Содержание
-
Дополнительное образование детей в образовательном учреждении
pptcloud.ru
-
Нормативно-правовая база дополнительного образования детей
1. Закон РФ «Об образовании» (в редакции, введенной в действие с 15. 01.96 Федеральным законом от 13.01.96 № 12-ФЗ с изменениями на 22.10.07). 2. Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. (Утверждено постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 233 с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.02.97 № 212). 3. Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.1251 -03 (введенные 20июня 2003года постановлением Главного Санитарного врача РФ 3 апреля 2003г. № 27 Д). 4. «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам» (СанПиН 2.2.2.542-96). Заменены на СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 5. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.02 № 30-15-433/16). 6. Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей.
-
Документальное обеспечение дополнительного образования детей общеобразовательного учреждения в течение учебного года
-
Раздел «Дополнительное образование детей» в плане работы школы на учебный год
Основными разделами плана работы образовательного учреждения по вопросам дополнительного образования на учебный год могут быть следующие: анализ работы учреждения по вопросам дополнительного образования за прошедший учебный год; концептуальные основы работы учреждения по проблемам дополнительного образования на планируемый учебный год; план учебно-воспитательной работы системы дополнительного образования учреждения.
-
Раздел «Анализ работы образовательного учреждения по проблемам дополнительного образования детей»
Статистические данные: а) сколько детей занималось в творческих объединениях: всего; по возрастам: -дошкольники; -1-4 классы; -5-8 классы; -9-11 классы; по годам обучения: - первого года обучения; - 2-3 годов обучения; - 4-го и более лет обучения. б) сколько работало детских объединений и учебных групп всего; по направлениям дополнительного образования детей.
-
Анализ деятельности системы дополнительного образования детей общеобразовательного учреждения: 1) какие ставились цели и задачи; 2) направленности и детские объединения; 3) их программно-методическое обеспечение; 4) стабильность состава учащихся детских объединений; 5) результаты реализации образовательных программ (формы выявления результатов, обобщенные данные их выявления); 6) результаты участия воспитанников творческих объединений в массовых и конкурсных мероприятиях (учреждения, района, округа, города, российских и международных конкурсах, выставках и фестивалях); 7) проблемы и их причины; 8) выводы и перспективы.
-
Раздел «Концептуальные основы деятельности образовательного учреждения по проблемам дополнительного образования на учебный год»
1) цели работы учреждения, 2) задачи работы учреждения, 3) приоритетные направления работы учреждения.
-
Раздел «План учебно-воспитательной работы системы дополнительного образования учреждения на учебный год»
Организация учебного процесса учреждения: Содержание учебного процесса: Программное обеспечение учебно-воспитательного процесса (перечень программ дополнительного образования детей). Массовая работа: Кадровое обеспечение (не обязательный раздел в плане работы): Контроль за учебно-воспитательным процессом (формы, сроки): Выявление результатов образовательной деятельности детских объединений дополнительного образования учреждения (форма, сроки).
-
Учебный план дополнительного образования детей общеобразовательного учреждения на год
- содержательные направленности дополнительного образования (в соответствии с современной классификацией); - профили (полные названия) детских объединений; - количественные показатели (количество учебных часов в неделю, количество учебных групп и учащихся, общее количество часов к финансированию); - возрастные показатели (т.к. многие профили дополнительного образования имеют определенные ограничения по возрасту); - нормативно-правовые основания (в соответствии с каким нормативно-правовыми документами разработан учебный план).
-
В пояснительной записке к учебному плану дополнительного образования детей общеобразовательного учреждения необходимо изложить следующие аспекты:
- нормативно-правовые основания для составления (т.е. перечень основных федеральных и региональных нормативно-правовых документов по дополнительному образованию детей, а также собственных документов общеобразовательного учреждения по названной проблеме); - количество и обоснование направленностей дополнительного образования детей (краткое изложение собственных представлений педагогического коллектива общеобразовательного учреждения о необходимости и содержательной ориентации каждой из предлагаемых направленностей); - традиционные профили дополнительного образования и предлагаемые в данном учебном году новые по тематике детские объединения; - обоснование введения в систему дополнительного образования различных по тематике краткосрочных элективных курсов (например, в рамках подготовки к профильному обучению, в контексте реализации тематических программ учреждения и т.д.).
