Содержание
-
Судьба педагогики в советское время
-
Педагогика и идеология Педагогика и педология
-
В истории отечественной школы и педагогики советского периода выделяются три крупных этапа:
1917 - начало 1930-х г., 1930-е г. 1945-1991 гг.
-
1. 1917 - начало 1930-х г.,
Вышли документы: об отделении церкви от государства и школы от церкви, о праве нерусских народов открывать учебно-воспитательные учреждения с преподаванием на родном языке, о введении во всех типах школ совместного обучения и др.
-
"Положением о единой трудовой школе" и "Декларацией о единой трудовой школе" (октябрь 1918 г.) вводилась единая система совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями:
1-я ступень - 5 лет обучения 2-я ступень - 4 года обучения.
-
Социализм - это почва для взращивания природных способностей и всестороннего развития каждого человека.
!!! Гарантом достижения высоких педагогических идеалов называли коммунистическую идеологию Документы: "Положением о единой трудовой школе" и "Декларацией о единой трудовой школе" (октябрь 1918 г.)
-
Протест учителей
В декабре 1917 - марте 1918 г. проходила массовая стачка учителей, участники которой настаивали на демократическом решении проблем образования. Массовый уход учителей из школ К 1917г. Россия оставалась страной массовой неграмотности. На окраинах грамотность населения составляла только 23 % . Лишь в столицах уровень грамотности был сравнительно выше - около 50 %.
-
Л И К Б Е З
Началось восстановление сети учебных заведений В 1930 г. было введено как обязательное начальное (четырехклассное обучение). НО! Объем знаний, которые приобретали учащиеся общеобразовательной школы, был недостаточным. НО! Коллективизм и самоуправление в воспитании вырождались в конформизм, манипулирование детьми. Вместо детской активности насаждалась покорность.
-
2. Сильные стороны реформ 1930-х гг:
появление стройной структуры преемственных подсистем (от начальной до высшей), регулярное предметное обучение, единый режим занятий, введение стандартных программ и учебников. Важным следствием курса на повышение образовательного уровня населения была организация к концу 1930-х гг. в городах всеобщего 7-летнего обучения. НО! Вместе с тем неграмотность продолжала оставаться острейшей проблемой. Так, в 1939 г. каждый 5-й житель старше 10 лет не умел читать и писать.
-
Школа в годы ВОВ
В районах боевых действий прекратили работу почти все школы Корректировались учебные планы и программы. Они были частично сокращены Одновременно вводились военно-оборонные темы и военно-физическая подготовка.
-
Сталинская педагогика и ее принципы
перевод на язык воспитания и обучения марксистско-ленинской доктрины, политики коммунистической партии. коммунистическая партийность, культ вождя. Единственно верной методологией педагогики провозглашалось марксистско-ленинское учение. Подавлялся плюрализм в педагогических подходах и концепциях.
-
П.П. Блонский, С.Т.Шацкий, А.С. Макаренко
-
3. Послевоенный период
Приоритетом школьной политики в 1945-1950 гг. стало всеобщее начальное и семилетнее обучение. Реформу перехода на всеобщее восьмилетнее обучение предусматривал "Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958).
-
К концу 1950-х гг. определилась система учебных заведений среднего образования:
1) трехлетние общеобразовательные школы; 2) трехлетние вечерние школы; 3) техникумы и другие учебные заведения.
-
С середины 1960-х гг. переход ко всеобщему среднему образованию был поставлен в центр школьной политики. Эту задачу предполагалось решить к середине 1970-х гг. В 1975 г. в целом по СССР 96 % выпускников восьмилетки посещали различные учебные заведения, где давалось полное среднее образование.
-
Концепция общего среднего образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).
глобальная цель обучения - усвоение подрастающим поколением основ социального опыта. Соц. Опыт: 1) знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; 2) опыт осуществления известных способов деятельности (развитие навыков и умений); 3) опыт творческой деятельности; 4) опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности.
-
Педагогика и педология
Термин "педология" был предложен в марте 1893 г. американским психологом О.Хрисманом (учеником С.Холла) для обозначения целостного подхода к изучению ребенка на основе всестороннего исследования закономерностей его возрастного развития. У истоков ее создания стояли известные западные ученые Э.Мейман, Э.Торндайк, С.Холл.
-
Россия не осталась в стороне от движения за изучение ребенка и построение системы воспитания и обучения, основанной на знании закономерностей детского развития.
В разработку данной проблематики включились И.А.Сикорский, П.Ф.Лесгафт, В.М.Бехтерев, Г.И.Россолимо и др. Активными сторонниками исследований по изучению детского развития стали А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев, Л.Е.Оболенский, А.Н.Бернштейн, А.Ф.Лазурский.
-
История развития педологии:
Педология была широко представлена на съездах по педагогической психологии (1906 и 1909 гг.). В Петербурге в 1907 г. Бехтеревым был открыт Педологический институт и основан журнал "Вестник психологии, криминологии и педологии". После 1917 г. педологические исследования приняли еще более широкий размах. были проведены конференция (1927 г.) и съезд педологов (1928 г.), выходил в свет журнал "Педология" (1928-1932 гг.)
-
П.П.Блонский (1884-1941 гг.)(биогенетическая концепция развития ребенка)
Ребенок в своем онтогенетическом развитии повторяет все основные стадии биологической эволюции и этапы культурно-исторического развития человечества.
-
Биогенетическая концепция
-
С.С.Моложавый, А.С.Залужный, А.Б.Залкинд(социогенетическая концепция развития ребенка)
акцентировали внимание на определяющей роли в воспитании и формировании личности внешних факторов. РЕБЕНОК = на 90% - продукт средовых воздействий, и лишь на 10% его поведение определяется инстинктами.
-
4 июля 1936 г. ЦК ВКП(б) принял постановление "О педологических извращениях в системе наркомпросов", в котором педологи обвинялись в стремлении нанести вред советской школе.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.