Содержание
-
Технологии рефлексии в педагогическом процессе
-
Рефлексия- от лат. обращение назад, отражение. Рефлексия в педагогике- это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. 2
-
Обучение на основе рефлексируемого опыта Психологи: Д.Боуд, Р. Кеог и Д. Уокер «Смысл образовательного пути – рефлексия» Фазы процесса обучения 3
-
Обращение к опыту как фиксация происходившего без анализа или интерпретации. Обращение к чувствам и переживаниям, сопровождающим опыт, их образная констатация. Повторное обращение к опыту, его переосмысление для формирования теоретических принципов, выступающих как гипотезы. Представление конкретного опыта, «выросшего» в результате рефлексии пережитого, обретение нового опыта. Фазы процесса обучения 4
-
Формы рефлексии Ретроспективная – выявление и воссоздание схем, средств и процессов, имевших место в прошлом. Проспективная – выявление и корректировка схем и средств возможной будущей деятельности. Интроспективная – контроль, корректировка или усложнение мыслительных процессов в ходе реализации деятельности. (по Ладенко И.С.) 5
-
Формы рефлексии (по Ладенко И.С.) Ретроспективная – осмысление. Проспективная – проектирование. Интроспективная – регулирование деятельности «здесь и сейчас». 6
-
Компоненты рефлексии
Педагог Деятельность учащихся Своя педагогическая деятельность Педагогическое взаимодействие Учащийся Своя деятельность Деятельность педагога Педагогическое взаимодействие 7
-
Функции рефлексии/по С.С. Кашлеву/
Проектировочная-моделирование, целеобразование. Организаторская-организация продуктивной деятельности и взаимодействия. Коммуникативная-общение педагога и воспитанника. Смыслотворческая-формирование в сознании участников пед. процесса смысла их деятельности. 8
-
Мотивационная- определение направленности характера, результативности деятельности и взаимодействия учителя и учащихся. Коррекционная- побуждение участников пед. процесса к корректировке своей деятельности и взаимодействия. 9
-
Компоненты рефлексии1.Фиксирование состояния развития
Сферы: Эмоционально-чувственная(положительные, или отрицательные эмоции-радость, огорчение, чувство разочарования, успех….. Потребностная-пассивное, или активное состояние, появилось ли стремление, желание к деятельности, к саморазвитию…. Мотивационная-насколько деятельность оказалась личностно значимой, внешние и внутренние мотивы. 10 /по С.С. Кашлеву/
-
Сферы: Сфера интересов-какие интересы появились,на что они направлены, уровень интереса… Сфера ценностных ориентаций-что явилось личностной ценностью, как обогатился спектр ценностей, в чем проявилась ценность… Деятельностная сфера-какую деятельность это взаимодействие провоцирует, какую корректирует, от какой заставляет отказаться, насколько обогащает опыт деятельности… 11 / по С.С. Кашлеву /
-
Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития
Сферы: Гностическая сфера-что произошло со знаниями (произошло ли их наращивание, углубление, систематизация), что нового узнал… Сфера сознания-произошло ли осознание своей деятельности, осознает ли себя субъектом деятельности/взаимодействия, как изменилась «Я-концепция» (система представлений о себе), самооценка своей деятельности… Сфера умений-какие умения приобрел/не приобрел, как изменился уровень умений… 12 / по С.С. Кашлеву /
-
Компоненты рефлексии2.Определение причин и причинно-следственных связейзафиксированного состояния развития
Возможные причины: успешность деятельности /взаимодействия; смена видов деятельности; интересное содержание; благоприятная атмосфера общения; возможность творчества; полилог; диалог; 13 /по С.С. Кашлеву/
-
Возможные причины: личностная ценность; значимость обсуждаемых проблем, или осуществляемой деятельности; инновационные педагогические технологии 14 /по С.С. Кашлеву/
-
Компоненты рефлексии3. Оценка участниками педагогическогопроцесса продуктивности своего развития в результате состоявшегосявзаимодействия.
Мнениео степени, уровне своего развития и влиянии на него отдельных компонентов педагогического взаимодействия (содержания, деятельности, общения,педагогических технологий); установление самим субъектом качества, степени, уровня развития, качества реализованного взаимодействия. 15 /по С.С. Кашлеву/
-
Критерии оценки- компоненты состояния развития (эмоциональное состояние, состояние мотивов, деятельности и т.д.). 16 /по С.С. Кашлеву/
-
Технологии рефлексии1. Рефлексивный круг
Все участники взаимодействия садятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии: -расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу урока и в его конце; -что нового вы узнали, чему научились; -каковы причины этого; -как вы оцениваете свое участие в уроке (внеклассном деле). Участники высказываются по кругу в соответствии с заданным алгоритмом. Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг. 17 / по С.С. Кашлеву /
-
Технологии рефлексии2. Рефлексивная мишень
10 5 0 Деятельность учащегося Содержание Деятельность педагога Форма, методы После заполнения мишени, педагог вывешивает ее и делает краткий анализ. 18 /по С.С. Кашлеву/
-
Технологии рефлексии Рефлексивная мишень
10 5 0 Желание работать Понимание материала Настроение на уроке 1 2 3 4 1 2 3 4 1 1 2 2 3 3 4 4 Работоспособность 19
-
Технологии рефлексии«Мини-сочинение»
Возможные темы: «Я-в уроке, урок-во мне». Варианты- «Мое участие», «Мой вклад в урок», «Значение урока для меня» и т.д. «Мои мысли о своем участии в деле». «Как я оцениваю результаты мероприятия». «Что мне дал этот урок». 20 /по С.С. Кашлеву/
-
Технологии рефлексииКлючевое слово
С чем ассоциируется содержание урока, мероприятие, деятельность педагога и т.д. «Зарядка» Оценка деятельности, или ее компонента производится с помощью условных движений. «Анкета-газета» Оценка выражается на большом листе бумаги в виде рисунков, карикатур, стихотворных строк, пожеланий, вопросов, прозаических текстов-статей и т.д. 21 /по С.С. Кашлеву/
-
Технологии рефлексии
«Заверши фразу» Во время занятия я научился /почувствовал, приобрел и т.д./…. Игра заставила меня задуматься…. На занятии мне особенно понравилось…. Обращение с природой для меня-это… «Цепочка пожеланий» Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ. 22 / по С.С. Кашлеву /
-
«Острова» Бермудский треугольник о. Грусти О. удовольствия о.Тревоги о.Просветления о. Воодушевления О.Неопределенности о. Недоумения о.Радости 23 /по С.С. Кашлеву/
-
«Рефлексивный ринг» Каждый из участников состоявшегося дела приглашается в круг, рефлексируя итоги и ход дела по заданному алгоритму: -эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний; -причины состояния; -оценка прошедшего дела и т.д. После рассказа-рефлексии участника, другие обращаются к нему с вопросами, углубляя рефлексию. На ринг можно приглашать и пару учащихся-они обмениваются вопросами между собой, а затем отвечают на вопросы группы. 24 /по С.С. Кашлеву/
-
Спасибо за внимание! Городничева Е.А. г.Мценск
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.