Содержание
-
Современные воспитательные технологии
-
Технология
Научно и практически обоснованная система деятельности, применяемая человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей
-
Идея технологизации педагогических процессов
состоит в том, чтобы сделать их управляемыми: чтобы учиться не «чему-нибудь и как-нибудь», а с гарантированным успехом. сделать педагогический процесс управляемым, воспроизводимым и ведущим к гарантированным результатам, которые должны соответствовать целям, описывающим планируемое, прогнозируемое поведение воспитанников.
-
Педагогическая технология
Совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели («Российская педагогическая энциклопедия»)
-
Воспитательная технология
совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.
-
Элементы
Форма - порядок организации конкретных актов, ситуаций с целью решения конкретных воспитательных задач Метод – система правил организации взаимодействия педагогов и воспитанников Приемы воспитания - конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого. Средства воспитания - относительно независимые источники формирования и развития личностной сферы человека, обеспечивающие реализацию педагогического приема в рамках конкретного метода воспитания. К ним относят различные предметы, произведения и явления духовной и материальной культуры.
-
Структура воспитательного процесса (компоненты)
Целевой - определение целей воспитания Содержательный - разработка содержания воспитания Операционно-деятельностный - процедуры по воспитанию и взаимодействию участников процесса, технология Оценочно-результативный - оценка и анализ эффективности воспитания
-
Три основных составляющих воспитательного процесса
это воспитатель, то есть тот компонент воспитательного процесса, который оказывает определенное целенаправленное влияние, имеющее задачей совершенствование воспитанника; это изменение, происходящее в воспитаннике, и, соответственно, средства, направленные на эти изменения; это отношения, возникающие между воспитателем и воспитанником.
-
Педагог как воспитатель для того, чтобы иметь четкую, осознанную педагогическую позицию, должен ответить на три важных вопроса:
Кто является основным смыслообразующим воспитателем, то есть тем, чьи смыслы и цели должен понимать, принимать и реализовывать на практике конкретный педагог? Каким образом должны строиться отношения между воспитателем и воспитанником в рамках воспитательного процесса? С помощью каких средств предполагается обеспечивать совершенствование воспитанника и в чем именно будет заключаться это совершенствование? ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА
-
Технология коллективного творческого воспитания
Игорь Петрович Иванов - организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов и которая направлена на общественную пользу.
-
Концептуальные идеи
Воспитание – процесс развития личности под целенаправленным воздействием других людей и самого человека в его собственной деятельности Школа – это не подготовка к жизни, а сама жизнь Включение детей в преобразование (улучшение) окружающего мира Коллективно-деятельностный подход к воспитанию Закон движения коллектива: к новым целям, его развитие
-
Личность
Демократизация отношений: отрицание авторитаризма, отсутствие принуждения, свобода выбора. Индивидуальный подход: предоставление возможности индивидуального самовыражения Удовлетворение потребности быть нужным и защищенным через СОЦИАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ Этапы развития: заинтересованность - интерес - увлеченность коллективной жизнью - удовлетворенность от самореализации - стремление к высшим целям - самосовершенствование
-
Коллектив
Единый коллектив воспитателей и воспитанников, в котором развиваются отношения общей творческой заботы (жизненно-практической и воспитательной) об окружающей жизни Средство всестороннего развития личности Главная сфера жизнедеятельности, среда обитания, среда общения Ставка делается на микроколлектив (3-5 человек)
-
Деятельность
Ведущая деятельность – ИГРА, синтезированная с трудом и учебой, имеющая общественно полезную направленность Характер деятельности детей: коллективный; самостоятельный (при сотрудничестве); творческий (сделать иначе, лучше) Пять «само»: сами находим цель, сами планируем, сами готовим, сами проводим, сами анализируем
-
Отношения
Атмосфера доброжелательности, взаимной заботы, внимания друг к другу Единение, сотрудничество, соуправление «С учениками к предмету, а не с предметом к ученику» Вера в воспитанника Право выбора
-
Организационные формы
Коллективное творческое дело – КТД Коллективное – межличностное общение воспитателей и воспитанников Творческое – не по шаблону, а по-новому, лучше, чем было. «Все творчески, иначе зачем?» Дело – его результат – общая польза и радость.«Дело, а не мероприятие!» (трудовые, познавательные, художественные, спортивные, организаторские и т.д. дела) Этапы: предварительная работа, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение, коллективное подведение итогов, ближайшее последствие.
-
Стадии КТД
Первая стадия Увлечь каждого радостной перспективой интересного и полезного дела Создать положительный эмоциональный фон путем заражения, убеждения, побуждения, стимуляции
-
Вторая стадия Организация коллективного планирования в условиях разделения на микрогруппы Стать причастным через включение в структуру отношений коллективного творчества
-
Третья стадия Организация работы Совета дела, для выполнения общего замысла Создание и развитие отношений творчества и заботы через механизмы (секрет, сюрприз, доверие и др.), поддерживающие интерес внутри коллектива
-
Четвертая стадия Проведение коллективного творческого дела Индивидуальное присвоение совместно сформированного опыта заботы гражданского отношения к окружающей жизни и себе (сопричастность и командный дух)
-
Пятая стадия Коллективная рефлексия, закрепляющая индивидуальное отношение к происходящему: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы предпринять в будущем?
-
Шестая стадия Обмен полученным опытом (деятельностным, ценностным, эмоциональным) между членами коллектива Продумывание последействия
-
Организаторские дела
Газета – «молния» День рождения коллектива «Живая газета» Журнал-эстафета Коллективное планирование Общий сбор Смотр дружбы ЧТП Эстафета дружбы
-
Организационные формы
Ситуация образец – ограниченный отрезок жизни, когда дети живут интенсивной коллективной творческой жизнью, соответствующей идеалу (сборы, поход, лагерь, поездка, деловая игра, и т.д. ) Выступают ускорителями становления и развития коллектива Деятельность сопровождается эмоционально-романтической атрибутикой (песни, форма, девизы, законы), театрализацией, импровизацией.
-
Разновидности, последователи
Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С. Анисимов, П.Г. Щедровицкий) Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (О.С. Газман)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.