Содержание
-
Технология логопедического обследования
Дифференциальная диагностика форм речевой патологии
-
Этапы обследования
Ориентировочный. Диагностический. Аналитический. Прогностический. Информирование родителей.
-
Ориентировочный этап
Задачи: Сбор анамнестических данных; Выяснение запроса родителей; Выявление предварительных данных о индивидуально-типологических особенностях ребенка.
-
Виды деятельности: Изучение медицинской и педагогической документации; Изучение работ ребенка; Беседа с родителями.
-
Ориентировочный этап:выявляемые данные
-
-
-
Ориентировочный этап
Выводы: Наличие органического или функционального нарушения; Направления обследования; Уровень предъявляемого речевого материала; Набор методик и тестов; Способ предъявления материала; Дозирование нагрузки; Способы установления контакта.
-
Диагностический этап
Задачи: Выявить, какие языковые средства сформированы к моменту обследования; Обнаружить, какие языковые средства не сформированы к моменту обследования; Определить характер несформированности языковых средств; Установить, в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорение, аудирование, чтение, письмо); Проанализировать, какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.
-
Виды деятельности: Педагогический эксперимент; Беседа с ребенком; Наблюдение за ребенком; Игра.
-
Принципы: Принцип индивидуального и дифференцированного подхода; От общего к частному; От сложного к простому; От продуктивных видов речевой деятельности к рецептивным; От активного владения к пассивному (от употребления к пониманию).
-
Диагностический этап:технология обследования речи дошкольников
Обследование диалогической связной речи и коммуникативных навыков Особенности коммуникативного поведения Специфика использования лингвистических и паралингвистических средств Обследование монологической связной речи Специфика построения текста Специфика использования языковых средств Общая характеристика речи Направления углубленного исследования при наличии показаний Лексический запас Грамматический строй Звукопроизношение Слоговая структура Обследование фонематического восприятия Двигательные функции и строение артикуляционного аппарата
-
Диагностический этап:технология обследования речи школьников
Обследование процесса письма Обследование процесса чтения Обследование устной речи по показаниям Обследование психических процессов, оптико-пространственных представлений и графо-моторных навыков по показаниям Текстовая компетенция Словарный запас Грамматический строй Фонематическое восприятие и звуко-буквенный анализ Слоговая структура слова Звукопроизношение Строение и функции артикуляционного аппарата
-
Диагностический этап:обследование связной речи
Виды связной речи: Диалогическая Монологическая (обследуется после 4,5 лет)
-
Диагностический этап:обследование диалогической речи
Проводится в процессе беседы Оценивается:
-
Диагностический этап:обследование монологической речи
Виды работы: Составление описательного и /или повествовательного текста; Пересказ описательного и/или повествовательного текста (ответы на вопросы); Сокращение (компрессия) текста; Соотнесения текста и картинки или объекта. Виды помощи: Наличие наглядных опор; Стимуляция активности; Наводящие вопросы; Организующая помощь.
-
Оценивается
-
Параметры анализа связного высказывания
Качества текста Вид задания: составление связного рассказа (с опорой/без опоры, повествования, описания); Самостоятельность выполнения задания (составил самостоятельно; требовалась стимуляции в виде поощрения (другая); составил по вопросам; не смог составить); Степень развернутости (примерное количество предложений); Тематичность (рассказ соответствует избранной (предложенной) теме; тема раскрыта полностью; наличие неоправданных отступлений от темы; тема раскрыта не полностью); Связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи (союзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.); в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями; Последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность; предложения (или части) в рассказе расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой.
-
Грамматическое оформление Тип предложения (отсутствует, назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами, использует разнообразные виды предложения адекватно замыслу); Развернутость предложения (длина в среднем); Наличие аграмматизма: степень выраженности (отсутствие грамматических форм, использование отдельных грамматических форм (каких?), грубый, негрубый, отдельные, неустойчивые ошибки); уровень проявления (словоизменение, словообразование, синтаксис).
-
Словарный запас соответствует возрастной норме; ниже возрастной нормы; ограничен лепетными словами; ограничен бытовой лексикой, соотношение активного и пассивного словаря; трудности актуализации словаря - с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу; представленность в словарном запасе различных морфологических категорий – существительных, глаголов, прилагательных, наречий (преимущественно представлена конкретная бытовая лексика, преимущественно использует глагольную лексику, незначительный объем прилагательных, наречий и др.); использует однообразную лексику.
-
Звуковая сторона речи Звукопроизношение сформировано (не сформировано); Состояние слоговой структуры слова (с какими слоговыми структурами не справляется: многосложными, со стеченьями согласных, малознакомыми), характер ошибок.
