Содержание
-
Специфика работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения.Е.В. Велигорская, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 43 «Журавушка» г. Лесосибирск – 2016 г.
-
Различают следующие категории детей с нарушениями зрения:
Слепые (незрячие) Слабовидящие Дети с косоглазием и амблиопией.
-
По результатам современного анализа контингента детей с нарушениями зрения, посещающих образовательные учреждения
Существенное увеличение количества детей таких детей, Увеличение у детей числа сложных комплексных зрительных заболеваний (2-3), Увеличение числа дефектов, сопутствующих зрительному заболеванию.
-
Л. С. Выготский о системном строении дефекта, выделял две группы явлений
Первичные нарушения, возникающие из биологического характера болезни (аномальное развитие определяется временем возникновения первичного нарушения и тяжестью его выраженности) Вторичные нарушения, возникающие в ходе социального развития ребенка (являются основным объектом психодиагностики и психолого-педагогической коррекции)
-
Характерные трудности у детей с нарушением зрения:
Затруднена пространственная ориентировка. Задерживается формирование двигательных навыков и координации. Вследствие вышеперечисленного происходит снижение двигательной и познавательной активности. 4. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии.
-
Особенности развития у детей с нарушениями зрения:
Зрительное восприятие таких детей резко отличается от восприятия нормально видящих людей по степени полноты, точности и скорости отображения. Из-за нарушения зрения дети довольно часто могут видеть не основные, а второстепенные признаки объектов, в связи с чем образ объекта искажается и таким закрепляется в памяти.
-
Дети с глубокими нарушениями зрения не воспринимают в полном объеме артикуляцию собеседника, из-за этого они часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении. Следствием этого являются трудности при освоении письменной речи. Часто нарушается соотнесенность слова и предмета.
-
Характерен бедный словарный запас. Происходит отставание в понимании значений слов. Такие дети не видят строк, путаютсхожие по очертанию буквы и предметы. Не видят написанное на доске, таблице- это вызывает переутомление и снижение работоспособности.
-
Рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушения зрения:
Знакомя с материалом, необходимо обязательно добавлять сенсорную и осязательную информацию, чтобы восприятие было более полным. Дети могут учиться через прикосновения или слух с прикосновением, должны иметь возможность трогать предметы. 2. Наглядный и раздаточный материал должен быть крупным, хорошо видимым по цвету, контуру, силуэту.
-
3. Размещать демонстрационные материалы так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно. 4. Сразрешения педагога дети должны иметь возможность подходить к наглядному материалу и рассматривать его. 5. При формировании речи необходимо активное взаимодействие с окружающими людьми (тренировка общения).
-
6. Для развития речи важно стимулировать развитие слуховых, зрительных и кинестетических анализаторов с целью обогащения предметно-практического опыта. 7. ! Развивать слухоречевую память, т.к. большое количество информации таким детям приходится хранить в памяти.
-
8. Даватьчеткие инструкции, комментарии, описания, (не полагаясь на жесты и мимику). Их количество и точность будут компенсировать обедненность и схематичность зрительных образов. 9. Четко дозировать зрительную нагрузку – не более 10-20 минут непрерывной работы.
-
10. На специально организованных занятиях и в режимных моментах рекомендуетсяиспользовать аудиозаписи. 11. Таким детям необходимо помогать при передвижении - ориентироваться в пространстве, группе, помещениях детского сада.
-
12. В группе для такого ребенка важно выбрать максимально освещенное рабочее место (повышенная общая освещенность помещения – не менее 1000 люкс, или местное освещение на рабочем месте не менее 400-500 люкс). 13. Для детей с глубоким нарушением зрения, опирающихся в своей работе на осязание и слух, необходимо обеспечить слышимость во всех зонах группы.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.