Содержание
-
МБДОУ ЦРР-Д/С №89 «ПАРУС» ГО «ГОРОД ЯКУТСК»
ПЕСТЕРЕВА ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА, ЛЫТКИНА АВГУСТИНА ЕГОРОВНА «Технология поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к хомусу»
-
актуальность
Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования поликультурной личности подрастающего поколения, то есть осознания ими своей принадлежности к определенной культуре, выбор и осуществление культуросообразного образа жизни, способствующего самоопределению, доброжелательному отношению к другим людям вне зависимости от национальности, культур приобретает особую значимость.
-
Объект исследования: процесс поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу. Предмет исследования: научно – теоретические основы и педагогические условия поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.
-
Цель технологии:
приобретение детьми культурного наследия предков и поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к хомусу.
-
Задачи технологии:
создать культурологическую предметно-пространственную среду развития ребенка; развивать эмпатию, дружеские толерантные отношения, развивать психические процессы, умение видеть прекрасное, исполнительские навыки, формировать эстетический вкус; подвести детей к пониманию искусства, мировой культуры через приобщение к музеям города, слушание игры хомусистов-виртуозов, собственную игру на хомусе и изобразительную деятельность; воспитывать в детях стремление к активному познанию жизни, художественно-речевые навыки, интерес к игре на хомусе.
-
Этапы работы:
1). Поисково- теоретический этап. Изучение и анализ проблемы по теме исследования. 2).Опытно – экспериментальный этап. Проверка эффективности разработанного комплекса педагогических условий формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу. 3).Обобщающий этап. Завершение эксперимента, коррекция, систематизация и обобщение результатов исследования.
-
Принципы технологии:
принцип культуросообразности. принцип расширения связей ребенка с окружающим миром. принцип приоритетности культурного регионального наследия. принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка.
-
I этап – «чарующие звуки хомуса»
Цель занятий – формирование интереса к звукам музыки хомуса в прекрасном исполнении хомусистов- виртуозов Якутии С. Шишигина, П. Оготоева, А. Дегтяревой, Ф. Гоголевой. Методы и методические приемы, используемые на занятиях I этапа – слушание, беседа, диалог, посиделки у камелька, графическая речь, обыгрывание игрового персонажа, создание игровой ситуации, анализ и обсуждение рисунков эскизов.
-
II этап – «история хомуса»
Цель занятий – формирование интереса к истории возникновения хомуса в мире и у нас в республике, подчеркиваем многонациональность хомуса. Методы и методические приемы, используемые на занятиях II этапа – беседа, диалог, посиделки у камелька, посещение музея, метод проектовинтегрированный метод, обыгрывание игрового персонажа, создание игровой ситуации, взаимодействие с родителями – формы работы: семинар, консультация, собрание.
-
IIIэтап «Мы играем на хомусе»
Цель занятий – приобщение к игре на хомусе по желанию и в зависимости от возраста ребенка. Методы и методические приемы, используемые на III этапе – набор детей по желанию в кружок «Дружба», выполнения творческих работ по эскизам, совместная работа с педагогом дополнительного образования по якутскому языку и руководителем изостудии.
-
IVэтап – «ЭтигэнХомус »
Обобщающий этап, где проводится фестивальв стенах детского сада «ЭтигэнХомус». Участники фестиваля – дети подготовительных групп, зрители – старшие и подготовительные группы детского сада, родители, педагоги. В рамках фестиваля – участие в городских и республиканских мероприятиях «Туой, тойук, дуорай, хомус!», «Полярная звезда», «Творческая мозаика», конкурсы рисунков. Методы и методические приемы, используемые на занятиях IV этапа – участие детей в фестивале, где дети смогут применить полученные умения в разных видах деятельности.
-
Заключение
Таким образом, данная технология хорошо вписалась в работу детского сада по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста, и дала хорошие результаты. Мы это судим, и, по отзывам детей и родителей, и по результатам участия в конкурсах: участие в телепроекте детской передачи «Кунчээн» на НВК «Саха» (2010 г.); на городском фестивале «Туой тойук, дуорай хомус» этно-ансамбль детского сада «Догордоhуу» отмечен сертификатом(2011г.); рисунки Белостоцкой Ани, Мавленбаевой Озоды, Фролова Вовы, Новогодиной Анжелы отмечены дипломами I и II и III степени республиканского конкурса рисунков детей «Чарующие звуки хомуса»(2011 г.); в научно – методическом журнале для работников дошкольного образования и родителей « Чемчуук саас» вышла статья « Технология формирования этно – культурной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к хомусу» (2012год).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.