок в течение всего дня посещает группу слышащих детей, сурдопедагог проводит с ни индивидуальные занятия по развитию речи, развитию слухового восприятия, коррекции произносительных навыков.
-
Полная интеграция.
Предполагает постоянное пребывание ребенка в детском саду, где к нему предъявляются общие требования, без скидок на плохой слух. С такими детьми дома занимаются родители, а контроль осуществляет сурдопедагог. Здесь очень важны занятия дома с родителями, их систематическая помощь.
-
Работа педагога с родителями по социальному воспитанию детей.
Педагог должен формировать у родителей адекватное отношение к своему ребенку, активную позицию к его воспитанию в семье, обучать родителей наблюдать и делать выводы из наблюдений, формировать у них способы общения с ребенком, обучать подбирать и использовать игры, способствующие социальному развитию ребенка. Педагог должен демонстрировать родителям, что умеет делать ребенок, чем он должен овладеть в ближайшее время, раскрыть родителям значимость для ребенка совместных действий.
-
Дифференцирование обучение и воспитание детей с нарушениями слуха.
-
Дифференцированное обучение и воспитание детей с нарушениями слуха составляют основу современного образования глухих и слабослышащих детей.
Глухие и слабослышащие дети раннего дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях: Детский сад компенсирующего вида для глухих и\или для слабослышащих детей; Детские сады комбинированного вида; Дошкольные группы, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах; Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад. Неслышащие (глухие) дети могут обучаться в специальных (коррекционных) школах 1 вида, которая осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программтрех ступеней общего образования.
-
Игра как одна из форм социализации детей с нарушениями слуха.
-
Эффективнымсредством общего и речевого развития, воспитания являются игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые.
Специальными задачами, стоящими перед педагогом, являются: развитие и обогащение игровой деятельности детей; расширение круга знакомых игр; использование игры как коррекционного средства в общем и речевом развитии ребенка с недостатками слуха. Педагог создает необходимые условия для проведения игры и руководит ее, обучая детей самой игре, формируя и развивая игровые умения, активизирует необходимый для игры словарь, вводит новые для детей речевые конструкции.
-
Спортивные игры.
Выступают как средство физического развития детей и укрепления их здоровья, дают опыт и навык коллективных отношений.
-
Сюжетно-ролевые игры.
В сюжетно-ролевой игре неслышащие дети познают нравственно-этические нормы, мотивы поступков, особенности взаимоотношений людей.
-
Дидактическая игра.
Дидактическая игра, основанная на наглядном материале, содействует обогащению словаря и развитию слухового восприятия, стимулирует речевое общение детей, способствует формированию мыслительных операций.
-
Общение как одна из форм социализации детей с нарушением слуха.
-
Важнейшей сферой жизнедеятельности детей с нарушениями слуха является общение.
В процессе общения с разными людьми –взрослыми, сверстниками, старшими и младшими воспитанниками, слышащими детьми разных возрастов- ребенок постепенно накапливает знания, сведения о мире вещей, мире идей и отношений, эмоционально развивается. В общении с окружающими происходит самопознание, формируется самооценка, представление о себе на основе партнеров по общению.
-
Толерантность принятия ценности человеческой личности является важнейшим условием успешной социализации людей, имеющих нарушение слуха, и состоит в признании права всех индивидов гражданского общества быть разными и означает уважение и правильное понимание богатого многообразия культур мира, в том числе культуры глухих, а также форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, включая жестовый язык как один из них.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.