-
Паралингвистические средства Речь выразительная (невыразительная); интонационно оформленная, монотонная, наличие затруднений в использовании вопросительной интонации, выделении логического ударения, паузации; Наличие слов с неправильно интонационно выделяемым ударным слогом. Особенности голосоведения Особенности голоса (хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, мало модулированный, без особенностей); Атака голоса (мягкая, твердая, придыхательная); Речевое дыхание: без особенностей, поверхностное, короткий речевой выдох, несовпадение вдоха и логических пауз, короткий судорожный вдох, речь на вдохе. Темп: Речь скандированная, темп ускорен, замедлен, без особенностей. Наличие продолжительных пауз хезитации. Наличие заикания.
-
Диагностический этап:обследование словарного запаса
Цели и задачи обследования Выявить своеобразие словарного запаса ребенка (количественный и качественный состав, соотношение активного и пассивного словаря, адекватность использования словарных единиц); Определить характер затруднений в использовании словарных единиц ( трудности актуализации, смешение слов по звуковому сходству, использование слов в ситуативно-связанном значении, использование слов в расширенно недифферинцированном значении, несформированность переносного значения и др.); Выяснить характер организации лексикона (соответствие социальным и возрастным нормативам, уровень сформированности парадигматических и синтагматических отношений).
-
Материал для обследования: Реальные объекты Предметные и сюжетные картинки Вербальный материал (для дошкольников предъявляется в устной форме, для школьников, владеющих чтением может предъявляться в письменном виде).
-
Диагностический этап:обследование грамматического строя
Цели и задачи: Выявить своеобразие грамматического строя речи ребенка (количественный и качественный состав, соотношение активной и пассивной грамматики, адекватность использования грамматических форм и конструкций); Определить характер затруднений в использовании грамматических форм и конструкций ( трудности актуализации, гипергенерализация, трудности линейного развертывания, отсутствие грамматических единиц и конструкций и др.); Выяснить уровень обучаемости системным грамматическим единицам (уровень сформированности языковой способности).
-
Материал для обследования: Реальные объекты Предметные и сюжетные картинки Вербальный материал (для дошкольников предъявляется в устной форме, для школьников, владеющих чтением может предъявляться в письменном виде). Действия
-
Диагностический этап:обследование звуковой стороны речи:
Цели и задачи обследования: Выявление правильно произносимых ребенком звуков и дефектно произносимых; определение характера дефекта, особенностей проявления; Определение уровня владения слоговыми структурами; наличие трудностей в воспроизведении слогоритмических структур и их характер; Выяснение уровня сформированности фонематического восприятия; характер затруднений.
-
Материал для обследования: Реальные объекты Предметные и сюжетные картинки Вербальный материал (отраженное и сопряженное проговаривание) Игровая деятельность, свободная беседа.
-
Диагностический этап:обследование строения и двигательных функций артикуляционного аппарата:
Цели и задачи обследования: Выявление отклонений в строении артикуляционного аппарата, обуславливающих дефекты звукопроизношения; Определение недостатков двигательных функций артикуляционного аппарата (нарушения тонуса, ограничения движений, трудности переключения, др.); Выяснение состояния двигательных функций мимических мышц.
-
Аналитический этап
Цели и задачи Интерпретация полученных данных. Заполнение речевой карты. Формулировка заключения.
-
-
-
Только для первичной формы речевой патологии
-
Прогностический этап
Цели и задачи Определить прогноз дальнейшего развития ребенка. Выяснить основные направления коррекционной работы с ним. Решить вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.
-
Организационные формы реализации образовательных маршрутов: Индивидуальные занятия по индивидуальной программе в условиях специализированного учреждения; Групповые занятия по определенной образовательной коррекционной программе в условиях специализированного учреждения; Групповые занятия в сочетании с индивидуальными занятиями (сочетание стандартной образовательной коррекционной программы и индивидуальной программы); Занятия в условиях интеграции (дифференцированное обучение по общеобразовательным программам в условиях общеобразовательного учреждения) в сочетании с индивидуальными занятиями по индивидуальной программе; Занятия со специалистами в домашних условиях; Занятия с родителями при консультативной поддержке специалистов; Занятия с длительным отрывом от родителей (стационарное лечение, санатории, группы круглосуточного пребывания, интернаты и т.п.).
-
Информирование родителей
Беседа должна строиться на доступном для понимания родителей уровне; Беседа должна быть построена с учетом родительского чувства любви к ребенку; Беседа должна быть построена в конструктивном направлении: надо отвечать на вопрос «Что делать», а не «Кто виноват»; Логопед должен деликатно сообщить родителям всю информацию, которая была получена в процессе обследования, какой бы неожиданной и неприятной для родителей она бы ни была, подкрепляя свои слова примерами из обследования; Необходимо попросить родителей записать те неотложные действия и мероприятия, которые они должны осуществить в ближайшее время; Вопрос о дальнейшем обучении ребенка, выяснение формы организации коррекционной помощи решается совместно с родителями; В заключение беседы решается вопрос о необходимости повторных обследований и их периодичности.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.