Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 73 «Малыш» города Смоленска СИСТЕМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 73 «МАЛЫШ» (из опыта работы) Старший воспитатель Васильева Оксана Анатольевна
-
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв
-
Проблема гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место. В.А Сухомлинский, А.С. Макаренко и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания гражданско-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим проблема гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Это чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания. В последнее время появился термин «новый патриотизм». Он включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
-
В нашем детском саду при организации гражданско-патриотического воспитания детей ставятся следующие цели: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные цели достигаются во всех видах детской деятельности.
-
Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников РЕБЕНОК СЕМЬЯ ДЕТСКИЙ САД РОДНОЙ ГОРОД РОДНАЯ СТРАНА
-
Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков: Я и моя семья. Мир ребенка начинается с его семьи. Дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях.
-
Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков: Детский сад В младших и средней группах через игры, экскурсии, прогулки, занятия учим ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережно относиться к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе. В старших и подготовительной к школе группах учим свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, приобщаем к мероприятиям, которые проводятся в детском саду. Учим соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи, учим быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях. Воспитываем бережное отношение к детским игровым постройкам.
-
Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков: Родная природа Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.
-
Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков: Родной город. Родная страна Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, учреждениях, знаменитых земляках. Из этого блока дети получают географические сведения о территории нашей страны (глобус, карта). В средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей группе расширяют представления о значении государственных символов России, воспитывается уважительное отношение к ним, знакомятся со столицей нашего государства, другими городами России, знаменитыми россиянами. У детей формируется представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Формируются также основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к России.
-
Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков: Родная культура Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока мы знакомим детей с устным народным творчеством: сказками, праздниками, народным декоративно-прикладным искусством. Стараясь сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте регулярно устраиваем экскурсии в наш мини-музей, где воспитанники знакомятся с историей, с предметами русского быта. Участвуем в народных праздниках.
-
Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков: Родная культура Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока мы знакомим детей с устным народным творчеством: сказками, праздниками, народным декоративно-прикладным искусством. Стараясь сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте регулярно устраиваем экскурсии в наш мини-музей, где воспитанники знакомятся с историей, с предметами русского быта. Участвуем в народных праздниках.
-
Помимо специально организованных занятий, бесед, целевых прогулок большая роль в реализации данных блоков отводится совместной деятельности взрослых с детьми. Используются дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые игры с детьми, которые помогают формировать соответствующие знания и навыки. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств: Тематический досуг ко Дню матери Новогодний утренник День защитников Отечества Масленица День Победы День защиты детей Конкурсы, викторины, соревнования
-
Чтобы достичь поставленных целей, мы организуем работу по патриотическому воспитанию, создавая для детей теплую, уютную атмосферу, стараясь, чтобы каждый день ребенка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
-
В нашем ДОУ наряду с Основной образовательной программой дошкольного образования реализуются парциальные программы так называемого регионального компонента: «Край мой Смоленский» под редакцией Т.М. Жаровой, В.А. Кравчук. «Юный эколог» под ред. С.Н. Николаевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой;
-
Особое внимание в программе уделяется возможности реализации принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Ближайшее окружение, та общественная среда, в которой живут дети, является основой для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Вначале педагог продумывает, как и через что можно показать детям связь родного города и семьи со всей страной, подчеркнуть, что будет содействовать этнокультурной социальной ситуации развития детей: особенности природы; люди, которые прославили свой край трудом, достижениями в искусстве, спорте; люди, которые приобрели известность не только в крае, но и в стране и за её пределами. Демонстрируется то, что наличествует в нашем родном крае, но характерно также и для всей страны: охрана природы; труд людей; соблюдение традиций, связанных с празднованием знаменательных дат; проживание людей разных национальностей.
-
Исходя из всего вышесказанного, опираясь на принципы построения ООП ДО и в соответствии с ФГОС ДО нами был разработан проект «Гражданско - патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения» Проект создан для работы с детьми дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по гражданско - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
-
Актуальность проекта Современные дети обладают недостаточной информацией о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Педагогам необходимо подбирать такие методы и приемы работы, которые помогут современному ребенку понять особую значимость своей страны, ее героев, исторических деятелей, архитектуры. Важная роль в работе по гражданско-патриотическому воспитанию отводится взаимодействию ДОУ с родителями.
-
Цели проекта воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей; создание в ДОУ предметно-развивающей среды для реализации проекта. Гипотеза проекта Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться как в повседневной жизни, так и во время непосредственно-образовательной деятельности по познанию окружающего мира.