-
Требования к режиму деятельности детей
1. Между занятиями в общеобразовательном учреждении (независимо от обучения) и посещением учреждения дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа. 2. Начало занятий в учреждениях дополнительного образования должно быть не ранее 8.00ч, а их окончание - не позднее 20.00ч. 3. Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресные и каникулы. 4. Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа, в выходные и каникулярные дни - 3 часа. После 30-45 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений. Продолжительность каждого занятия и длительность отдельных видов деятельности приведены в приложении 3СанПиН 2.4.4.1251-03. Занятия с использованием компьютерной техники проводят в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.
-
Требования к медобслуживанию детей.
1. При зачислении в объединение каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю. 2. Медицинское наблюдение за детьми, занимающимися в спортивных школах и секциях, необходимо проводить не реже 2 раз в год. 3. После перенесенных заболеваний дети допускаются к занятиям спортом только со справками врача.
-
Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
Программы могут быть: - авторскими; - модифицированными (при разработке модифицированной программы обязательно в таблице необходимо ввести графу изменения (количество часов, тематика); - типовыми.
-
Программы могут быть: - авторскими; - модифицированными (при разработке модифицированной программы обязательно в таблице необходимо ввести графу изменения (количество часов, тематика); - типовыми.
-
Содержание дополнительных образовательных программ
должно соответствовать: достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию); направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной); современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
-
Должно быть направлено на: создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур; целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья детей; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
-
Структура программы дополнительного образования детей
Титульный лист. Пояснительную записку. Учебно-тематический план. Содержание изучаемого курса. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Список литературы.
-
Оформление и содержаниеструктурных элементов программыдополнительного образования детей
-
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; название дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; срок реализации дополнительной образовательной программы; Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы; название города, населенного пункта, в котором реализуется программа; - год разработки дополнительной образовательной программы.
-
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей № 1 Утверждаю:Директор МУДОД ЦДОД № 1 _____________Л.В. Малышева Протокол педсовета МУ ДОД ЦДОД №1 № __от «___»_____________200_г.ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)_________ «МАРЬЯ-ИСКУСНИЦА»_________ (наименование объединения) _ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО_ (наименование учебной дисциплины, курса)____________________2 ГОДА_________________(срок реализации программы)__ ____ _МОДИФИЦИРОВАННАЯ__________ (вид программы)_________________ 7-9_лет__________________(возраст обучающихся)___ДАНИЛЕНКО ТАТЬЯНА СЕМЕНОВНА___ (Ф. И. О. преподавателя, составителя)ст. Павловская2008 г
-
Проблемы титульного листа
отсутствие обозначения срока реализации, возраста учащихся, наименования города, района, учреждения; утверждение программ в нескольких учреждениях, организациях; указано слишком много «лишней» информации: формы занятий по программе, режим занятий, формы итоговой аттестации учащихся; названия отдельных программ не вполне соответствовали описанному содержанию.
-
2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
направленность дополнительной образовательной программы; новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; цель и задачи дополнительной образовательной программы; отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ; возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы определения их результативности; формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
-
Цели и задачи дополнительных образовательных программ
обучение, воспитание, развитие детей - в развитии (общие и специальные способности);- в обучении (профессиональная подготовка);- в воспитании (личностные качества). Возможна формулировка цели в виде одного предложения при условии наличия всех трех названных выше ее взаимосвязанных составляющих.
-
Цель программы «Марья-искусница»:Формировать познавательный интерес к культуре, искусству России, навыки и умения, позволяющие развиваться детям всесторонне, подвести к осознанному определению своих профессиональных планов, показать применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.
