Содержание
-
Специфические особенности нарушенного развития, проявляющиеся у детей и подростков в образовательной организации
-
Психофизиологические и психологические механизмы речи
Речь - исторически сложившуюся форму общения людей посредством языковых конструкций, которые созданы по определенным правилам. Функции, которые выполняет речь: коммуникативная функция (использование речи в процессе общения, осуществление процесса общения) номинативная функция (обозначение словом предметов, действий, качества и т.д.), в этом аспекте иногда говорят о символической функции регулятивная функция (с помощью речи человек может влиять, оказывать воздействие на других людей и на самого себя, то есть регулировать поведение) интеллектуальная функция (речь используется в осуществлении познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения) функция сохранения общественно-исторического опыта (опыт человечества фиксируется в языковой форме)
-
Виды речевой деятельности: - говорение (устное выражение мысли), - слушание (восприятие речи на слух и ее понимание), -письмо (графическое, письменное выражение мысли) и - чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя. Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения. !
-
Закономерности развития речи у детей
Условия, способствующиескорейшему усвоению родного языка: наличие старших братьев и сестер; женский пол; общество сверстников; наличие в окружении ребенка лиц с правильной литературной речью; специально приспособленная к ребенку речь взрослых (признаками подобной речи являлись внятность, отчетливость, слегка замедленный темп); благоприятная эмоциональная поддержка взрослыми первых самостоятельных речевых проявлений ребенка; специальное целенаправленное воспитание речи в семье; образование родителей; посещение детского сада. Условия, замедляющие темп речевого развития: более раннее развитие опорно-двигательного аппарата; отсутствие братьев и сестер; наличие речевой патологий у взрослых, окружающих ребенка; задержка умственного развития у ребенка; наличие местных диалектов.
-
Для нормального речевого развития ребенка должны соблюдаться следующие анатомо-физиологические условия: - сформированность и нормальное функционирование тех мозговых структур, которые отвечают за речевые функции; - сформированность и нормальная работа слухового, зрительного, кожно-кинестетического анализаторов: слуховой анализатор необходим для восприятия звучащей речи, так как в обычных условиях человек использует звучащую речь для общения; зрительный анализатор необходим для восприятия движений речедвигательного аппарата (губ, языка) и для восприятия мимики, сопровождающей речевое высказывание; кожно-кинестетический анализатор необходим для ощущения движений губ и языка при построении собственных речевых движений; - сформированность и нормальная работа интегративных зон головного мозга, отвечающих за понимание грамматических конструкций, за способность установления связей и отношений между предметами и явлениями, за программирование речевого высказывания; - сформированность двигательной системы: для производства речевых движений требуется слаженная работа мышц губ и языка; - слаженная, скоординированная работа мышц дыхательного, голосового и артикуляционного отделов речевого аппарата; скоординированная работа слухоречевой, зрительной и речедвигательной зон головного мозга (человека должен говорить, производить руками движения письма в соответствии с тем, что он слышит или видит и т.д.).
-
Классификация нарушений речи у детей
Клинико-педагогическая классификация Нарушение устной речи Нарушение письменной речи
-
Психолого-педагогическая классификация Нарушение средств общения Нарушение в применении средств общения
-
В речи воспитателей встречаются следующие недостатки: • нечеткое артикулирование звуков в процессе речи; • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся (что вместо [што], его вместо [ево]; • произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора; • неправильное ударение в словах; • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания; • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми; • многословие, наслоение лишних фраз, деталей; • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами; • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов; • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: (Танечка, вымой ручки! Катенька, убери чашечку со столика!); • засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.); • копирование речи малышей, «сюсюканье»); • использование в речи слов не понятных детям без уточнения их значения и т.д.
-
Требования к речи воспитателя: Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения ребенка с нарушением речи, является важным источником, из которого дети получают образец родного языка, культуры речи. • правильно произносить все звуки родного языка; • четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе; • строго придерживаться в речи орфоэпических норм, правильно ставить ударения в словах; • использовать средства интонационной выразительности речи: силу голоса, темп, логические ударения, паузы; • в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости; • связно и в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития; • использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
-
Задачи коррекционной работы воспитателя: • развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с речевыми нарушениями; • развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия; • совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики у детей; • формирование диалогической и монологической речи у воспитанников; • закрепление умений звуко-слогового анализа и синтеза; • подготовка детей к письму, формирование графических умений; • устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта; • сочетание всех видов деятельности дошкольников с развитием и коррекцией речи; • формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения; • обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых умений.
-
1. Объем восприятия у детей с нарушением речи ограничен. Поэтому важно на занятии четко выделять цель и осуществлять ее реализацию использованием эффективных методов обучения. 2. Скорость восприятия учебного материала у детей в группе не одинакова, но замечено, что неторопливая, эмоциональная и выразительная речь педагога обеспечивает более полное понимание и усвоение материала. 3. Устойчивость восприятия дошкольников с речевым недоразвитием низкая и ослабевает при однообразной деятельности. Положительные результаты дает частая смена видов работы на занятии и сочетание в расписании различных занятий: например, развитие речи – рисование. Кроме того, в занятие необходимо вводить динамические паузы, гимнастику для глаз, сюрпризные моменты и т.д., что снимает психо-эмоциональную нагрузку. 4. Уровень восприятия материала индивидуален для каждого ребенка. Опыт показывает, что оптимальным является такое занятие, материал которого доступен, подобран с учетом зоны ближайшего развития ребенка. При организации и проведении занятий педагогом необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями, проявляемые ими при восприятии материала: Рекомендации для проведения общеобразовательных занятий с детьми, имеющими нарушения речи
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.