Содержание
-
ТЕХНОЛОГИЯ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Леонова Н.Н.) Дымова Ирина Вячеславовна – воспитатель Автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования г. Долгопрудного центр развития ребенка – детский сад №26 «Незабудка» (АОУ детский сад № 26 «Незабудка»)
-
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» (Д.С. Лихачев)
-
АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических ценностей семьи, родного края в самом нежном возрасте – есть самый естественный, а поэтому и верный способ гражданско-патриотического воспитания, формирования чувства любви к своему краю, к Родине. Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном мире актуальна. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. Но если мы не научим ребенка любить свою страну: ее леса, моря, озера, горы, исторические памятники, словом рукотворные и природные чудеса, то кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениями, и болеть ее горестями. Судьба Родины в руках человека. Родина такова, какой мы ее делаем сами. Желание беречь и приумножать исторические и природные богатства - вот цель воспитания любви к Родине, воспитание патриотов своего Отечества.
-
ЦЕЛЬ Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у них интереса к национальной культуре, обычаям, традициям.
-
Задачи 1. Формирование чувства привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному городу, своей Родине. 2. Формирование чувства любви к родному краю, своей малой Родине (Подмосковью) на основе приобщения к родной природе, культуре, народным традициям и промыслам. 3. Формирование представлений о России, как о своей Родине.Москве - столице России. 4. Воспитание чувства патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами художественно – эстетического, социально – коммуникативного и познавательного развития. 5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики. 6. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам населяющим территорию России.
-
Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо: Создание благоприятных материально-технических и социальных условий; Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей; Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека; Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.
-
:Отбор содержания работы основывается на главных педагогических принципах:
Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой; Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания; Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности; Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.; Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении; Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.
-
Содержание работы по направлениям включает: Формирование у ребенка следующих понятий: «Я и моя семья», «Мой дом»,«Любимый детский сад». Знакомство с родным городом, значимыми объектами, природой, традициями, историей и наиболее значимыми историческими событиями малой Родины. Знакомство с профессиями. Знакомство с государственной символикой г. Долгопрудного, Московской области. Знакомство с территорией Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями в истории страны. Знакомство с героями сказок и их подвигами. Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями. Знакомство с устным народным творчеством: потешками, закличками, народными игрушками и забавами, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством. Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия родного края и России. Формирование у ребенка понятий: семья, связь времен, составление родословной.
-
Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы:
-
Средства обучения
-
Этапы построения занятий
Организационный – нацелен на формирование у детей познавательного интереса, связанного с новой областью знаний. Дети учатся выражать свои интересы, свое настроение, понимать желание и потребности других детей. Практический – дети применяют на практике раннее полученные знания и умения, приобретают новые. Заключительный – целью является осмысление детьми полученных знаний и умений, т.е осознание ими возможности использования приобретенных знаний и умений в различных ситуациях.
-
Тематические блоки
«Я и моя семья» «Культура и традиции, Народные промыслы» «Вижу чудное раздолье» «Я и Родина» «Никто не забыт, ничто не забыто» «Педагогическое сопровождение семьи»
-
«Формирование знаний о семье, дружбе, ближайшем окружении»1. БЛОКВажным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинаетсяс отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к родителям, пожилым людям, сверстникам. С целью формирования умения понимать и анализировать свои поступки мы провели занятие, развлечение, досуг , мастер – класс на темы: «Моя семья», «Мамин день», «Праздник бантиков» , фоторамка «Автомобиль – подарок для папы», «мама, папа, я – дружная семья! »
-
2. БЛОК«Культура и традиции, народные промыслы»
Знакомим детей с традициями и бытом России. С историей возникновения народных игрушек, с декоративно-прикладным искусством, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью проводим занятия, развлечения, праздники: «Гуляй, широкая Масленица», «Праздник Русского платка», «Народная игрушка - Матрешка», «Рождественские колядки», «Украсим Дымковскую игрушку» и т.д.
-
3. БЛОК «Я И РОДИНА»
Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: презентации, видеоматериал, репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной провожу систематически, последовательно и поэтапно.
-
4. блок«Никто не забыт, ничто не забыто»
Мы проводим занятия, утренники, праздничные концерты о Великой Отечественной войне, солдатах Российской армии. Участвуем в акции «Бессмертный полк». Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинов Российской армии. Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных и смелых российских воинов.
-
5.БЛОК «Вижу чудное раздолье…»
В мероприятиях, реализуемых в данном блоке, расширяются представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием стали экскурсии в на канал им. Москвы реки, в усадьбу Мысово, Яблоневый сад, Долгопрудненский исторический музей, во время которых они получили возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, полюбоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Традиционной стала акция «Подкормим птиц зимой». Во время прогулки дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями и следами птиц на участке. Во время прогулок мы собираем разнообразный природный материал.
-
6. БЛОК«Педагогическое сопровождение семьи»
В работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Так прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Сила родительского примера в воспитании патриотов своей страны значительна. Ребята умеют слушать и запоминать, а родительские воспоминания о прошлом оставят в их сердцах глубокий след. Все, что характерно настоящей семье — святое отношение к духовным и культурным ценностям, должно быть передано в наследство. В дальнейшем дошкольные учреждения, школа отшлифуют качества, которые необходимы гражданину-патриоту.
-
Сотрудничество с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию
-
Заключение
Всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека. Патриотизм нужно прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Дети — это наше будущее, а будущее будет таким, каким мы его сами сделаем!
-
Список литературы
ДыбинаО.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. – М: Мозаика – Синтез, 2016. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой– М.: Мозаика – Синтез, 2014 Затулина Г.Я. Россия – Родина моя. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации. -М.: Центр педагогического образования, 2017. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой Родиной: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2016. (Библиотека Воспитателя) Михеева Е.В. Современные технологии образования дошкольников. - Изд. 2-е, перераб.-Волгоград: Учитель.-222 с. Косарева В.Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3 – 7 лет.- М.: Учитель, 2019. Леонова Н.Н. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. - М: Учитель, 2019.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.