Задачи.Обучающие:• Научить технологии изготовления работ по вышивке, аппликации, вязанию крючком и на спицах, побуждая к самостоятельному созданию авторских работ. • Познакомить с основами цветоведения. • Учить изготавливать на высоком профессиональном уровне вязаные изделия в духе традиций российских мастеров. Развивающие:• Развивать фантазию, прививать интерес к народным ремеслам. • Развивать эмоциональную отзывчивость к произведениям декоративно-прикладного творчества, к искусству. Воспитательные.• Воспитывать художественно-эстетический вкус. • С помощью рукоделия обогатить и разнообразить свой досуг. • Воспитывать способность обучающихся адаптироваться и подготовиться к самостоятельной жизни в современном мире.
-
Ошибки при формулировке целей и задач программы
- формулируется слишком большое (или необоснованно ограниченное) количество целей и задач (что может свидетельствовать либо об их непродуманности, либо о формальном отношении к этому важному вопросу); - подмена целей задачами (т. е. это говорит о том, что педагоги путают процесс образовательной деятельности и его результат); - выделение только узкопрофессиональных целей по своему профилю деятельности (что предполагает недооценку воспитательной роли дополнительного образования, отношение к нему как к сугубо обучающему процессу, результатом которого педагогу видится научение ребенка технологии выполнения данного вида деятельности); - замена целей педагогическими идеями и принципами (например, в качестве цели работы детского объединения декларируется «создание условий для сознательного самоопределения учащихся»); - слишком общая формулировка целей, их абстрагирование от данного вида деятельности (например, «всестороннее развитие личности ребенка»); - дробление задач на отдельные технологические части либо, наоборот, их неоправданное расширение, что не позволяет проконтролировать их выполнение; - разделение целей программы и целей объединения.
-
Проблемы пояснительной записки
Отсутствие описания актуальности программы - свойства отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни с ориентацией на эффективное решение проблем в будущем; Попытка изложения в программе всей истории развития данного вида деятельности и его современное состояние, а не обозначение максимальной приближенности содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей;
-
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
-
Ошибки учебно-тематического плана
-многие авторы при оформлении учебно-тематического плана программы путают его с календарно-тематическим планом занятий на конкретный учебный год, т. е. расписывают в плане тему каждого конкретного занятия. Программа является своего рода «стратегическим» документом, поэтому в учебно-тематическом плане должны быть обозначены основные содержательные блоки программы («узловые» темы) и необходимое количество часов на их изучение с разбивкой на теоретические и практические часы; - учебно-тематический план рассчитан на весь период обучения, а не по каждому учебному году. Данный подход может быть оправдан только в комплексных программах, которых на конкурс поступило не так уж и много.
-
4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
-
Ошибки описания раздела «Содержание программы»:
отсутствие данного раздела вообще; отсутствие содержания практической деятельности детей в каждой учебной теме; слишком лаконичное описание содержания больших разделов программы (на 90-96 учебных часов описано две-три строчки).
-
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); рекомендации по проведению лабораторных и практически: работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.; дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематик опытнической или исследовательской работы и т.д.
-
Необходимые условия реализации программы:
- материально-технические условия, необходимые для нормальной деятельности объединения; - методические условия (дидактические пособия), если обучение ведется по какой-либо конкретной авторской методике; - кадровые условия, если в программе предусмотрено несколько направлений образовательной деятельности или педагогу необходимы коллеги-помощники (концертмейстер, режиссер и т. д.); - внешние условия, определяющие необходимые связи с различными творческими или научными организациями, а также информационную поддержку деятельности детского объединения.
-
6. Список использованной литературы.
-
Ошибки в разделе «Список литературы»:
неполный, слишком скудный список; использование в списке устаревших изданий (1965, 1974 год выпуска изданий); на титульном листе стоит дата утверждения программы –1995 год, а в списке литературы встречаются издания 2003, 2005 года.
-
Ведение журнала творческого объединения дополнительного образования.
Журнал творческого объединения дополнительного образования – это, прежде всего, документ финансовой отчетности за реально отработанное время и требует систематического заполнения в соответствии с требованиями. Педагог дополнительного образования должен заводить журналы установленного образца. Работа в спортивных секциях недопустима без медицинского допуска. Администрация обязана регулярно контролировать ведение журналов.
-
Спасибо за внимание!Успехов в работе!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.