-
Задачи проекта Воспитывать у детей: Развивать у детей: Формировать у детей: Стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность Стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса Уважительное отношение к наследиям других народов Патриотизм, уважение к культурному прошлому России, своего города Гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России, города Познавательные процессы и мыслительные операции посредством специальных игр и упражнений Представления о народной культуре, о разнообразии и образе жизни людей, населяющих Россию Чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям Представление о России как о родной стране Умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать
-
Принципы работы принцип личностно-ориентированного общения; принцип культуросообразности; принцип свободы и самостоятельности; принцип гуманно-творческой направленности; принцип интеграции различных видов детской деятельности;
-
Этапы реализации проекта
-
Информационо-аналитический (подготовительный) этап Анализ целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования; Проведение и интерпретация результатов психолого-педагогической диагностики; Определение направлений реализации проекта; Определение ожидаемых результатов реализации проекта; Включение в календарно-тематическое планирование тем недели по гражданско-патриотическому воспитанию: «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Мир природы», «Город мастеров», «Народная культура и традиции», «Неделя Белоруссии», «День Победы», «Я – человек», «Моя семья», «Дружба», «Миром правит доброта» и т.д.
-
Творческий этап предполагает совместную деятельность участников образовательного процесса, развитию гражданско-патриотических чувств, способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях ДОУ и семьи. На этом этапе работа проводилась в нескольких направлениях: - привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера, конкурсы детского творчества, конкурсы чтецов); в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов); - работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм, средств патриотического воспитания детей; - работа с социумом по реализации задач патриотического воспитания: средняя школа, детская библиотека. - слежение за ходом выполнения проектно-поисковых работ по сбору, оформлению и представлению (презентации) результатов реализации тематических проектов
-
Творческий (основной) этап Оформление стендов
-
В ходе реализации творческого этапа проекта было создано: система непосредственной образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности; банк данных об оценке качества гражданско-патриотического развития детей в ДОУ. фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области гражданско-патриотического воспитания дошкольников; разработаны методические рекомендации по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников; обогатили развивающую предметно-пространственную среду ДОУ по гражданско-патриотическому развитию детей;
-
По результатам итоговой диагностики, дети показали высокие результаты в области гражданско-патриотического воспитания. Дети знают: свой домашний адрес; место работы родителей; место проживания (улица, город, страна); национальность, язык, традиции; иметь представление о многообразии народов, населяющих нашу родину; название планеты, на которой мы живём; природу родных мест, флору и фауну. На заключительном этапе будут подведены итоги большой работы по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников, собран и обобщен методический материал
-
Перспектива дальнейшего развития проекта Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена. Хочется подвести итог словами Василия Александровича Сухомлинского: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
-
Хочется верить, что проводимая в нашем детском саду работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России. А еще мы активно интересуемся историей, культурой не только своей Родины, но и наших близких, добрых соседей – Республики Беларусь. У нас общие границы, мы понимаем друг друга без переводчика. Много общего и в истории, культуре, традициях наших народов. Мы учимся сами и учим детей беречь все это богатство. И не только беречь, но и умножать его. Такая ответственная работа ждет наших детей в недалеком будущем! А пока наша задача накапливать знания и обогащать душу добротой.
-
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
-
Источники: http://i052.radikal.ru/0908/a0/d0c3d793789e.png - сердечко «ромашки» http://s09.radikal.ru/i182/0908/34/2ef8110a2d1d.png- ромашки http://pedsovet.su/ - сайт Литература: Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в период реализации ФГОС. Методические рекомендации / Авт.-сост.: Паршина Т.Б., Корнеева Т.П. – Пенза, 2016. – 116 с. Край мой Смоленский. Программно-методическое пособие по краеведению для детей старшего дошкольного возраста/ Т.М.Жарова, В.А.Кравчук, С.Ю. Шимаковская/Под ред. С.А. Болотовой. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2017.- 28 с. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. - 2-е изд., / Князева О. Л., Маханева М. Д.— СПб: Детство- Пресс, 2010.— 304 с: ил. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду»:/С.Н. Николаева. Мозаика-Синтез; Москва; 2010 – 66 с.: ил. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне.2 М.: ГНОМ и Д, 2008г. В.И.Петрова, Т.Д. Стульник «Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду» Мозаика-синтез, 2008г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.