Содержание
-
Развитие движений артикуляционного аппаратадошкольников
-
Разное звучание гласных и согласных звуков зависит в основном от того, что полость рта может менять свою форму и объем, наличию подвижных органов артикуляционного аппарата: губ, нижней челюсти, языка, мягкого неба. Благодаря хорошей подвижности и дифференцированности работы органов артикуляционного аппарата мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке. Точность, сила и дифференцированность этих движений не появляется у ребенка сразу. Она вырабатывается у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
-
Наиболее подвижным органом, входящим в артикуляционный аппарат, является язык. Наибольшей степенью подвижности обладает передняя часть и кончик языка. Кончик может опускаться за нижние зубы (звуки с,з,ц), может подниматься за верхние зубы (звуки т, д, н), может прижиматься к зубам (звук л), может дрожать (звук р). боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов (звуки ш, ж, щ).
-
Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (звук у), могут округляться (звук о), могут обнажать верхние и нижние зубы (звуки с, з, ц, л), могут слегка выдвигаться вперед (звуки ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (звуки п, б, м), приближаться к верхним зубам (звуки ф,в).
-
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этим движением широту рта, что особенно важно при образовании гласных звуков. Мягкое небо может подниматься и опускаться. Выдыхаемая струя воздуха идет через рот, образуются новые звуки.
-
В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны и работа их координирована. При произнесении различных звуков каждый орган занимает определенное положение.
-
Чтобы помочь ребенку выработать эти движения, надо проводить артикуляционную гимнастику, которая помогает скорее сформировать артикуляционную базу, то есть свойственные говорящим на данном языке положения и систему движений органов речи при произнесении звуков речи.
-
Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, не более 3 – 5 минут, желательно перед завтраком. Проводить артикуляционную гимнастику надо сидя, так как в таком положении у ребенка спина прямая, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ежедневно выполняют два – три упражнения, причем новым может быть только одно упражнение, остальные, выполнявшиеся ранее, периодически повторяются и закрепляются. Нельзя говорить ребенку, что он не так выполняет упражнение, это может привести к отказу выполнять движение.
-
ПРИМЕРНЫЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Тренировка нижней челюсти Акулы. На счет «один» челюсть опускается, на «два» - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» - челюсть опущена на место, на «четыре» - челюсть двигается влево, на «пять» - челюсть опущена, на «шесть» - челюсть выдвигается вперед, на «семь» - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
-
Тренировка губных мышц.
Рыбки разговаривают. - Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). - Сжать большим и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз. - Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
-
Упражнения для губ и щек
Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. Голодный хомячок. Втянуть щеки. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
-
Тренировка мышц языка.
- Рот открыт, губы в улыбке, положить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боковые края языка касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счет до 5-10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук «и». - Рот открыт, губы в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить, чтобы губы и челюсти были неподвижны.
-
Тренировка мышц глотки и мягкого неба.
- Позевывать с открытым и закрытым ртом. - Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха. - Произвольно покашливать. - Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки. - Покашливать с высунутым языком.
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.