Содержание
-
Деловая игра как форма интерактивного обучения
Сёмкин А.Б., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 12 с. Майкопского
-
Деловая игра
используется для решения комплексных задач, развития творческих способностей, формирования определенных знаний и умений, дает возможность учащимся понять различные позиции в решении проблем.
-
Преимущества деловой игры
Высокая включенность - игровая ситуация настолько эмоционально увлекает участников, что снимает стереотипы общения и поведения, позволяет им максимально раскрыться. Во время деловых игр участники развивают свои навыки, формируют новые умения и учатся действовать в ситуации неопределенности и неочевидности выбора. Деловая игра дает возможность наглядно и просто представить моделирующий процесс на основе социального опыта. Полученные в результате проведения деловой игры умения и навыки имеют более высокую степень усвояемости по сравнению с другими традиционными методами обучения.
-
Этапы деловой игры
I этап подготовки начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и предполагает выбор темы, формирование целей и задач, состава участников, условий проведения, подбор необходимого оборудования и материалов
-
II этап проведения процесс игры (групповая работа, межгрупповая дискуссия). С начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры
-
III этап анализа и обобщения Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В результате педагог констатирует достигнутые результаты, формулирует окончательный итог занятия.
-
Методика проведения деловой игры «Принятие совместного решения»
Цель:приобретение обучающимися практических навыков выработки и принятия совместных решений. Задачи: 1. Получить навыки аналитического мышления, связанного с выбором решения. 2. Определить уровень развития группы, перед которой ставится задача. 3. Усвоить вопрос об эффективности индивидуальной и групповой деятельности применительно к совместным решениям. 4. Выработать некоторые навыки группового взаимодействия, достижения взаимопонимания.
-
Ведущий знакомит участников с проблемной ситуацией. Данная ситуация основана на большом количестве реальных случаев, когда люди выживали или умирали в зависимости от того, какие решения они принимали, ваше "выживание" или ваш "конец" будет зависеть о способности членов вашей группы считаться с вашими мнениями в области относительно малознакомой таким образом, чтобы группа могла принять решения, обеспечивающие ваше выживание. Характеристика проблемной ситуации, сформулированной при участии специалистов и офицеров службы спасения эскадрона 413 транспортной и спасательной базы военных сил Канады, следующая.
-
Сегодня 5 октября. Сейчас около 14.30. Ваш гидроплан только что потерпел аварию недалеко от восточного берега озера Лора в арктической части северной границы Квебек-Ньюфаундленд. В результате аварии погиб пилот, но все пассажиры невредимы. Все промокли до пояса. Вскоре после аварии гидроплан унесло на глубину и он затонул. Тело пилота застряло в кабине. Пилот не смог до происшествия оставить указания кому-либо из пассажиров. Однако приборы показывали местонахождение: 48 км к югу от предусмотренного маршрута и приблизительно 35 км по прямой на восток от Шеффервиля, который был целью путешествия и ближайшим жилым пунктом. Шахтные разработки "Лак Холлингер" заброшены уже давно, после того, как пожар разрушил здания. Шеффер- виль (5000 жителей) — это шахтерский городок (железные рудники), расположенный приблизительно в 485 км по прямой от Сэн-Лоран, в 725 км восточнее от заливов Джеймса и Гудзона, в 1300 км на юг от Полярного круга и в 480 км на запад от побережья Атлантики.
-
До города можно добраться только самолетом или поездом, все проезжие дороги заканчиваются в нескольких километрах от него. Предполагалось, что ваша группа вернется с Лабрадора самое позднее 19 октября, передано по рации сообщение о полете Отделу транспорта. Ближайшая территория покрыта невысоким кустарником с листьями до 10 см в диаметре. Невдалеке можно увидеть несколько возвышенностей со скалистыми верхушками. Тундра (арктические болота) занимает все пространство до возвышенностей и кое-где имеются заросли кустарника. В этом районе приблизительно четверть поверхности занята длинными узкими озерами, простирающимися с северо-запада на юго-восток. Бесчисленное количество ручьев и речушек соединяет эти озера между собой.
-
Температура в октябре колеблется от -3,9 до 2,2°С, крайние пределы от 10 до -17,7°С. Три четверти дня небо покрыто низкими облаками. Ясным бывает в среднем один день из десяти. Слой снега от 15 до 20 см, но толщина снежного покрова значительно меняется из-за ветра, который сдувает снег с открытых участков и наметает сугробы 1—1,5 м глубиной в некоторых местах. Скорость ветра приблизительно 20-25 км/ч, ветер чаще всего с северо-запада. На вас теплое нижнее белье, носки, плотная шерстяная фуфайка, брюки, вязаные перчатки, цигейковая куртка, вязаная шапка и прочные охотничьи сапоги. У всех вместе 153 долл. в бумажных купюрах, 2 пятидесятипенсовика и несколько монет мелочи, карманный нож, имеющий 2 лезвия, огрызок карандаша и воздушная карта района.
-
До того, как самолет затонул, ваша группа смогла спасти 15 предметов, а именно: ♦ магнитный компас; ♦ металлический бидон с 4,1 л кленового сиропа; ♦ спальный мешок, специально для Севера; ♦ упаковка таблеток для очистки воды; ♦ прочная клеенка 6х6 м; ♦ 13 спичек в непромокаемой упаковке; ♦ 7,5 м плетеной нейлоновой веревки, способной выдержать 25 кг; ♦ карманный фонарь с 4 батарейками; ♦ 3 пары снегоступов; ♦ 1 бутылка рома 70 град.; ♦ бритва и зеркало в одном футляре; ♦ механический будильник; ♦ топорик; ♦ дырявая камера диаметром 50 см; ♦ книга "Плавание под Северной звездой".
-
Индивидуальное выполнение задания. Время — 15 мин. Каждому из вас необходимо ранжировать указанные предметы в соответствии с их значимостью для вашего выживания. Поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2— у второго по значимости и т. д., 15 — у наименее важного. Список предметов раздается участникам.
-
Групповое решение проблемы. Время — 30 мин. Ваша группа должна принять решение методом консенсуса. Это означает, что со степенью предполагаемой важности каждого из 15 предметов, необходимых для выживания, должны согласиться все члены группы перед тем, как это станет частью группового решения. Консенсуса достичь нелегко. Следовательно, не любой вариант ранжирования вызовет всеобщее одобрение. Постарайтесь, работая как единая группа, определять и принимать каждый номер лишь при условии, что все члены группы хотя бы частично с ним согласны.
-
Экспертное заключение. Оглашается экспертное заключение. Мнение экспертов таково: предметы следует располагать по степени значимости для выживания, начиная с № 1 (самое важное), до №15 (наименее важное).
-
Расчеты. Прежде всего следует подсчитать абсолютную разницу в баллах между своими ответами и правильными ответами. Далее необходимо просуммировать все разницы в индивидуальном задании. Вычислите средний балл, для чего сложите все индивидуальные баллы и разделите на число человек в группе. Подсчитайте абсолютную разницу в баллах между групповыми ответами и правильными ответами. Просуммируйте все разницы в групповом задании. При этом следует учитывать, что чем меньше указанные суммы, тем лучше результаты.
-
Оценка деятельности участников и групп. Сначала оцениваются результаты индивидуальной работы. Указываются лучшие и худшие индивидуальные результаты, выявляются победители. Далее сравниваются индивидуальные (по среднему арифметическому) и групповые результаты. При этом группе удалось выработать решение, которое лучше, чем отдельные индивидуальные решения. Можно сказать, что члены данной группы успешно "спаслись". Если результат обратный, данной группе "спастись" не удалось.
-
Подведение итогов. Каждая подгруппа анализирует ход обсуждения проблемы, отвечая на следующие вопросы: — Что мешало достижению согласия? — Какова была атмосфера в группе? и т.д. Каждая группа делает выводы о сильных и слабых сторонах коллективного принятия решений. Ведущий организует дискуссию по вопросу о знании и путях нахождения в ходе переговоров консенсуса, способного обеспечить при принятии решения учет наиболее убедительной аргументации со стороны членов группы.
-
Формы и последовательность действий ведущего
Представление исходной информации. Организация деятельности учащихся. Создание оптимального эмоционального режима. Организация обсуждения результатов.
-
Чему можно научиться в деловой игре
проектному мышлению; эффективному взаимодействию в команде; эффективной конкуренции и сотрудничеству; ведению переговоров; публичному выступлению.
-
Какие умения можно развить в деловой игре
Умение работать в команде, устанавливать хорошие отношения с людьми, находить компромиссы и при этом не терять своей собственной цели. Предпринимательские качества (инициативность, лидерство, умение принимать решения и др). Личностные качества, такие как доброта, искренность, веселость, смелость, отзывчивость. Каждый участник будет наблюдать в первую очередь за своими компетенциями, а также и за компетенциями других участников. Таким образом, все смогут получить информацию о том, какие компетенции в них видят другие.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.